Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности


НазваниеФормирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности
страница1/12
ТипАвтореферат
blankidoc.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи
РЫБАЛКИН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Терехов П.П.
Казань - 2014


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..................................4

Глава I. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России как педагогическая проблема…………………………..………………17

1.1 Состояние разработанности проблемы формирования антикоррупционной позиции личности в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..17

1.2 Содержание и структура антикоррупционной позиции личности…………………………………………………………………….……39

1.3 Сравнительный анализ формирования антикоррупционной позиции представителей закона в США, Европе и России …………………………….57

1.4 Педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России ……...........................71

Выводы по первой главе………………………………………………….89

Глава II. Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности ……...……………………...…………...92

2.1 Организация социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских…………………………………………………………...92

2.2 Использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов ………………………..………..…..107

2.3 Разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов вузов МВД России в процессе социально-культурной деятельности……………………………………………………………………124

2.4 Результаты экспериментальной работы по формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности ……………..……………………….…136

Выводы по второй главе.……………………………………………..…149

Заключение ……………………………………………………………………151

Библиография …….………………………………………………………..….154

Приложения …………………………………………………………………...177

Введение
Проблема коррупции чрезвычайно актуальна в современном российском обществе, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в научной литературе и периодической печати, выступления представителей общественности, обсуждения в СМИ и т.д. Социально-экономические преобразования 90-х годов прошлого столетия, которые привели к крупным социальным потрясениям, способствовали тому, что в современной российской действительности коррупция стала одной из ключевых характеристик социальных отношений.

В мировом рейтинге коррупции Россия занимает 154 позицию из 178 возможных, соседствуя с такими государствами, как Кения, Конго, Новая Гвинея и Папуа, причем в этом рейтинге еще в 2000 г. она находилась на 82 месте, за истекшее десятилетие вдвое ухудшив свои позиции. Негативная динамика наблюдается и по другим параметрам [61, с. 8].

Данная проблема не обошла стороной и сотрудников правоохранительных органов России. По исследованиям ученых на одну тысячу сотрудников милиции приходится один преступивший закон, из-за противоправной деятельности которого положительный образ сотрудников милиции в глазах населения России снижается [42, с. 64].

Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в правоохранительных органах, а также необходимость разработки эффективных мер ее профилактики, актуализирует вопрос о профессиональной воспитательной работе с сотрудниками полиции.

В соответствии с приказами МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, от 01 февраля 2007 г. № 120, первостепенной задачей Министерства внутренних дел Российской Федерации является комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел. Соответствующая задача ставилась Правительством России перед Министерством внутренних дел и ранее. Но только в настоящее время наблюдается кардинальное изменение самой организации работы с личным составом в целях повышения эффективности воспитательного процесса в правоохранительных органах.

Антикоррупционное воспитание в данном контексте предполагает формирование у сотрудника правоохранительных органов антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу, которые в целом можно обозначить термином антикоррупционная позиция. Воспитание антикоррупционной позиции сотрудника полиции представляет собой длительный и непрерывной процесс, осуществление которого ведется в ходе профессиональной деятельности полицейского. Однако гораздо продуктивнее начинать антикоррупционное воспитание еще на ступени профессиональной подготовки будущих полицейских непосредственно в стенах образовательных учреждений МВД России, неразрывно связывая ценности антикоррупционного поведения личности с профессиональными компетенциями сотрудников правоохранительных органов.

Не случайно ситуация именно в сфере профессионального образования вызывает серьезную озабоченность Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в РФ. Результатом этого стало директивное письмо «О подготовке образовательных программ с использованием зарубежного опыта по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов» № ИБ-16412, в котором нашли отражение обязательные требования: о внедрении в учебный процесс антикоррупционных форм обучения; о формировании профессорско-преподавательского состава для участия в преподавании дисциплин, развивающих указанные компетенции; о подготовке учебно-методического обеспечения данного процесса.

Проведенный анализ научных работ по проблеме отражает общую обеспокоенность общества в необходимости формирования антикоррупционной позиции личности. Однако в педагогических исследованиях не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с рассмотрением социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Следует также констатировать, что образовательные учреждения МВД России в целом слабо отреагировали на постоянно увеличивающийся уровень коррупции и в известной мере продолжают индифферентно относиться к проблеме антикоррупционного воспитания.

Кроме того, при решении проблемы воспитания антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России практически невостребованными остаются ресурсы досуговой деятельности, обладающей безграничным воспитанным потенциалом. Анализ планов и программ воспитательной работы ряда образовательных учреждений МВД России позволяет сделать вывод о том, что, как правило, воспитание курсантов и слушателей в ходе досуга сводится лишь к культурно-массовой работе, связанной с организацией и проведением праздников различной направленности. Безусловно, и такая форма работы имеет определенную эффективность, однако необходимо четко понимать ее дискретный характер, связанный с календарной периодичностью государственных и ведомственных праздников. В тоже время практически не используются, в том числе в целях формирования антикоррупционной позиции личности, значительные ресурсы ежедневного свободного времени курсантов, большая часть которого затрачивается на самообразование и дополнительную физическую подготовку.

Необходимость изучения проблемы формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России подтверждают следующие противоречия:

- между современным социальным заказом системы образования МВД России на подготовку полицейских с выраженной антикоррупционной позицией, соответствующей реалиям жизни, и недостаточной адаптированностью самих образовательных учреждений к произошедшим изменениям в современном мире;

-между высокой социально-правовой значимостью формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России и слабой теоретико-методологической и практической разработанностью этой проблемы;

- между необходимостью осуществления педагогами образовательных учреждений МВД России работы по формированию антикоррупционной позиции курсантов средствами социально-культурной деятельности и недостаточным использованием основных форм и методов воспитательной работы в ходе досуга для развития антикоррупционных личностных качеств будущих полицейских в современных условиях.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности?

Цель исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности будет эффективным при реализации следующих социально-педагогических условий:

- организации социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских;

- использовании технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России;

- разработке и реализации авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе социально-культурной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.Определить состояние изученности проблемы формирования антикоррупционной позиции личности в научной литературе.

2.Выявить содержание и структуру антикоррупционной позиции личности.

3.Определить особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России.

4.Разработать педагогическую модель формирования антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

5.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России в досуговой деятельности.

Методологическую основу исследования составили работы по теории деятельностного (В.И. Андреев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн и др.), компетентностного (В.И. Байденко, Ф.Э. Зеер, И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова, П.П. Терехов и др.), личностно-ориентированного (Н.А. Алексеев, В.А. Белков, В.А. Петряско и др.) подходов, а также совокупность идей системно-целостного (Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский, Т.А. Ильин и др.), ценностного (В.П. Бездухов, A.B. Бездухов, Л.В. Вершинина, A.B. Милеев и др.), контекстного (A.A. Вербицкий и др.) подходов к проектированию учебно-воспитательного процесса. Кроме того, исследование базируется на идеях классической педагогики о значимости воспитания человека (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский); философских и психолого-педагогических концепциях личности (А. Адлер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, В.Н.Мясищев и др.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют:

- концепции диалогической природы и многообразия культурных практик (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, И.К. Кучинский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.);

- научные исследования особенностей социализации современной российской молодежи (О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский, А.Л. Маршак, К.Г. Мяло, В.Н. Орлов, Б.А. Ручкин, В.В. Скороходов, Б.А. Трегубов, А.П. Файн и др.); организации воспитательной работы с молодежью (Н.Ф. Басов, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, И.И Фришман, С.Е. Хозе, Л.И. Уманский, М.М. Ященко и др.) и специфики молодежной культуры (А.С. Запесоцкий, В.Я. Суртаев и др.);

- концепция личностно-ориентированного подхода в воспитании личности молодого человека (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.К. Колеченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, В.А. Якунин и др.).

- научные исследования по взаимосвязи профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова и др.); обоснование путей и средств духовно-нравственного и эстетического обогащения свободного времяпрепровождения людей (Л.А. Волович, А.М. Новиков и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и социокультурной литературы по проблеме исследования, конкретизация и обобщение, универсализация и унификация, методы аналогии, моделирования, проектирования и др.

- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, изучение опыта реализации воспитательного потенциала социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, диагностические методики), констатирующий и формирующий эксперименты;

- статистические: статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка и др.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2009-2010 гг.) - подготовительный этап - проводилось изучение проблемы в теории и практике, осуществлялось ее теоретическое осмысление; определялся выбор методов теоретико-методологического анализа научной литературы, конкретизировались научные идеи исследуемой проблемы, формировалась гипотеза исследования, определились цель, задачи, предмет, объект исследования; разрабатывались теоретические основания воспитания антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

На втором этапе (2010-2013 гг.) - основной этап - проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России средствами социально-культурно деятельности.

На третьем этапе (2013-2014 гг.) - заключительный этап - осуществлялись систематизация, обобщение и педагогическая интерпретация эмпирических результатов исследования; разрабатывались соответствующие методические рекомендации; осуществлялось оформление диссертации, подготовка и издание статей, определялись перспективы дальнейшего изучения исследуемой проблемы.

Экспериментальная база исследования: основная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Казанского юридического института МВД России и Учебного центра профессиональной подготовки сотрудников полиции МВД России по Республике Татарстан. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 349 курсантов и 17 преподавателей Казанского юридического института МВД России.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности поставлена проблема формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. При этом:

  1. Уточнено и конкретизировано содержание понятия «антикоррупционная позиция личности», представляющее собой интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях.

  2. Раскрыты основные особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, среди которых выделяем: жесткую регламентацию воспитательного процесса, установление субъект-объектных отношений между педагогами и курсантами, а также преобладание учебных компонентов в антикоррупционном образовательном процессе.

  3. Разработана педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, состоящая из концептуальной, организационно-методической, эмпирической подсистем, каждая из которых соответствует подготовительному, формирующему и оценочному этапам процесса формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России.

  4. Обоснованы и экспериментально апробированы социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: организация социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов вузов МВД России в процессе культурно-досуговой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности путем осуществления систематизации и расширения исследовательских подходов к проблеме формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. В работе уточнена сущность понятия «антикоррупционная позиция курсантов образовательных учреждений МВД России» в контексте исследуемой проблемы и определены основные особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут использоваться при разработке программ воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по формированию антикоррупционной позиции студентов российских вузов средствами социально-культурной деятельности. Выводы и основные научные положения диссертации, экспериментальный материал, педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов внедрены в образовательный процесс образовательных учреждений МВД России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватных методов исследования; корректной реализаций исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата исследования; проведением научного исследования в единстве с практической деятельностью автора; корректным применением аппарата математической статистики для обработки экспериментальных данных; тщательной проверкой гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах работы над диссертацией, в ходе процесса опытно-экспериментальной работы в Казанском юридическом институте МВД России, докладывались и обсуждались на рабочих совещаниях, круглых столах, семинарах Казанского юридического института МВД России и Учебного центра профессиональной подготовки сотрудников полиции по Республике Татарстан, заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств. Были опубликованы статьи и материалы исследования в сборниках международных, республиканских и городских научно-практических конференций: XI Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (г. Москва), Международной научно-практической конференции «Тенденции формирования науки нового времени» (г. Уфа), материалах круглого стола «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, (г. Казань), Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд» (г. Уфа), Международной научно-практической конференции «Модернизация российского общества и подготовка кадров для отрасли культуры и искусств» (г.Казань) и др., в выступлениях перед воспитанниками учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

На защиту выносятся положения:

  1. Антикоррупционная позиция личности представляет собой интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях.

  2. Основными особенностями формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России являются жесткая регламентация воспитательного процесса, решение задачи формирования антикоррупционной позиции курсантов на всех этапах учебно-воспитательного процесса, установление субъект-объектных отношений между педагогами и курсантами, а также преобладание учебных компонентов в антикоррупционном образовательном процессе.

  3. Педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России содержит следующие взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы: концептуальную, организационно-методическую и эмпирическую, каждая из которых соответствует подготовительному, формирующему и оценочному этапам процесса воспитания антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России.

  4. Социально-педагогическими условиями формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности являются: организация социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских; использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России; разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов в процессе социально-культурной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определяются методологические основы и методы исследования, представлена научная новизна и практическая значимость диссертации, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России как педагогическая проблема» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; раскрываются сущностные характеристики процесса формирования антикоррупционной позиции личности, его содержание и особенности; анализируется опыт решения проблемы в практике отечественных и зарубежных систем образования.

Во второй главе «Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности» содержится обоснование разработанных условий, описание организации и проведения педагогического эксперимента по проверке их эффективности, а также представлена математическая обработка и интерпретация результатов исследования.

В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

В приложениях представлены образцы анкет, исследовательские методики и другие практические материалы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconИнструкция для заказчиков работа в государственной информационной...
...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconКоммуникативная компетенция подразумевает формирование коммуникативных...
Речевые умения формируются на основе выделения сфер общения: социо-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности icon1 и служебно-боевой деятельности внутренних войск мвд россии
Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007 – 2017 годы, утвержденных приказом мвд россии от 5 января 2007 г. №53, и...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconМо мвд россии «Лузский» Комплексный анализ оперативной обстановки...
Характеристика криминогенной ситуации в зоне обслуживания мо мвд россии «Лузский»

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconУчебное пособие по совершенствованию навыков проведения дискуссий...
Учебное пособие по совершенствованию навыков проведения дискуссий и презентаций по общественно-политической и социально-культурной...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconНаставление по газодымозащитной службе государственной противопожарной службы мвд россии
Ганизации и осуществление деятельности газодымозащитной службы в территориальных органах управления, подразделениях Государственной...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности icon"Эвтаназия: социально-правовой аспект", проведённое девушкой под...
...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconПриказ мвд россии от 02. 04. 2013 n 187 "о признании утратившим силу...
Перечень нормативных правовых актов умвд россии по Оренбургской области, регулирующих оперативно – служебную деятельность, сведения...

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconОтчет о научно-исследовательской работе «Формирование системы социальной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности iconОтчет о научно-исследовательской работе «Формирование системы социальной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru