Скачать 307.08 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №41 «Катюша» Программа принята на заседании Утверждаю педагогического совета Заведующий МБДОУ МБДОУ №41 «Катюша №41 «Катюша» протокол №_ от ____2015г. ______________ Т.А.Кожевникова «______»_____________2015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Домик для ребят» Срок реализации – 1 год Составитель: Педагог-психолог Кузнецова М.Е. г.о. Химки 2017г СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….……3 1.2. Возрастные особенности детей 2-3 лет…………………………..……………………….……3 1.3. Целевые ориентиры освоения программы……………………………………………….…….4 1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………….5 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада…………………………………………………………..………5 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация среды………………………………………………………………….………….14 3.2. Методическое оснащение………………………………………………………...……………16 3.3. Работа с родителями…………………………………………………………………………....17 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает организацию работы с детьми 1,5-3 лет в количестве 20 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю со второй половины июня по сентябрь включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом). Длительность каждого занятия 25-30 минут. В программе выделяются два раздела: 1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю. 2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу). Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. 1.2. Возрастные особенности детей 2-3 лет Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 1.3. Целевые ориентиры освоения программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы Ожидаемый результат Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: 1.Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада. 2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. 3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ. Подведение итоговых результатов освоения программы: 1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания); 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса; 3. Собеседование с родителями; 4. Анкетирование. Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи программы: Оздоровительные:
используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
Образовательные:
Воспитательные:
Для родителей:
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Характеристика форм работы с детьми: Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям. Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте: Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры); Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд); Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры) Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность). Примерная схема организации образовательной деятельности: Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников является игра. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи. Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети легко прошли адаптационный период. Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Этапы работы по программе: Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Работа по программе осуществляется поэтапно. I этап: подготовительный Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки. Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях. II этап: основной Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах. Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения. III этап: заключительный Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов. Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа. 1-ый этап. Первичная диагностика Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности. Методы: 1) анкетирование родителей 2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями. 2-ой этап. Текущая диагностика Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации: - беспричинный плач; - двигательное возбуждение; - отсутствие самостоятельной активности; - навязчивые движения или действия; - вредные привычки; - нарушения тактильных контактов со взрослым. 3-й этап. Итоговая диагностика Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Метод: наблюдение Организация: за ребенком наблюдают через 4 месяца после начала адаптационного периода. Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ. Технология психологической поддержки детей в адаптационный период Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов. Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-3 лет
|
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |