А.И. Савенков
А.С. Обухов
Методические рекомендации
по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Москва – 2018
Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред. А.С. Обухова. ® – Изд. 3-е, доп. и перераб. -– М.:; Библиотека журнала: «Исследователь/ Researcher», 20186 г.). Рецензенты:
А.В. Леонтович, кандидат психологических наук;
А.Н. Поддьяков, доктор психологических наук, профессор
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» проводится ежегодно. В нем принимают участие дети из разных регионов России, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям, а также организаторам муниципальных и региональных туров.
Введение 4
Раздел 1. Конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я исследователь» 5
Глава I. Общая характеристика конкурса 5
Цели и задачи 5
Участники 5
Этапы проведения конкурса 6
О подведении итогов конкурса 8
Глава II. Детские работы 9
Об исследовании и проектировании 9
Особенности классификации детских исследовательских работ и творческих проектов по тематике 10
О типичных ошибках при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов 11
Презентация детской работы 16
Глава III. Организационный комитет и жюри конкурса 19
Руководство и состав оргкомитета и жюри 19
Оценка детских работ 19
Раздел 2. Методика исследовательского обучения 22
Глава 2.1. Зачем детям и педагогам участвовать в конкурсах 22
Конкурс как пространство развития детей и взаимного обучения педагогов 22
Нужны ли конкурсы детям? 23
Глава 2.2. Подготовка к участию в конкурсе 24
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности детей 24
Тематика детских исследований 30
Структурирование содержания исследовательского обучения 32
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся 36
Заключение 40
Литература 41
Введение
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» проводится ежегодно с 2005 года. В нем принимают участие дети из разных регионов России. В конкурсе участвовали и участвуют представители стран: Белоруссии, Казахстана, Украины. Границы конкурса открыты для участников из других стран.
Наш конкурс – единственное мероприятие подобного рода в современной России. Конкурсы исследовательских работ и творческих проектов подростков и старших школьников распространены широко, но для детей дошкольного и младшего школьного возраста на уровне страны конкурсов такого рода нет. Организаторы конкурса заинтересованы в расширении числа участников, в привлечении представителей разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Основная идея Конкурса – содействовать развитию в отечественном образовании адекватной практики поддержки детской инициативы, познавательной самостоятельности, практики обучения через систему продуктивной дел и реализацию авторских замыслов, практику, направленную на развитие исследовательских способностей, критического мышления, рефлексии.
Предлагаемая методическая разработка содержит описание особенностей конкурса и рассчитана на то, чтобы помочь подготовиться к конкурсным испытаниям будущим участникам.
Обычно Первоначально конкурс проводился в г. Москве и несколько раз проходил в г. Сочи. СВ 2016 году Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» будет проводитьсяпроводится городе Сочи.
|