Скачать 0.86 Mb.
|
Доклад органов исполнительной власти Ярославской области о результатах мониторинга правоприменения РФ за 2011 год В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р органами государственной власти Ярославской области, законодательным (представительным) органом Ярославской области - Ярославской областной Думой, органами местного самоуправления Ярославской области осуществлялся мониторинг правоприменения в отношении отраслей (подотраслей), групп нормативных правовых актов, в том числе наиболее часто используемых в деятельности указанных органов. В целях мониторинга правоприменения анализировались судебная практика, акты прокурорского реагирования, заключения управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, обращения граждан, публикации в региональных средствах массовой информации. В соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 год получены следующие результаты по поставленным вопросам: 1. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (в том числе в пределах действия Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Мониторинг правоприменения в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (в том числе в пределах действия федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Действующее федеральное законодательство в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах содержит объемный перечень нормативно-правовых актов. Основными нормативными правовыми актами в указанной сфере правоотношений на федеральном уровне являются: - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В пределах компетенции на территории Ярославской области приняты и действуют законы Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 7 декабря 2004 г. № 52-з «О пожарной безопасности в Ярославской области», от 30 сентября 2011 г. № 25-з «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны». Проведенный мониторинг показал, что в целом вопросы обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий области на федеральном и региональном уровне урегулированы, все действующие акты по указанному вопросу соответствуют федеральному законодательству. При осуществлении мониторинга правоприменения была проанализирована информация по следующим показателям: - несоблюдения гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина не выявлено; - наличия в нормативных правовых актах коррупционных факторов не выявлено; - коллизий норм права не выявлено; - искажения смысла положений нормативных правовых актов при его применении не выявлено; - неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативного правового акта не выявлено; - использования норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти не выявлено; - заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта не зарегистрировано; - судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявлений в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актом, и основания их принятия не выявлено; - удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с приложением нормативного правового акта, в том числе имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его приложения не зарегистрировано; - зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также случаев привлечения виновных лиц к ответственности не выявлено. В течение 2011 года в средствах массовой информации неоднократно освещались вопросы, связанные с пожарной безопасностью в Ярославской области. Всего вышло 78 статей в федеральных и региональных СМИ. В ходе мониторинга федеральной прессы особый интерес вызвала публикация статьи в «Парламентской газете» от 18.05.2012 о практике применения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». С 01 января 2012 вступило в силу положение закона, предусматривающее лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров. В соответствии с указанным федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров» утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров. Данное положение устанавливает достаточно жесткий перечень лицензионных требований, в том числе и квалификационных требований к специалистам, ответственным за осуществление данного вида деятельности, что может привести к значительному сокращению количества людей и организаций, имеющих право тушить лесные пожары, созданию значительных правовых препятствий для борьбы с пожарами на территориях некоторых заповедников и национальных парков. В ходе мониторинга региональной прессы были выявлены следующие проблемы в обеспечении пожарной безопасности:
Для решения указанных проблем в области пожарной безопасности требуются серьезные финансовые вложения. Вместе с тем, в процессе применения законодательства в данной сфере возникает ряд проблем правоприменительного характера. 1. Кроме того, применение положений Федерального закона от 21 декабря1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на практике вызывает ряд вопросов касательно разграничения полномочий между органами власти. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесена организация тушения пожаров (за исключением пожаров, тушение которых возложено на федеральные органы государственной власти). Полномочия по охране лесов, в том числе тушение лесных пожаров, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Однако в делегировании субъектам Российской Федерации этих полномочий есть противоречия в разных законодательных актах: Лесным кодексом Российской Федерации им вменяется «организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения», а Федеральным законом «О пожарной безопасности» субъектам Российской Федерации переданы полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров). Таким образом, основными проблемами в сфере обеспечения пожарной безопасности и тушения лесных пожаров являются: - во-первых, отсутствие четкого распределения и дублирование полномочий между различными уровнями власти, противоречие разных нормативных правовых актов в части закрепления отдельных полномочий органов власти; - во-вторых, разрушение централизованной системы, обеспечивающей тушение лесных пожаров на труднодоступной территории лесного фонда; - в-третьих, передача полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации без должного финансового обеспечения; - в-четвертых, отсутствие на местном уровне необходимых кадров и ресурсов. 2. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственной противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации. На федеральную противопожарную службу возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях. На противопожарные службы субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. В указанные полномочия противопожарной службы субъектов Российской Федерации не входит профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, которая является одной из основных задач пожарной охраны в целом. Таким образом, отсутствие у органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по профилактике пожаров может негативным образом отразиться на правах и интересах граждан в сфере пожарной безопасности. 3. Что касается полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, то последние закреплены в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О пожарной безопасности», предусматривающих обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, а также создание муниципальной пожарной охраны. Следует также отметить, что создание муниципальной пожарной охраны - это значительные финансовые затраты. Ввиду дефицита бюджетных средств большинство муниципальных образований сегодня не могут себе позволить создание даже небольшого пожарного отряда. Муниципальные образования не обладают кадрами и ресурсами, достаточными для реализации полномочий, постоянно расширяемых федеральными законодателями. В Ярославской области муниципальная пожарная охрана существует только в городе Ярославле. 4. Кроме того, на практике применения исследуемого законодательства в данной сфере возникает коллизия в вопросах пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы, которая заключается в том, что работники государственных противопожарных служб субъектов Российской Федерации (в отличие от работников федеральной противопожарной службы) не включаются в число лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, тем самым для граждан, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью, устанавливается разный объем пенсионных прав. 2. Обеспечение населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказание медицинской помощи различным категориям граждан (в том числе в пределах действия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации). В ходе проведения мониторинга правоприменения по вопросам обеспечения населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказания медицинской помощи различным категориям граждан была проанализирована следующая информация: А). Информация в отношении количества обращений граждан по вопросам обеспечения населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказания медицинской помощи. За 2011 год зарегистрировано 1763 обращения граждан. Из общего количества письменных обращений заявления составляют 95,9 %, количество жалоб - 3,73% , предложения составили 0,37 %, из вышестоящих организаций поступило 944 обращения, что составляет 57,7 %. В результате рассмотрения обращений всем заявителям даны своевременные письменные или устные ответы по существу вопросов, оказана необходимая помощь в организации диагностической и лечебной помощи. Причины обращений распределились следующим образом:
взрослое население - 493, что составило 27,9 %; дети – 159, что составило 9,0 % (2010 г. - 3,0 %,в 2009 г. – 6,6 %).
взрослое население - 65, что составило 3,6 % (2010г. - 8.0 %, в 2009г. – 9,8 %); дети - 13, что составило 0,7 % (2010 г. - 0.7 %, в 2009 г. – 1,5 %);
взрослое население 134, что составило 7,6 % (2010 г. - 12.9 %, в 2009 г.- 7,6 %); дети - 36, что составило 1,4 % (2010 г. - 2.2 %, в 2009 г. – 1,1);
Б). Публикации в региональных средствах массовой информации по вопросам обеспечения населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказания медицинской помощи. Основными темами публикаций являлись вопросы изменения системы оказания медицинской помощи в области охраны здоровья граждан, качества оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными средствами. 1. О применении нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поставленным вопросам. В связи с этим необходимо отметить следующее. План мониторинга правоприменения на 2011 год был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р, после чего был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), вступивший в силу с 01 января 2012 года. Со вступлением в силу Федерального закона № 323-ФЗ утратили силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I и, как следствие, принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым в настоящее время осуществляется лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, вступил в силу 21 октября 2011 года, признав утратившим силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, в 2011 году и в настоящее время в связи с совершенствованием законодательства в сфере обеспечения населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, оказания медицинской помощи различным категориям граждан проводились следующие виды мониторинга: - текущий мониторинг правоприменения в отношении Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I и нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в соответствии с указанными выше законами; - оперативный мониторинг правоприменения в отношении Федерального закона № 323-ФЗ и принимаемых в соответствии с указанным законом нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области. Вместе с тем, в условиях изменившейся нормативной правовой основы регулирования данной сферы отношений в соответствии с вновь принятыми федеральными законами, полагаем целесообразным отразить результаты мониторинга правоприменения с учетом действующего в настоящее время законодательства. 2. В ходе проведения оперативного мониторинга правоприменения Федерального закона № 323-ФЗ были выявлены следующие проблемы: - затруднительным является утверждение порядка осуществления органами государственной системы здравоохранения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждаемого руководителями указанных органов, предусмотренного ст. 90 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку отсутствуют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена Федеральным законом № 323-ФЗ; - полномочиями по контролю (надзору) в сфере охраны здоровья граждан в силу ст. 15-16 Федерального закона № 323-ФЗ субъекты Российской Федерации не наделены. Вместе с тем, в соответствии со ст. 86, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены к органам, осуществляющим государственной контроль в сфере охраны здоровья граждан. Таким образом, необходимо нормативно определить пределы полномочий субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан; - ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ, как и ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, предусмотрено право выбора пациентом врача – на сегодняшний день отсутствует нормативный акт федерального уровня, регламентирующий порядок реализации данного права. Отсутствие необходимого нормативного правового регулирования на федеральном уровне служит причиной снижения эффективности применения указанного выше Федерального закона № 323-ФЗ. 3. Поскольку медицинская и фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, на которые требуется лицензия в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), в ходе проведения мониторинга правоприменения были выявлены проблемы, возникающие при реализации норм Федерального закона № 99-ФЗ. Федеральным законом № 99-ФЗ установлена общая процедура лицензирования. В связи с нечеткой регламентацией процедуры лицензирования, круга проверяемой информации, перечня предоставляемых документов, существует различная практика в части составления актов проверки соискателей лицензии. В частности, в отношении соискателя лицензии проводятся документарная и выездная проверки. Однако нигде не установлено, что данные проверки должны оформляться одним или разными актами проверки, то есть нет разъяснений федеральных служб о составе пакета документов, предоставляемых соискателями лицензии, лицензиатами, а также о количестве и составе документов, оформляемых лицензирующими органами. То же самое касается перечня документов. Действующими нормами права предусмотрено, что соискатель лицензии должен предоставлять документы, подтверждающие законное право пользования оборудованием и помещениями. Но конкретный перечень данных документов нигде не установлен. Таким образом, нормы закона, определяя процедуру лицензирования, позволяют расширительно толковать компетенцию органов государственной власти при проведении проверки лицензионных требований, в связи с чем складывается разнообразная практика применения по всей стране. 4. Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) предусмотрено право граждан, имеющих право на получение социальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ, отказаться от их получения (п. 3 ст. 6.3), в том числе больных с такими социально значимыми заболеваниями, как астма, диабет, онкоболезни и другие, что приводит к уменьшению федерального финансирования. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Таким образом, указанное постановление Правительства Российской Федерации дает возможность отдельным категориям пациентов получать как денежную компенсацию, так и обеспечение лекарственными препаратами. Полагаем, что в условиях изменившегося законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан и установления новых пределов полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 в настоящее время позволяет гражданам необоснованно получать меры социальной поддержи дважды по одному основанию. 5. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), письмами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы № ИА/20555 от 31 октября 2007 г., разъясняющими положения Федерального закона № 94-ФЗ, размещение заказов на поставку лекарственных препаратов должно производиться по международным непатентованным наименованиям (МНН). В связи с этим выигрывает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта. Как правило, это самые дешевые из возможных зарегистрированных дженериков, не оказывающих необходимого терапевтического эффекта. Таким образом, осуществление закупок лекарственных препаратов путем проведения открытых аукционов в электронной форме или способом запроса котировок не дает возможности соблюдения соотношения «цена-качество». Кроме того, в связи со сроками подготовки документации срок от начала проведения закупки до поступления лекарственных препаратов на склад составляет от 1 месяца (запросы котировок) до 3-х месяцев (аукционы), что приводит к несвоевременности предоставления лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на получение социальных услуг. Поскольку качественное и своевременное обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами в зависимости от перечня групп населения и категории заболевания является обязанностью государства, требования Федерального закона № 94-ФЗ и складывающаяся практика его применения влекут несоблюдение гарантированных прав и законных интересов граждан. 6. При выявлении непереносимости лекарственных препаратов и/или возникновении побочных реакций возникает необходимость срочной закупки медикаментов с конкретными торговыми наименованиями. Такая же необходимость может возникнуть при срочной закупке конкретного торгового наименования по жизненно важным показаниям. Такие закупки можно провести только размещением заказа по минимальной цене у единственного поставщика. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заказы на поставки одноименных товаров заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами, т.е. не более 100 тыс. рублей в квартал (глава 6, статья 55, часть 2, пункт 14). При этом под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (глава 1, статья 10, часть 6.1). Номенклатура определена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», в которой лекарственные препараты объединены в такие крупные группы, что это практически не позволяет использовать возможность размещения заказа у единственного поставщика. Кроме того, указанная выше номенклатура товаров по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, части лекарственных препаратов не соответствует общепринятой АТХ (АТС) классификации лекарственных средств (Анатомо-терапевтическо-химическая классификация — международная система классификации лекарственных средств). Возникают проблемы при отнесении лекарственных препаратов к той или иной группе номенклатуры товаров. 7. Полный переход с 2011 года на электронные аукционы в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ во многом упростил процедуру закупок, но вместе с тем появился и ряд проблем при закупках лекарственных препаратов. В связи с недостаточным техническим оснащением участников размещения заказов значительное количество лотов оказывается несостоявшимся. Стоимость участия в электронных торгах для поставщиков в ряде случаев значительно превышает суммы выставляемых лотов, и участие в торгах становится нерентабельным. По этой причине ряд препаратов невозможно закупить путем проведения аукционов, закупки же другим способом не всегда возможно осуществлять из-за соблюдения требований законодательства по одноименности закупаемого товара. 8. Обеспечение лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей относится к полномочиям Российской Федерации. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 682 «О закупках в 2010 году лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 682), от 30 ноября 2010 г. № 961 «О закупках в 2011 году лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» закупки в 2010, 2011 гг. лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - лекарственные средства), осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России). Формирование заявок региона на лекарственные препараты осуществляется в строгом соответствии с формой заявки, на поставку лекарственных средств, утвержденной Минздравсоцразвития России и регистрами пациентов. Закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения пациентов в рамках программы 7 высокозатратных нозологий осуществляет Минздравсоцразвития России по международным непатентованным наименованиям. Информация о закупленных торговых наименованиях доводится до субъекта РФ после проведения процедуры закупок, при поставке препарата в регион. Тем не менее, при обращении пациентов в Минздравсоцразвития России с жалобой об обеспечении препаратами-дженериками, Минздравсоцразвития России рекомендовано регионам закупать оригинальные препараты за счет средств областного бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Однако закупку препаратов регион осуществляет в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ, т.е. также по международным непатентованным наименованиям. Таким образом, возникает противоречие между требованиями федерального законодательства и соблюдением гарантированных прав граждан, нуждающихся в обеспечении необходимыми лекарственными средствами по медицинским показаниям. Именно с этой проблемой связано наибольшее число судебных разбирательств. В суды обращаются граждане с заявлениями о предоставлении лекарственных средств по медицинским показаниям либо об обжаловании действий органов исполнительной власти Ярославской области по незаконной синонимической замене жизненно необходимых лекарств больным по 7 высокозатратным нозологиям. Суды, руководствуясь тем, что указанным выше гражданам гарантировано право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, удовлетворяют требования заявителей, обязывая органы исполнительной власти Ярославской области обеспечивать граждан необходимыми лекарственными средствами. Из изложенного следует, что в целях соблюдения гарантированных прав граждан необходимо внесение соответствующих изменений в указанные выше федеральные нормативные правовые акты, установив возможность обеспечения граждан лекарственными средствами с конкретными торговыми наименованиями по медицинским показаниям. 9. В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» с 01.09.2010 не допускается изготовление аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации. Вместе с тем, на фармацевтическом рынке отсутствуют отдельные виды необходимых инфузионных и инъекционных растворов промышленного производства, широко применяемых в условиях стационарной помощи. Кроме того, в связи с тем, что использовать в изготовлении лекарственных средств можно только зарегистрированные в установленном Федеральным законом № 61-ФЗ порядке фармацевтические субстанции, а ряд субстанций не зарегистрирован как фармацевтические субстанции, это не позволяет их использовать и приводит к снижению номенклатуры лекарственных препаратов, изготавливаемых в аптеках при наличии потребности в данных препаратах. Например: в связи с запросами медицинских организаций области об обеспечении детей раннего возраста, страдающих сердечной недостаточностью, жизненно необходимым препаратом дигоксином в соответствующих терапевтических дозировках считаем необходимым решить вопрос организации производства или ввоза на территорию Российской Федерации субстанции дигоксина, а также детских лекарственных форм, содержащих дигоксин в необходимых дозировках. Для детей раннего возраста, страдающих сердечной недостаточностью, в том числе на фоне пороков развития сердечно-сосудистой системы, по рекомендациям кардиологов назначается лекарственный препарат дигоксин в следующих дозировках: 0,000015 г; 0,00002 г; 0,00003 г. Фармацевтическими предприятиями выпускаются таблетки дигоксина для детей только с содержанием активного вещества 0,0001 г. Достигнуть необходимой точности в дозировке путем деления данной таблетки не представляется возможным. Вместе с тем, приготовление лекарственных форм в условиях производственной аптечной организации также невозможно по причине отсутствия на фармацевтическом рынке субстанции дигоксина. Таким образом, отсутствие необходимых дозировок и лекарственных форм вышеуказанного препарата, применяемых для лечения детей раннего возраста, создает значительные затруднения при оказании медицинской помощи. |
Вологодской области в соответствии с планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2014 год, утвержденным распоряжением... | «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», распоряжением Губернатора области от 03. 10. 2014 №465-р «Об утверждении Плана... | ||
Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год | В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов... | ||
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов... | О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту | ||
«Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов... | Задача Координация деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере информационных технологий и телекоммуникаций... | ||
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной... | Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |