Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования


НазваниеКоллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования
страница1/4
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Протокол заседания

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования

Ярославской области
29 февраля 2012 года
Присутствовали:

Председатель Коллегии - Игнатьев С.И.,

Секретарь Коллегии - Перехватова Е.Ю.,

Члены Коллегии – Горохова Е.В., Задворнова Л.В., Захаров А.С., Лузин А.М., Овчинников В.И., Елизарова Ю.В.
Для участия в Коллегии были приглашены:

Боровицкий М.В., Бабаназарова О.В., Бедзюк М.Д., Галицин В.Ю., Гущин А.Г., Камышенцев С.А., Кондакова И.А., Круглова И.К., Лукьяненко А.В., Маркин А.П., Мартюкова И.Н., Маслов И.А., Мелентьева В.С., Мехтеханова Т.В., Окладников А.Б., Сорокин Л.Б., Сорокин М.С., Палочкина О.В., Тимошенко Н.Ф., Тюфелева Н.Ю., Федоров В.М., Фоменко Г.А., Хабаров М.В.
Повестка дня:

«Об итогах деятельности департамента охраны окружающей среды и природопользования в 2011 году и планах на 2012 год»
Открыл коллегию Игнатьев С.И., директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, председатель коллегии с докладом «Итоги деятельности департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в 2011 году и планы на 2012 год».

Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее – департамент), как орган исполнительной власти Ярославской области, обеспечивает реализацию государственной политики Российской Федерации и Ярославской области и осуществляет исполнительно-распорядительную и контрольно-надзорную деятельность на территории Ярославской области в сфере охраны окружающей среды, водных отношений и недропользования.

В 2011 году департаментом решались следующие основные задачи:

- повышение эффективности работы по исполнению возложенных на департамент полномочий и функций, совершенствование регламентов и практики предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

- обеспечение выполнения программ, мероприятий, планов по охране окружающей среды, водо- и недропользованию, государственному экологическому, геологическому и водному надзору;

- привлечение средств федерального бюджета для осуществления мероприятий в сфере водных отношений на территории области;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водо- и недропользования.

Одним из основных направлений деятельности департамента является совершенствование нормативной правовой основы природоохранной деятельности, управления водными ресурсами и недропользованием на территории Ярославской области с целью совершенствования системы экологического менеджмента Ярославской области.

За 2011 год департаментом разработано и принято 36 нормативных правовых актов (в 2010 году – 68, в 2009 году – 62):

- 31 проект постановлений Губернатора и Правительства области (в 2010 году - 50, в 2009 году – 50);

- 5 приказов департамента нормативного правового характера (в 2010 году – 18, в 2009 году – 12), в том числе приказ об утверждении новой ведомственной целевой программы «Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области» со сроками реализации 2012-2014 годы.

Подготовлен проект закона Ярославской области «Об отходах производства и потребления на территории Ярославской области», принятие которого запланировано на 2012 год.

Деятельность департамента по предоставлению государственных услуг осуществляется в соответствии с принятыми ранее административными регламентами, в которые внесены изменения в соответствии с изменениями федерального законодательства.

В целях получения информации об удовлетворенности получателей госуслуг в 2011 году департаментом инициирован и проведен опрос получателей государственных услуг, предоставляемых в департаменте, и анализ полученных результатов. Информация была размещена на сайте департамента.

Осуществлялось взаимодействие с территориальными органами федеральных природоохранных и природоресурсных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, органами местного самоуправления, общественными организациями. Проведено 72 совместных проверки с прокуратурами области и контролирующими органами (в 2010 году – 50 проверок).

Одним из важных направлений деятельности департамента является оказание организационной и методической помощи органам местного самоуправления по реализации ими полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Продолжая начатую в предыдущие годы работу по совершенствованию системы обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) на территории муниципальных образований области с привлечением администраций сельских и городских поселений во всех 17 муниципальных районах и 3 городских округах области проведены выездные межведомственные совещания, подведены предварительные итоги ранее намеченных мероприятий по оптимизации обращения с отходами, определены конкретные действия по улучшению экологической ситуации в районах.

Планомерно проводимая департаментом работа по учету реально образующихся на территории области объемах ТБО и их фактического количества при размещении в санкционированных местах захоронения позволила подготовить достоверную исходную информацию для создания системы управления обращением с ТБО в области. В последние 2-3 года благодаря системной работе департамента с местными органами власти заметно возрос охват населенных пунктов области системой сбора отходов, хотя следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, число несанкционированных мест размещения отходов продолжает оставаться высоким.

28-29 апреля 2011 года в с. Вятское Некрасовского муниципального района департаментом был проведен учебно-методический семинар на тему «Вопросы охраны окружающей среды в деятельности органов местного самоуправления Ярославской области».

В рамках реализации постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» с целью создания системы безопасного сбора, хранения, транспортировки отработанных энергоэффективных ртутьсодержащих ламп на территории Ярославской области департаментом в течение 2011 года осуществлялся постоянный контроль за своевременной подготовкой, принятием и реализацией органами местного самоуправления городских и сельских поселений области «Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

По состоянию на конец 2011 года из 83 муниципальных образований Ярославской области в 66 такой порядок был разработан, в остальных работа по разработке и согласованию завершается.

В качестве методической помощи департаментом были подготовлены рекомендации по разработке «Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора»» и «Памятка покупателям энергосберегающих ртутьсодержащих ламп» для размещения ее на информационных стендах предприятий торговли, которые были направлены в администрации муниципальных районов.

С целью реализации указа Губернатора Ярославской области «Об установлении особого противопожарного режима на территории Ярославской области» выполнены мероприятия по обеспечению противопожарного состояния полигонов ТБО.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации (от 29.03.2011 №ПР-781) департаментом разработана целевая инвестиционная программа обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами.

Важнейшим направлением развития территории Ярославской области, в том числе территорий муниципальных районов и поселений, является территориальное планирование области. С учетом необходимости создания благоприятной экологической обстановки в 2011 году департаментом рассмотрены и подготовлены заключения на проекты 7 генеральных планов сельских поселений Ярославской области (в 2010 году – 12 проектов) в части обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, на проекты 11 схем территориального планирования муниципальных районов области (в 2010 году – 3 проекта).

Осуществлялся контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных в «Порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» на территориях семи муниципальных районов и городских округов области (г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Переславль-Залесский, г. Тутаев, Ярославский и Тутаевский муниципальные районы).

1 июня 2011 года для представителей экологических служб предприятий Ярославской области департаментом был организован и проведен обучающий семинар на тему «Охрана атмосферного воздуха. Особенности регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». Семинар проходил на территории ОАО «Автодизель», экологи смогли познакомиться с практическим опытом организации этой работы на крупном производстве.

В целях развития межрегионального сотрудничества по вопросам нормативно-правового сопровождения деятельности в сфере охраны окружающей среды и организации обеспечения экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации департаментом были организованы выезды по ознакомлению с организацией регионального мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Череповец Вологодской области (Мэрия г. Череповец, 16 марта 2011 года), в части обмена опытом по организации контрольно-надзорной деятельности на территории Ярославской и Ивановской областей (Департамент государственного контроля Ивановской области, 23 июня 2011 года), по ознакомлению с организацией природоохранной деятельности на территории Нижегородской области, в том числе в сфере обращение с твердыми бытовыми отходами (Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, 19-21 октября 2011 года).

Реализация целевых программ

В 2011 году департаментом реализовывались две областные целевые программы: «Берегоукрепление» на 2010-2013 годы и «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы и ведомственная целевая программы «Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области» на 2009-2011 годы.

В рамках областной целевой программы «Берегоукрепление» проводилась большая работа по строительству объектов берегоукрепления. Из бюджетов различного уровня было выделено 202,12 млн. рублей (в 2010 году – 3,2 млн. руб.). При этом основная доля затрат - 68% осуществлена за счет средств федерального бюджета. За счет бюджетных средств проводилось строительство двух объектов берегоукрепления в центральной части городов Рыбинска и Углича протяженностью более 1,5 километров. Выполнены берегоукрепительные работы. Завершение строительства объектов запланировано на 2012 год.

В 2011 году в рамках областной целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы решались следующие основные задачи:

1. Разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных образований области (далее – ГСО) и на их основе территориальной балансовой схемы обращения с ТБО области (далее – ТБС).

Во всех муниципальных районах и городских округах Ярославской области в соответствии с СанПиНом 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» организована разработка ГСО, основной задачей которых является определение экономически целесообразной схемы сбора, накопления, транспортировки, утилизации (переработки) и размещения (захоронения) ТБО и приравниваемых к ним промышленных отходов. К разработке ГСО на конкурсной основе привлечены проектные организации Москвы, Самары, Ярославля, Костромы.

В Большесельском, Даниловском, Любимском, Некрасовском, Первомайском, Пошехонском, Рыбинском, Ростовском, Ярославском районах и в г. Ярославле разработанные ГСО утверждены. Остальные районы должны завершить процедуры согласования и утверждения.

2. Параллельно на основании данных ГСО проводилась разработка ТБС, основной задачей которой является определение мест экономически целесообразного размещения объектов по переработке, использованию и захоронению ТБО. Фактически речь идет о принципах формирования отходоперерабатывающего кластера на территории области.

ТБС была разработана ЗАО «Центр благоустройства и обращения с отходами» г. Москва и рассмотрена на расширенной коллегии департамента с приглашением представителей муниципальных образований области и на заседании Комиссии Правительства области по природопользованию. ТБС фактически является основным стратегическим документом по работе с ТБО на ближайшие десятилетия, а по отдельным позициям расчет сделан до 20 лет.

В ТБС рассмотрены и просчитаны варианты работы с ТБО и в качестве основного предложен переход на раздельный сбор и сортировку ТБО. Для городов предложена схема в «два контейнера». Данная система управления отходами осуществляет переход к «малому» селективному сбору бытовых отходов. Для этого на контейнерных площадках муниципальных образований устанавливаются 2 типа контейнеров:

- «зеленого» цвета, в который будут собираться коммерчески привлекательные отходы, а именно упаковка;

- «серого» цвета, в который будут складироваться все остальные отходы (пищевые отходы, кожа, резина, дерево, отсев).

Учитывая, что из общего объема отходов около 35% приходится на коммерчески привлекательные, такая схема позволит подвергать транспортировке на полигон и захоронению существенно меньшие объемы отходов.

В соответствии с ТБС вся область поделена на 5 административно-производственных объединений (далее – АПО), каждое из которых по расчетам разработчика может стать самоокупаемым.

АПО -1: Пошехонский, Первомайский, Любимский, Даниловский муниципальные районы;

АПО -2: г.о. Ярославль, г.о. Рыбинск, Ярославский, Рыбинский, Тутаевский, Некрасовский, Большесельский муниципальные районы;

АПО- 3: Брейтовский, Некоузский, Мышкинский, Угличский муниципальные районы;

АПО-4: Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Ростовский муниципальные районы;

АПО-5: г.о. Переславль-Залесский, Переславский муниципальный район.

Ключевым положением ТБС является создание единого оператора по обращению с ТБО на территории всей области или отдельного АПО.

Как вариант в ТБС рассматривается возможность создания единого областного Автономного Некоммерческого объединения «Центр по обращению с отходами Ярославской области». В каждом АПО данное предприятие будет иметь филиал. Подобная схема сейчас закладывается в нормативной правовой базе Российской Федерации.

Юридически важным аспектом является официальное делегирование функций организации сбора, вывоза и утилизации отходов, закрепленных в федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитетами данному предприятию.

Выводы о едином операторе подтверждаются имеющимся опытом других регионов. Опыт Нижнего Новгорода, Самары показал, что система обращения с ТБО может быть окупаемой и эффективной и без резкого увеличения тарифов для населения только в случае единого оператора в сфере обращения с ТБО, который будет отвечать за все стадии обращения с ТБО, начиная от сбора, сортировки и заканчивая захоронением или переработкой.

Более половины всех образующихся ТБО в области это отходы г. Ярославля. На территории областного центра уже сложилась определенная инфраструктура в виде двух крупных предприятий г. Ярославля – ОАО «Скоково» и ЗАО «Чистый город». Возможно начать создание единого оператора на базе этих предприятий. В рамках создания единого оператора Губернатором области было проведено совещание, даны поручения по проработке этого вопроса. В настоящее время обе организации провели оценку предприятий у единого оценщика, работы по выполнению поручений Губернатора области продолжаются.

На 2012-2013 годы в Программе запланировано мероприятие по проектированию и строительству отходоперерабатывающего комплекса за счет внебюджетных инвестиций.

Для реализации мероприятия департаментом в 2011 году были изучены самые различные предложения от организаций, включая зарубежные, такие, как, компания ЕТНА ТЕСН LIMITED PLC (завод по сортировке ТБО и производству биомассы), консорциум Болгарских компаний «Экоэнерго» (комплекс по переработке ТБО и ПЭТ), компания «UNITED COMPANIES «AGZHO» (модель внедрения на территории городов современных методов по сбору, вывозу, утилизации, переработке и размещению отходов производства и потребления).

Изучение опыта других регионов по решению данной задачи показало, что без изменения федерального законодательства все рекомендуемые технологии не укладываются в существующую тарифную политику и бюджетные возможности регионов.

В сложившейся ситуации целесообразно провести первоочередную работу по созданию единого оператора по сбору и утилизации ТБО, и лишь затем переходить к проектированию и строительству отходопереребатывающего комплекса с использованием механизма государственно-частного партнерства, что требует корректировки действующей программы.

3. Кроме вышеперечисленных мероприятий в 2011 году в муниципальных образованиях области проводилась практическая отработка различных схем работы с ТБО.

В Рыбинском муниципальном районе за счет средств областного и местного бюджетов проведен эксперимент по раздельному сбору и сортировке. Эксперимент в Рыбинском районе, основанный в первую очередь на доверии к населению, показал высокую эффективность и рекомендован к применению в других районах, схожих по условиям. (Автор и инициатор проекта - начальник отдела охраны окружающей среды администрации Рыбинского района - В. В. Конов с работой «Основы стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами на муниципальном уровне» стал победителем первого регионального конкурса "Лучший муниципальный служащий». Эта работа и результаты эксперимента были изданы департаментом в виде брошюр).

За счет внебюджетных средств начат эксперимент по раздельному сбору ТБО на основе заглубленных контейнеров в поселениях Ярославского района и строительство мусоросортировочной станции в Ростовском районе.

Оценка результатов работы по реализации программы в 2011 году по утвержденной методике показала результативность – 94,3 % (средняя), эффективность 107,9% (высокая).

В 2011 году департамент завершил реализацию первой ведомственной целевой программы «Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием на территории Ярославской области» на 2009-2011 годы.

В соответствии с данной программой департаментом решались следующие задачи:

- обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;

- осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;

- управление особо охраняемыми природными территориями и биоразнообразием на территории Ярославской области;

- обеспечение органов управления специализированной информацией;

- формирование экологической культуры населения, экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования;

- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Ярославской области;

- создание безопасных условий при обращении с отходами I-III классов опасности (ртутьсодержащие отходы, непригодные к применению ядохимикаты, отходы электронной техники);

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

В области обеспечения органов управления специализированной информацией проведены следующие работы:

-по заказу департамента проведены мониторинговые работы с целью получения информации о загрязнении окружающей среды, в том числе высоком загрязнении и предупреждении о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях – в результате получено 186 бюллетеней и обзоров о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, радиационного фона на территории Ярославской области, информация из которых была использована специалистами департамента при принятии управленческих решений, по заказу департамента с целью расширения регионального мониторинга состояния атмосферного воздуха начаты работы по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха в городе Ростове;

- выполнены исследования качества воды в 15 родниках, являющихся источниками питьевого водоснабжения населения Пошехонского муниципального района. Проведено 1395 анализов по 31 гидрохимическому, санитарно-токсикологическому, бактериологическому показателю, а также методом биотестирования. Согласно полученным данным, родниковая вода в большинстве случаев характеризуется высокими органолептическими качествами, умеренной жесткостью и средней минерализацией. Однако, по содержанию общего железа зарегистрировано 6 проб с превышением ПДК. По результатам биотестирования качества воды количество не токсичных проб составило 86%, токсичных – 14%. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что большинство проб воды не соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям. Таким образом, использовать сырую (некипячёную) воду из родников для питьевых целей не рекомендуется;

- профинансировано проведение лабораторного контроля воды озера Плещеево, являющегося уникальным историческим, геоморфологическим и гидрологическим объектом, а также единственным источником питьевого водоснабжения г. Переславля-Залесского. В соответствии с техническим заданием отобрано и проанализировано 513 проб и выполнено 1580 химических анализов воды по основным химическим показателям, которые позволили составить картину, как о состоянии водоема, так и поступающих загрязнениях, и проведено 30 маршрутных обследований. В результате маршрутных обследований ликвидированы многолетние несанкционированные свалки в районе автодороги, соединяющей с. Ям и с. Красное. Организованы посты сбора бытовых отходов в водоохранных зонах реки Кухмарь и реки Куротень. Проведено обустройство родника в районе Никитского монастыря, родника в местечке Коровино. На реке Черноречка в районе ЗАО «Завод ЛИТ» в черте г. Переславля-Залесского укреплена железобетонными плитами набережная, проведены работы по удалению старых деревьев и кустарников у уреза воды;

- проведены работы по оценке современного состояния озера Неро в Ростовском муниципальном районе Ярославской области. На основе систематизации всех опубликованных материалов и результатов исследований, проведенных учеными ЯрГУ им. П.Г. Демидова, определены узловые направления исследований, которые необходимы для выработки стратегии оздоровления экосистемы оз. Неро, без чего невозможно устойчивое развитие региона. Сформулировано три основных принципа ведения работ по восстановлению экосистемы озера, определены научно-исследовательские направления, необходимые для мониторинга экосистемы оз. Неро.

В части создания безопасных условий при обращении с отходами I-III классов опасности (ртутьсодержащие отходы, непригодные к применению ядохимикаты, отходы электронной техники) были проведены работы по утилизации ртутьсодержащих отходов от бюджетных организаций и населения – было утилизировано в пересчете на лампы 227547 ламп (в 2010 году - 155 194 ламп) (плановый показатель на 2010 -2011 годы составляет 100 000 ламп в год), удовлетворены все имеющиеся заявки.

Второй год проводятся работы по утилизации отходов электронной техники от бюджетных учреждений, утилизировано 28,1 тонны при плане 30 тонн (в 2010 году - 19,2 тонны отходов, при плане 15 тонн). Работа по утилизации ртутьсодержащих отходов и отходов электронной техники будет продолжена в 2012 году.

Были проведены работы по реализации проекта «Ликвидация экологического ущерба прошлых лет от непригодных к применению и запрещенных ядохимикатов». Вывезены ядохимикаты из 8 муниципальных районов и государственных учреждений-лесничеств Ярославской области в количестве 126 тонн для утилизации на полигоне «Красный Бор» (Ленинградская область). По поручению Губернатора области работы должны быть продолжены и завершены в 2012 году.

Общий объем финансирования ведомственной программы департамента составил 48,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 26,2 млн. рублей (в 2010 году - 35,13 млн. рублей), освоено 48,1 млн. рублей (в 2010 году - 33,4 млн. рублей), или 98,4% к плану (в 2010 году - 95,1% к плану). Из 29 индикаторов реализации программы по 23 плановые значения достигнуты, а по 6 показателям значения ниже плановых. По итогам реализации мероприятий ведомственной программы в 2011 году программа показала высокую результативность и эффективность (104,4% и 106,1% соответственно).
  1   2   3   4

Похожие:

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconОдин из основополагающих принципов охраны окружающей среды платность...
Один из основополагающих принципов охраны окружающей среды платность природопользования и обязанность по возмещению вреда, причиненного...

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconОбразец руководителю Департамента природопользования и охраны окружающей...

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconРегламент устанавливает сроки и последовательность действий должностных...
Административный регламент службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по предоставлению государственной...

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования icon«Заказчик» «согласовано» «Исполнитель» «согласовано»
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconКомплекс городского хозяйства москвы гку «Центр реформы в жкх»
Московского региона. Об этом сообщил агентству «Москва» представитель пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей...

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconМетодические рекомендации по проведению учебного экологического мониторинга...
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconЭкономика природопользования и охраны окружающей среды
Максименко Ю. Л. д э н., к т н., профессор Московского государственного строительного университета

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconЭкономика природопользования и охраны окружающей среды
Максименко Ю. Л. д э н., к т н., профессор Московского государственного строительного университета

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconОкружающей среды костромской области
Директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области

Коллегии департамента охраны окружающей среды и природопользования iconПамятка пользователю
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru