«УТВЕРЖДЕНО»
«Заказчик»
|
| «СОГЛАСОВАНО»
«Исполнитель»
| «СОГЛАСОВАНО»
«Исполнитель»
| Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
|
| Ректор Государственного автономного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования»
| Первый проректор
Государственного автономного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования»
| __________________С.А. Мельников «______»_________2013 г.
|
| ___________________ О.Э. Крутова «______»_________2013 г.
| _________________С.Д. Каракозов «______»_________2013 г.
|
Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А., Ягодин Г.А.
Книга для повышения профессиональной компетентности педагога-эколога
(Государственный контракт от «12» июля 2013 г. № 0605-18/13) Москва
2013
Аннотация
Данное издание направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов-экологов и подготовку их к деятельности в условиях новых образовательных стандартов. В книге содержатся методологические основы экологического образования для устойчивого развития, обоснован педагогический инструментарий для достижения личностных, предметных и метапредемтных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС применительно к экологической подготовке школьников. Приведены требования к квалификации педагогов-экологов, показано ведущее место педагогических технологий в оценке уровня квалификации педагогических работников. В издании подробно описан педагогический инструментарий экологического образования для устойчивого развития: приемы вдумчивого, осмысленного чтения, обработки массивов информации, коллективные способы обучения, методы графической организации учебного материала, дискуссионные формы работы, дебаты. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие творческого мышления учащихся («Шесть шляп», «CORT» и др.) для осмысления и поиска решения экологических проблем. Кроме этого в книге приведены примеры использования педагогического инструментария к текстам педагогического и экологического содержания различного жанра. Книга будет полезна учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов, осуществляющих экологическое образование в школе, педагогам дополнительного образования, методистам, студентам и преподавателям педагогических вузов.
Содержание
Введение. Требования к профессиональной компетентности педагога-эколога в соответствии с ФГОС………………………………………………………………… 4
Технология экологического образования для устойчивого развития как универсальный педагогический инструментарий для реализации экологического образования в школе …………………………………….9
Формы, методы и приемы, используемые в рамках технологии экологического образования для устойчивого развития…………………………10
Примеры использования универсального педагогического инструментария ………………………………………………………………………….. 51
3.1.Использованием приема «знаю, хочу узнать, узнал» для работы с информационным
текстом……………………………………………………………………… . 51
3.2. Использование приема «Чтение с пометками»………………………… 59
3.3. Использование графических организаторов «Карта познания» и «Кластер», «Рыбья кость», «Мозаика проблем», «Бортовой журнал»………… 69
3.4. Использование приема «Чтение с остановками» для художественных текстов. Прием «Дерево предсказаний»…………………………………………………………………………… 81
3.5. Использование приема «Чтение с остановками» для информационного текста…………………………………………………………………………………. 93
3.6. Использование приема «Интерактивная лекция»…………………….. 101
3.7. Использование приема «Чтение и суммирование в паре»…………… 107
3.8.Использование прием«Зигзаг»…………………………………………. 113
3.9.Использование приема «Параллельные тексты»………………………. 125
3.10. Использование приема «Перекрестная дискуссия»…………………... 132
3.11. Использование приема «Дискуссия в форме диалога»……………… 136
3.12. Использование приема «Совместный поиск»……………………………. 140
3.13. Использование приема «Работа с цитатами»…………………… 142
3.14. Использование технологий Э.де Боно для осмысления и поиска
решения экологических проблем………………………………………………….. 146
3.15Использование приемов проведения читательской конференции…….152
3.16. Использование приема «Трехрядный дневник …………………………… 158
Заключение…………………………………………………………………….170
Литература……………………………………………………………………..171
Введение. Требования к профессиональной компетентности педагога-эколога в соответствии с ФГОС.
Современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование для устойчивого развития (Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, 2010) [1]. Образование для устойчивого развития (ЭОУР) расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Ценностное содержание ЭОУР основано на биосферосовместимых принципах деятельности человека, заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологической основы познания окружающего мира, определяет изменение методов обучения от передачи и усвоения готовых знаний к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы. Образование для устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска.
Экологическое образование для устойчивого развития – развивающее образование, направленное на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей [2]. Цель ЭОУР – создание условий для самореализации и развития всех субъектов образовательного процесса, выработки экологически грамотного поведения в быстро меняющейся социоприродной среде в рамках экологической емкости естественных экосистем.
Задачи ЭОУР:
– формирование предметных и метапредметных знаний, УУД, ключевых образовательных компетентностей на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития;
– повышение психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков;
– личностный рост и развитие учащихся, учителей, родителей в условиях социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни.
Научно-методической основой ЭОУР являются:
требования ФГОС, связанные с достижением личностных, метапредметных, предметных результатов учащимися;
эколого-гуманистический подход, основанный на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и эколого-ориентированных ценностях;
принцип интеграции и метапредметности при отборе учебного содержания.
При этом можно выделить следующие особенности ЭОУР:
опережающий характер (направленность на предотвращение социально-экологических проблем);
интегративность (объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания из существующего);
метапредметность (школьных дисциплин на основе идей устойчивого развития и современных педагогических технологий);
создание условий для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, основанных на осознанном ограничении потребностей и биосферосовместимых принципах деятельности человека;
преемственность новых целей и задач с предшествующими в экологическом образовании.
Опережающий характер ЭОУР связан с направленностью в будущее, с формированием готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в которых предстоит жить и трудиться современным школьникам. Как будут реагировать природные и социо-природные системы на различное по силе и широте охвата вмешательство человека, предсказать крайне трудно. Открытие экологических закономерностей и законов допустимого преобразования биосферы – дело будущего, а принимать решения и действовать без права на ошибку (по принципу предосторожности) надо уже сейчас, когда еще не хватает научных знаний в ситуации неопределенности и непредсказуемости.
В основе ЭОУР лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, ключевых образовательных компетентностей, развитие у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания.
Цели и задачи применительно к содержанию ЭОУР:
Предметная цель (применительно к предметам) – формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды.
Метапредметная цель (применительно ко всем предметам) – создание условий для формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.
Личностная цель заключается в содействии формированию способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки.
Таким образом, цели и задачи экологическое образование для устойчивого развития соответствуют требованиям ФГОС и предполагают требования к профессиональной подготовке педагогов для их реализации.
Экологическое образование для устойчивого развития ставит своей целью вооружить людей знаниями и специальными навыками в области устойчивого развития, повысить их компетентность и уверенность в себе, а также расширить возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о социальных ценностях, равноправии полов и культурном многообразии. Одна из ключевых задач ЭОУР освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы. В этой связи на всех уровнях образования следует прилагать усилия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов [3]. В соответствии с ФГОС квалификация педагогических работников должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях, знаниях и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость [4].
Квалификация педагога-эколога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей, каждая из которых конкретизируется тремя показателями [5].
1. Компетентность в области личностных качеств: а) эмпатийность и социорефлексия, любовь к детям; б) самоорганизованность, самодисциплина; в) общая культура, интеллигентность, культура речи и межличностных отношений, приверженность эколого-ориентированным ценностям.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности по реализации экологического образования: а) умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; б) умение перевести тему занятия в педагогическую задачу по достижению образовательного результата применительно к экологическому образованию ; в) умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач, связанных с личностным ростом и развитием в условиях социально-значимой деятельности.
3. Компетентность в мотивировании учащихся на осуществление учебно-воспитательной деятельности: а) умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в исследовательской и социально-значимой деятельности по содействию решению экологических проблем; б) умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся в условиях реализации экологического образования в школе ; в) умение создавать условия для самомотивирования учащихся, связанных с получением жизненно важных экологических знаний для будущей профессиональной деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений: а) компетентность в методах преподавания – умение адекватно подбирать приемы и методы работы применительно к экологическому содержанию; б) компетентность в преподаваемом предмете – знание фундаментальных основ классической и социальной экологии с пониманием возможностей их практического применения; в) компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС к экологической подготовке учащихся.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности: а) умение выбрать и реализовать программу по экологии, методические и дидактические материалы; б) умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы для организации экологического образования в школе; в) умение принимать решения в педагогических ситуациях – как установить дисциплину, мотивировать познавательную активность, обеспечить понимание и значимость предмета «Экология» для дальнейшей жизни.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности: а) умение устанавливать субъект-субъектные отношения – взаимопонимание, сотрудничество, в учебной и социально-значимой деятельности по содействию решению экологических проблем в условиях социального партнерства; готовность помогать ученику в самореализации и личностном росте, ценить его; б) умение организовать учебно-воспитательную деятельность учащихся по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально-личностных качеств на примере экологического образования; в) умение реализовать педагогическое оценивание, направляющее развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.
В оценке уровня квалификации педагогических работников ведущее место занимает владение современными педагогическими технологиями. Педагогическое мастерство сводится к подбору форм, методов и приемов, адекватных экологическому содержанию, мотивации и оценке учащихся в условиях учебной и социально-значимой деятельности по содействию решению экологических проблем.
|