Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.


НазваниеРабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
страница1/8
ТипРабочая программа
blankidoc.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Содержание.

  1. Целевой компонент рабочей программы логопеда ДОУ

    1. Пояснительная записка

    2. Планируемые результаты

  1. Содержательный компонент рабочей программы логопеда ДОУ

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда

2.3. Особенности взаимодействия логопеда с семьями воспитанников (или лицами, их заменяющими)

  1. Организационный компонент программы

3.1. Материально-техническое обеспечение работы логопеда ДОУ

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

3.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

3.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды


  1. Целевой компонент рабочей программы логопеда ДОУ.




    1. Пояснительная записка.

Рабочая программа предназначена для детей 5- 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих логопедический пункт муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сада №1 «Родничок» г. Полесска»

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

    • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеразвивающим программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;

    • Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

    • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

    • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Утвержденного приказом Минобрнауки России от 17октября 2013года №1155;

    • Уставом МАДОУ.

    • Положением о работе логопеда МАДОУ.

  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-

фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;

- разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа принята Педагогическим советом и утверждена приказом заведующего МАДОУ. Изменения и дополнения в рабочую программу вносят­ся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего МАДОУ.

Рабочая программа логопеда ДОУ составлена на основе типовой базовой ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Целью данной рабочей программы логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач Рабочей программы логопеда на учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

Логопед руководит работой в образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями логопеда.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является:

ФОРМИРОВАНИЕ УСТРОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Коррекционное направление работы логопеда является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.


    1. Планируемые результаты

Как уже отмечалось, главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Результаты освоения рабочей программы логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год и 1 раз промежуточное логопедическое обследование (январь) в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта. Для диагностики используются методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста, пособие авторов-составителей: Быховская Алина Михайловна; Казова Наталья Анатольевна, — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

В конце обучения в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

  • Понимание речи;

  • Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.

  • Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;

  • Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;

  • Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

  • Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

  • Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);

  • Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

  • Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.




  1. Содержательный компонент рабочей программы

логопеда ДОУ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Планирование коррекционной образовательной деятельности составлено на основе программы:

«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи» Каше К.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Туманова Т.В. (М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.); с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта и отвечает Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Рабочая программа предназначена для коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии – это дети с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ «Детство» и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического пункта образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения)

- развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

  1. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха)

– различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

  1. Развитие активного словаря

– освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;

  1. Формирование грамматического строя речи:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

- словообразование;

  1. Развитие связной речи

– монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

  1. Воспитание любви и интереса к художественному слову.


Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Продолжительность индивидуальной работы зависит от возраста, речевого диагноза, индивидуальных особенностей, психофизического статуса (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13).

Периодичность проведения индивидуально-подгрупповых и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.



Речевое нарушение

Количество занятий в неделю

(не менее)

Предельная наполняемость

подгрупп детей




индивидуальных

подгрупповых




ОНР

3

2 – 3

3 – 4

ФФНР

2

1 – 2

4 – 6

Дислалия, НПОЗ

1 – 2

1 – 2

4 – 6
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми...
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей...
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconПояснительная записка. Адаптированная программа коррекционно-развивающей...
Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconВедение трудовых книжек в организации
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconРабочая программа составлена на основании образовательной программы...
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Я-концепции у большинства детей, поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru