Применение компьютерных программ в обучении диалогической устной речи младших школьников
Автор: Илюшкина Анна Александровна,
учитель английского языка,
МОУ СОШ № 8, г. Егорьевск, Московская область
XXI век – век высоких технологий, его часто называют «информационной эпохой». Люди живут в мире электронной культуры, поэтому XXI век ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где появляются новые знания, новые профессии.
И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – появление новых видов учебной деятельности.
По мнению Е. С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
В настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок, реализовать в полном объеме учебные программы и учебники, не прибегая к использованию современных средств обучения.
Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся
в устную речь по различным темам бывает неинтересным. Использование новых информационных технологий, например, мультимедийных приложений к учебникам, на уроках иностранного языка дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
осуществляется дифференцированный подход;
каждый учащийся становится субъектом процесса обучения;
облегчается процесс контроля и оценки знаний;
развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же с использованием компьютера позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
В настоящее время обучение иностранному языку в общеобразовательных школах ведется, начиная со 2 класса, а в гимназиях и частных школах – с 1 класса. От эффективности данного этапа обучения зависит дальнейшее развитие учеников, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, а также уровень их заинтересованности в изучении иностранного языка и его применении в своем дальнейшем обучении. Поэтому использование компьютерных технологий в обучении необходимо начинать с его первых ступеней, т.е. при обучении иностранному языку младших школьников. Никто из учащихся не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ.
Увлечь, пробудить в наших малышах страстное желание учиться,
а в учителях – не менее страстное желание преподавать – именно эти принципы положены в основу нового проекта издательства «Титул», учебника для первого года обучения “Millie – Starter”.
УМК «Милли-Стартер» / «Millie-Starter» для 1 класса (авторы: Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.) является составной частью учебного курса «Милли» / «Millie» для учащихся 2 – 4 классов общеобразовательных учреждений.
Основными характеристиками курса «Millie» для начальной школы являются следующие:
- учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка;
- дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения (разрезной материал в рабочей тетради);
- темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на английском языке;
- весь материал аутентичен (в записи аудиоприложений принимали участие английские школьники);
- контроль и проверка знаний проводятся деликатно: через самопроверку и самооценку;
- упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования;
- задания по работе с текстом и информацией формируют у детей навыки самостоятельной работы;
- общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель - ученик»: дети учатся сотрудничать друг с другом в парах и группах;
- интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам.
Инновационный УМК «Millie-Starter» для 1-го класса с мультимедиа приложением сочетает традиционные и новейшие разработки в области преподавания английского языка младшим школьникам с помощью информационно-компьютерных технологий.
Концепция инновационного УМК основывается на принципе овладения английским языком вследствие погружения учащихся в языковую среду. Учитель может в большей степени полагаться на демонстрацию, как средство объяснения условий упражнений и игр, так как виртуальные герои являются дополнительными носителями языка помимо учителя. В результате того, что каждый ученик может работать за своим компьютером, для контроля учителю не надо ждать, когда все ученики в классе выполнят задания, а можно поработать с каждым учеником отдельно, что позволяет сделать общение ученик - учитель более интенсивным.
Внимание детей в младшем возрасте отличается малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут, поэтому в новом УМК предлагается сочетать задания с использованием информационных технологий и игры с реальными предметами в классе (на уроке продолжительностью 40 минут). Использование информационных технологий помогает разнообразить виды деятельности и удерживать внимание на «надоевшей теме», так как работа над ней предлагается в новой форме.
В УМК «Millie-Starter» для 1 класса работа над диалогом может происходить следующим образом. Например, в Разделе 1, уроке № 6 «Let’s go to Australia!» («Давайте поедем в Австралию!») учащимся предлагается прослушать диалог «Let’s go to Australia!». [Приложение 1] Затем следует упражнение на говорение в виде игры, в котором отрабатывается лексика диалога и в котором учащимся предоставляется возможность побудить своих одноклассников к действию.
Учитель прикрепляет карточки с названиями стран на стены классной комнаты и дает учащимся карточки с картинками видов транспорта: поезд, самолет, автомобиль, корабль. Решите с учащимися, откуда вы собираетесь начать свою поездку, например, Индия. Первый ученик говорит, какой вид транспорта он/она имеет. Второй ученик предлагает поехать в какую-либо страну. Учащиеся соглашаются с его предложением и передвигают карточку с названием страны, имитируя предложенный вид транспорта. Учащиеся меняются ролями, делая свои предложения.
P1: I`ve got a plane. (У меня есть самолет.)
P2: Let's go to Australia. (Давай полетим в Австралию.)
P1: Great! (Великолепно!)
Все учащиеся начинают перемещать карточку со словом «Австралия», имитируя самолет.
В обучающей компьютерной программе к УМК «Millie» для 2 класса в одном из упражнений отрабатываются диалогические единства. (Раздел 10, урок № 5, упражнение 3) [Приложение 2]
Программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду и помогают обучению произносительной стороне речи. Выгодным отличием от многих программ является то, что каждое упражнение содержит аудиофрагмент, озвученный профессиональными английскими актерами. Сначала дети слушают и повторяют слова, речевые образцы, монологи и диалоги, которые впоследствии становятся базой для развития коммуникативных умений и навыков.
При работе над диалогической речью также можно использовать компьютерные программы «Triple play plus in English» и «Winnie the Pooh».
В программе «Triple play plus in English» из предложенных 12 диалогов учащиеся могут выбрать один, например, "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с диалогом. [Приложение 3]
II - этап - разучивание диалога.
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, what, you, your, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? (Что тебе бы хотелось?) и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.
III - этап - инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
В программе «Winnie the Pooh» учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, дается задание выбрать фразу для ответа на вопрос.
Would you like some cabbage? (Тебе бы хотелось немного капусты?)
a) You are welcome (Добро пожаловать/проходите)
b) Yes, please (Да, пожалуйста)
c) Help yourself (Угощайтесь)
Таким образом, при работе над реагирующей репликой у учащихся вырабатываются навыки речевой стереотипии.
В программе также предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик. [Приложение 4]
Школьники, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки. При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером, т.е. компьютер кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умения работать индивидуально и в парах.
Компьютер является одним из средств достижения высокой мотивации при обучении иностранному языку. При помощи компьютерных программ
и обучающих дисков достичь этой цели нетрудно. Нужно только тщательно изучить диски и программы, отобрать наиболее подходящие по темам,
по интересам обучаемого и изыскать возможность продолжить наращивать по степени трудности применение учебного материала. Подготовка к применению компьютерных технологий требует от преподавателя не только больших материальных ресурсов, душевных сил и свободного времени, но и знания основ компьютерной технологии. Ведь некоторые компьютерные дисковые программы могут быть несовместимы с тем программным обеспечением, которое установлено на Вашем компьютере. Не менее важно выбрать правильный баланс между занимательностью и учебными целями.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания иностранного языка доступно каждому учителю. Следует только подумать о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
И все же, как бы то ни было, компьютер на уроках не может заменить учителя. Только разумное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических и дидактических материалов, творчества, технических средств может дать желаемый результат
Приложение 1
Диалог «Let’s go to Australia!» из обучающей компьютерной программы «Millie-Starter» для 1 класса
Script 19 Dialogue Let’s go to Australia!
| [Chris – boy of 7years old, Roy - boy of 7years old, Jane – girl of 7 years old, (Br. E.)]
| Jane:
| Look! It`s India. Let's go to India!
| Chris:
| Oh, no. Let's go to the USA!
| Roy:
| Look! It`s Russia. Let's go to Russia!
| Jane:
| Great! Let’s go to Russia.
| Chris:
| ОК.
| Приложение 2
Пример упражнения из обучающей компьютерной программы «Millie» для 2 класса (Раздел 10, урок № 5, упражнение 3)
Приложение 3
Dialogue « In a café»
(из компьютерной обучающей программы «Triple play plus English»)
Good morning!
Good morning!
What would you like?
I'd like some coffee, please.
Do you want milk in your coffee?
Yes, please.
Hey, this coffee is too cold.
I'm sorry.
Нere is some hot coffee.
Thank you.
How is it now?
It's just right.
Would you like some more coffee?
No, thanks.
How much is it?
Ninety - five cents, please.
Приложение 4
Пример упражнений из компьютерной программы «Winnie the Pooh»
1. - Yes, yes. Take it, please.
- Would you like potatoes and cheese?
- Help yourself.
- Yes, please. May I have five potatoes, please?
- Thank you! I like apples. May I have an apple?
2. - It's a pity. Bye-bye.
- Good morning, Winnie!
- Would you like some tea and sweets?
- Here you are. Help yourself.
- You are welcome.
- Good morning, Rabbit!
- I would like some cabbage and a big red carrot, please.
- Thank you, Winnie.
- I must go home. Good-bye.
Список использованной литературы
1. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе .- №8, 2007. – C. 18-21
Носенко О.В. Мультимедийное приложение “Millie – Starter” к курсу английского языка для начальной школы // Английский язык в школе. Спецвыпуск., 2007. – C. 33-36
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени // Иностранные языки в школе. – №5, 2005. – C. 19-22
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Аграф, 2003. – 270 C.
Penfield W., L. Roberts. Speech and Brain Mechanisms. - Princeton University Press, 2005.
|