Аннотация к рабочей программе по предмету
«Второй иностранный язык (французский)»
6у класс Рабочие программы учебного предмета ««Второй иностранный язык (французский)» в 6-7 классах составлены на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (ред. от 23.07.13); Примерная программа общеобразовательных учреждений (основная школа) по предмету «Французский язык», созданной в рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения", созданной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, М., 2010 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»; Образовательная программа МАОУ СОШ №4 г. Новый Уренгой
Программа рассчитана на изучение французского языка по 2 часа в неделю - 68 часов в учебном году.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции лингвистического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов языка и проявления творческой инициативы учителей.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочие программы по французскому языку для 6-7классов имеют следующую структуру:
- Пояснительные записки, где указаны нормативные документы , на основе которых написаны рабочие программы, цели, задачи обучения иностранному языку соответственно ФКГОС, требования к уровню подготовки учащихся, результаты изучения учебного предмета(личностные, метапредметные, предметные),планируемые результаты обучения, требования к уровню подготовки учащихся по основным видам речевой деятельности, виды и формы контроля, основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие межпредметных связей, связей основного и дополнительного образования по данному предмету. Пояснительные записки содержат информацию об используемом УМК и особенностях обучающихся, особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения; возможные виды самостоятельной работы обучающихся.
-Основные цели обучения французскому языку в 6-7 классах - развитие школьников средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие их общеучебных умений, развитие мотивации к дальнейшему изучению языка, формирование умений устного и письменного общения на французском языке с учётом речевых возможностей и реальных потребностей учащихся, развитие чувств, эмоций, в определённой мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять общение на немецком языке в рамках стандартных ситуаций общения.
Изучение французского языка по данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).
-Содержание курса, основными компонентами которого являются: языковой (фонетический, лексический и грамматический) материал; речевой материал, тексты; знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникативной компетенции обучающихся и определяющие уровень ее сформированности.
-Учебно-тематическое планирование, где указываются темы уроков, практическая часть, контроль.
-Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
- Перечень учебно-методического обеспечения содержит информацию о печатной продукции, используемой на уроках, оборудовании и ТСО.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК "Французский язык. Второй иностранный язык» для 5- классов для общеобразовательных учреждений, авторов Э.М.Береговской, Т.В.Белосельской, Н.А.Селивановой, А.Ю. Шашуриной.- М: Просвещение, 2013. Реализуя основные цели, содержание и методы обучения французскому языку, УМК обеспечивает учащимся продвинутый уровень владения французским языком как средством межкультурного общения.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа к учебному курсу французский язык как второй иностранный для 6у класса разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по учебному предмету «Французский язык», которая составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Программы общеобразовательных учреждений . «Французский язык» 5-9 классы под редакцией Н.А. Селивановой
1.1 Целью является формирование такого лингвистического образовательного поля школьника, где есть место всем лингвистическим знаниям и умениям, необходимых ему для достижения элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Цель обучения реализуется в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного;
образовательного;
развивающего;
практического.
Развивающие, воспитательные и практические задачи:
Способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка; развивать его память и воображение; создавать условия для творческого развития ребёнка; прививать навыки рефлексии и саморефлексии; развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью; создавать ситуации для самореализации личности ребёнка; воспитывать в ребёнке самоуважение; воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно; способствовать формированию чувства «успешности»; учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их; развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка; раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими языками. Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены во ФГОС общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций
Актуальность разработки учебной рабочей программы обусловлена недостаточной детализацией примерной программы, необходимостью адаптации авторской программы к реальным условиям преподавания
Новизна в том что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью школьника – умением читать и писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования, овладения умениями учиться и познавать
Процесс обучения выстраивается как модель реальной межкультурной коммуникации.
1.2.Цели обучения французскому языку.
Изучение французского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
(речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
— речевая компетенция — формирование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
— социокультурная компетенция — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 6 классе формирование умений представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала французского языка:
-Формирование потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
-Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки.
Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности.
1.3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания других народов и стран, их культуры, инструментом межкультурного общения, способом более глубокого осмысления родного языка и культуры
Многополярность мира, не только политическая, но в основном культурная и экономическая, приводит к тому, что люди, которые думают о своём будущем, воспринимают знание нескольких иностранных языков как абсолютную необходимость, как возможность карьерного роста.
Но начинать изучать второй иностранный оптимально именно с пятого класса. Начальная школа уже завершена, и даже если первый язык не очень серьёзно давался, всё равно основы уже заложены, и можно давать второй. К тому же это период, когда ребёнок интенсивно развивается — десять-двенадцать лет — у него начинают формироваться аналитические способности, он уходит от наглядного образного мышления. Начинается сенситивный период: ребёнок готов к развитию, и именно тогда через второй иностранный мы ему предлагаем новые горизонты.
Изучение второго иностранного языка позитивно сказываетется на дальнейшем обучении школьника и вообще на психическом развитии, на его росте, развитии логического мышления, воображения, не говоря уже о коммуникативных навыках и умениях.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс «Синяя птица» Э.М.Береговской.,Т.В.Белосельской, Н.А.Селивановой. А.Ю. Шашуриной. В УМК входят учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, книга для чтения, CD для работы в классе, и для самостоятельной работы, CD-ROM диска.
1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на первый год изучения французского, как второго иностранного языка, в 6у классе с углубленным изучением английского языка и предусматривает 68 часов (2 учебных часа в неделю)
УМК предназначен для начального обучения учащихся 10-12 лет, и рассчитан на 3 часа в неделю. Учащиеся 6у класса изучают французский язык в качестве второго иностранного языка.
Программа составлена с учетом концепций:
второй иностранный язык —это познание через сравнение(пласт знаний английского языка уже приобретен)
ученик уже готов быть в большей степени самостоятельным. Он проходит тот же путь, который уже прошёл когда-то, изучая первый язык.
учитель имеет возможность вариативно и избирательно использовать предлагаемые в УМК материалы.
Учитывая это программа была скорректирована в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ№4. с углублённым изучением английского языка . Основным подходом при обучении второму иностранному языку является сравнительно-сопоставительный подход на сознательной основе, что безусловно служит интенсификации процесса обучения, развитию чувства языка у учащихся. 1.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык».
Личностными результатами являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
•формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
•осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
|