«Согласовано»
Руководитель МО _________/Карсакова Е.В./
Протокол №______от
«____»________2015г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МБОУ
«Верхнеуратьминская ООШ»
______/Волкова И.Л.
«____»________2015г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ
«Верхнеуратьминская ООШ»
_______/Забирова Д.М.
Приказ №_____от
«_____»________2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ
УМК «Перспектива»
Забировой Дании Мугтасимовны,
4 класса, базового уровня обучения
учителя 1 квалификационной категории МБОУ
«Верхнеуратьминская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___от
«____»_______2015 г.
2015-2016 учебный год
с.Верхняя Уратьма
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта начального общего образования (2009г);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84;
письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
"О направлении методических материалов ОРКСЭ";
авторской программы Студеникина М.Т. по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»;
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»
учебного плана МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»», утверждённого директором школы, на 2015-2016 учебный год;
положения о рабочей программы МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»;
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Федеральный стандарт выполняется в полном объёме.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает содержание 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Для изучения в 4 классе родители и учащихся выбрали модуль «Основы светской этики».
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» представлен модулем «Основы светской этики» - 1 час в неделю всего -34 часа в год Цель и задачи комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель курса:
– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии,
как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
Задачи:
познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
познакомить обучающихся с основами мировых религиозных культур;
развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Программа обеспечена учебником:
Студеникин М.Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012; Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Интернет - ресурсы Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии. Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;
эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Предметные результаты
| УУД
| Дата
| По плану
| По факту
|
| Введение в предмет «Основы светской этики»
| 1
| Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе
| Личностные: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот».
Познавательные: анализировать по плану
иллюстрации учебника, выразительно
читать; осуществлять словарную и графическую работу.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик».
| 3.09
|
|
| Россия- Родина моя.
| 1
| Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме
| Личностные: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм. Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана.
Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками.
Коммуникативные: взаимопомощь и
доброжелательность общения в коллективе
| 10.09
|
|
| Россия- Родина моя.
| 1
| Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме
| | |