федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (техникум)
«Палехское художественное училище имени М. Горького»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02.04 Перспектива для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись) углубленной подготовки
Палех 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности и Примерной программы по дисциплине
Рабочую программу составил: Смирнов Н.М. Программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК общепрфессиональных и специальных дисциплин Протокол № __________от «____» _______________20 г.
Председатель ПЦК ________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОе содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4
| условия реализации учебной дисциплины | 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10
|
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись) углубленной подготовки. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОД.02.04 Перспектива относится к профильным учебным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
отображать окружающие предметы, интерьеры и экстерьеры;
использовать шрифты разных видов на практике;
знать:
законы линейной перспективы;
основные методы пространственного построения на плоскости;
основные виды шрифтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося –12 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 64
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 52
| в том числе:
|
| теоретические занятия
| 13
| практические занятия
| 33
| контрольные работы
| 2
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 12
| Итоговая аттестация в форме (зачета)
| 4
| 2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ПЕРСПЕКТИВА
Наименование разделов и заданий
| Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Введение в учебную дисциплину
| Содержание
Назначение дисциплины. Предмет «Перспектива», его место в системе подготовки художника по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Цели и задачи курса. Инструменты для практической работы.
| 2
| 1
| Раздел 1.
Элементы черчения в перспективе
|
|
|
| Тема 1.1
Типы линий, форматы, оформление чертежа.
| Содержание
ГОСТы в черчении.
Практические занятия
1. Форматы чертежа, оформление чертежа: рамка формата, угловой штамп и его размеры, порядок заполнения углового штампа, размерные линии и обозначения.
|
1 1
| 1,2
| Тема 1.2 Чертежные шрифты
| Содержание
Чертежный шрифт, номера и размеры.
Практические занятия
1. Порядок написания шрифта. Внутрибуквенное и межбуквенное пространство.
Самостоятельная работа
Выполнить чертежный шрифт на формате А-4, русский алфавит № 10, № 5, цифры, латинский шрифт (алфавит) №10, № 5.
|
1 3
2
| 1,2,3
| Раздел 2.
Проекционный аппарат линейной перспективы
|
|
|
| Тема 2.1 Проекционный аппарат, перспектива точки и прямой, перспектива прямого угла в проекционном аппарате.
| Содержание
Устройство проекционного аппарата, его назначение, обозначение плоскостей, линия горизонта и ее изменения в проекции.
Практические занятия
1. Перспектива точки и прямой, прямого угла в системе проекционного аппарата.
|
1
3
| 1,2
| Тема 2.2 Масштабы в перспективе
| Содержание
Масштабы в перспективе.
Практические занятия
1. Масштабы в картинной плоскости: масштабы высоты, ширины и глубины.
|
1 1
| 1,2
| Тема 2.3 Перспектива плоских и объемных фигур
| Содержание
Практические занятия
Перспективное изображение плоских и объемных фигур в системе картинной плоскости с применением условного масштаба.
Самостоятельная работа
Построение перспективы простого интерьера с ограниченным количеством меблировки
|
4
2
| 1,2,3
| Тема 2.4 Перспектива интерьера по заданному чертежу
| Содержание
Практические занятия
1. Построение перспективы интерьера по заданному чертежу, используя масштаб, соблюдая тип линий, шрифт, рамку чертежа, угловой штамп и его обозначения с определением используемого масштаба.
|
2
| 2
| С
Тема 2.5 Перспективные уровни в интерьере, дробная дистанционная точка.
| Содержание
Практические занятия
1. Различные уровни в системе перспективного изображения, дробная дистанционная точка.
|
2
| 2
| Тема 2.6 Построение окружности в перспективе
| Содержание
1. Построение перспективы окружности различными способами. Изображение арочных проемов.
Практические занятия
1. Построение окружностей различными способами.
|
2
2
| 1,2
| Тема 2.7 Построение более сложного интерьера в перспективе.
| Содержание
Практические занятия
1. Построение интерьера по заданным размерам, в котором должны быть изображены предметы меблировки, арочные проемы, открытая дверь под заданным углом, второй уровень, потолочный плафон. Самостоятельная работа
1. Построение интерьера по заданным размерам, соблюдая типы линий, шрифт в угловом штампе, буквенные обозначения.
|
2 2
| 1,2,3
| Р Тема 2.8 Построение перспективы лестничного марша
| Содержание
Практические занятия
Выполнение лестничного марша методом фронтального, профильного и одновременного (восходящий и нисходящий лестничный марш) изображения.
Контрольная работа
Выполнить проект перспективы интерьера с участием лестничного марша на два уровня. Формат А-4
|
2
2
| 2,3
| Тема 2.9 Построение теней в перспективе
| Содержание
Построение теней в линейной перспективе.
Практические занятия
Изучить способы и методы построения теней на основе плоских и объемных фигур. Построение в интерьере в условиях искусственного освещения от одного источника света.
Самостоятельная работа
Построить тени от искусственного источника света в простом интерьере, включая в содержание интерьера лестничный марш и новый уровень.
|
1 1
2
| 1,2,3
| Тема 2.10 Построение отражений в воде и прямом зеркале.
| Содержание
Построение отражений в спокойной воде и вертикально прямом зеркале.
Практические задания
Отражение в прямом зеркале предметов меблировки.
Выполнить проект интерьера жилого или другого помещения, включая следующие элементы:
- построить интерьер с двумя уровнями;
- в интерьере должны присутствовать предметы меблировки: стол, табурет, книжный шкаф, открытая дверь, лестничный марш, идущий на второй уровень.
- искусственный источник света с изображением падающих и собственных теней.
Формат А3.
Построение интерьера помещения, в котором изображены:
- предметы меблировки, зеркало, арочные проемы, искусственное освещение;
Формат А3.
Построить интерьер помещения, в котором изображены
- предметы меблировки, зеркало, арочные проемы, искусственное освещение;
- построить интерьер по заданному масштабу, изобразить падающие тени. Самостоятельная работа
Отражение в спокойной воде.
Построить интерьер по заданному масштабу, изобразить падающие тени.
|
4
2
4
2
2
2
| 1,2,3
|
Зачет
| Построить более сложный интерьер с искусственным источником освещения и построения теней по заданному масштабу. Задание выполняется на формате А-3.
|
4
| 3
| Уровни освоения:
1. ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств)
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, образцы лучших работ студентов и т.д.)
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы; 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
А.Н. Буйнов, Г.Б. Смирнов Первоначальные сведения о перспективе 1955. Профиздат.
Владимирский Г.А. Перспектива М. 1958
Непомнящий Б.М. Перспектива в композиции. Чебоксары 1970.
Непомнящий В.Н. , Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине М. 1978
Соловьев С.А. Перспектива. М. Просвещение.1981
Соловьев С.А., Буланже Г.В., Шульга А.К. Черчение и перспектива М. 1967
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических заданий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| уметь:
отображать окружающие предметы, интерьеры и экстерьеры;
использовать шрифты разных видов на практике;
знать:
законы линейной перспективы;
основные методы пространственного построения на плоскости;
основные виды шрифтов.
| -оценка результатов выполнения практических работ;
- оценка результатов устного ответа;
-оценка выполнения классных, домашних, контрольных работ.
| Знания:
|
|
знать:
законы линейной перспективы;
основные методы пространственного построения на плоскости;
основные виды шрифтов.
| - оценка результатов выполнения практических работ;
- оценка результатов устного ответа при анализе выполненной работы;
- оценка результата домашней и контрольной работы.
|
|