Скачать 0.87 Mb.
|
Содержание.
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда 2.3. Особенности взаимодействия логопеда с семьями воспитанников (или лицами, их заменяющими)
3.1. Материально-техническое обеспечение работы логопеда ДОУ 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса 3.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности 3.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
Рабочая программа предназначена для детей 5- 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих логопедический пункт муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сада №1 «Родничок» г. Полесска» Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Программа составлена в соответствии с:
фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина; - разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Рабочая программа принята Педагогическим советом и утверждена приказом заведующего МАДОУ. Изменения и дополнения в рабочую программу вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего МАДОУ. Рабочая программа логопеда ДОУ составлена на основе типовой базовой ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Целью данной рабочей программы логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Одной из основных задач Рабочей программы логопеда на учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программа имеет в своей основе следующие принципы:
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников. Логопед руководит работой в образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями логопеда. В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является: ФОРМИРОВАНИЕ УСТРОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА. Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; - развитие речевого творчества; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы. Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. Коррекционное направление работы логопеда является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Как уже отмечалось, главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Результаты освоения рабочей программы логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год и 1 раз промежуточное логопедическое обследование (январь) в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта. Для диагностики используются методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста, пособие авторов-составителей: Быховская Алина Михайловна; Казова Наталья Анатольевна, — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ. В конце обучения в подготовительной к школе группе на логопедическом пункте ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
логопеда ДОУ 2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка Исходной методологической основой содержания коррекционной работы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. Планирование коррекционной образовательной деятельности составлено на основе программы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Каше К.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Туманова Т.В. (М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.); с учётом специфики работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта и отвечает Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа предназначена для коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии – это дети с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи. Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
В соответствии со спецификой логопедического пункта образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Основными направлениями работы логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
– различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
– освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), - синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), - словообразование;
– монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Продолжительность индивидуальной работы зависит от возраста, речевого диагноза, индивидуальных особенностей, психофизического статуса (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13). Периодичность проведения индивидуально-подгрупповых и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
|
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы | ... | ||
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) | Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи | ||
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,... | ||
Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы | Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника | ||
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе... | Я-концепции у большинства детей, поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашей... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |