МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Директор МБОУ ДОД ДДТ
научно-методического совета ____________Шуптиева Е.А.
протокол № _____ от _________ г.
Председатель НМС___________________
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юный исследователь»
«Сюжеты и образы древнерусской иконописи»
культурологическая направленность
(рассчитана на 4 года для детей 13-17 лет) Автор – педагог дополнительного
образования высшей категории
Климентова Л.Я.
Батайск
2013
Оглавление
Пояснительная записка
Тематический план 1 года обучения
Тематический план 2 года обучения
Тематический план 3 года обучения
Тематический план 4 года обучения
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Методический блок
Диагностический блок
Дидактический блок
Индивидуальная работа в культурологическом объединении «Юный исследователь».
Темы сообщений 1 года обучения
Темы рефератов 2 года обучения
Темы докладов 3 года обучения
Темы докладов 4 года обучения
Контрольные вопросы и тесты
Литература для педагога
Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям.
Пояснительная записка Занятия в культурологическом объединении «Юный исследователь» ведутся по авторской программе «Сюжеты и образы древнерусской иконописи». Новизна:
1) знакомство с местом иконы в истории и культуры России носит интегративный характер и связано с освоением комплекса гуманитарных знаний;
2) направленность на систему непрерывного образования «школа – ВУЗ». Актуальность программы обусловлена потребностью воспитания нового поколения на основе духовно – нравственных ценностях отечественной культуры. В Концепции духовно-нравственного воспитания подчеркивается культурообразующая роль православия в культуре России и отмечается, что традиционные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания школьников.
Педагогическая целесообразность проявляется в том, что программа коррелируется со школьным курсом ОПК, дополняет и углубляет его. Цель программы: приобщение к истокам отечественной культуры через чувственную, художественную форму иконописи. Задачи:
1) воспитательные: формирование эстетического вкуса, нравственности, патриотизма)
2) развивающие: приобретение навыков исследовательской деятельности посредством подготовки сообщений, написания рефератов, докладов
3) образовательные, культурно-просветительские: освоение исторических, культурологических, эстетических и духовно-нравственных знаний Отличительные особенности данной программы от аналогичных, уже существующих
Направленность на формирование исследовательской деятельности, способствующей активизации творческого мышления. Творческая исследовательская деятельность учащихся может быть похожа на деятельность ученого-исследователя, но не адекватна ей. Для учащегося исследовательская деятельность это, прежде всего получение новых для него знаний и умений.
Успех включения учащихся в творческую деятельность зависит от мотивации учащихся. Для формирования внешней мотивации используется принцип наглядности: знакомство с презентациями, экскурсии в храмы и монастыри Дона.
Формирование внутренней мотивации является условием успешного пути от незнания к знанию. Работа в объединении, в первую очередь, ориентирована на переход от мотивации по результату (ориентация на результаты деятельности: выступление на конференциях, получение дипломов), к мотивации по процессу (заинтересованность самим процессом деятельности). Основные принципы программы
Организация исследовательской деятельности учащихся невозможна без учетов принципов последовательности, временного развития, разнообразия и постоянного совершенствования. Принцип последовательности предполагает учитывать соотношение тематики с возрастом учащегося. Учитывая возраст учащегося, способность к абстрактному мышлению, принципы внутренней мотивации, временного развития, разнообразия и постоянного совершенствования, программа рассчитана на 4 года обучения.
1 год обучения рассчитан на учащихся 7-8 классов 2 год обучения рассчитан на учащихся 9 классов 3 год обучения рассчитан на учащихся 10 классов 4 год обучения рассчитан на учащихся 11 классов Поскольку основной обучения в учреждениях дополнительного образования является принцип добровольности и обучение в объединении проходит в индивидуальной форме, то соотнесение возраста учащегося с годом обучения подвижно и относительно условно. Так, на первый год обучения могут записаться учащиеся в диапазоне от шестого до девятого классов. Выход из этой ситуации осуществляется в формировании индивидуальных календарно- тематических планах на каждого обучающегося. Индивидуальный календарно-тематический план формируется на каждый месяц и основывается на тематическом плане года обучения, на материалах модуля «Индивидуальная работа в культурологическом объединении «Юный исследователь» и учета общего уровня подготовки учащегося, его индивидуальных особенностей и успехов в освоении программы.
Учащиеся 7 и 8 классов работают с учебной литературой, научно-популярными изданиями, проводят небольшие исследования, которые оформляются в виде сообщений, эссе, аннотаций на книгу или статью.
Исследовательская работа старшеклассников имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой рефератов и докладов на научно-практических конференциях, конкурсах различного значения: областного, всероссийского, международного.
Способы определения результативности. Формами выявления результативности обучения являются:
тесты,
оценка домашних заданий,
устные выступления,
подготовка письменных сообщений, рефератов, докладов.
выступление на конференциях «Отечество», ДАНЮИ, участие в неделе науки факультета философии и культурологии ЮФУ, всероссийских конкурсах и конференциях.
При написании реферата у учащихся формируется умение в сжатой форме излагать основную информацию на основе ее смысловой переработки. При подготовке доклада учащиеся учатся видеть проблему, формулировать цели, задачи, актуальность исследования, приобретают навык публичного выступления. Тематика рефератов и докладов связана с русской иконой, ее местом в истории России, работами отечественных философов и культурологов. Занятия в объединении "Юный исследователь" развивают самостоятельность мышления, инициативность. Научно-исследовательская работа в форме рефератов и докладов формирует у учащихся навыки исследовательской деятельности, выступления перед аудиторией, формируют устойчивый интерес к отечественной культуре, способность к самореализации личности. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Сюжеты и образы Древнерусской иконописи”
культурологического объединения
«Юный исследователь» 1 год обучения
Содержание
| Количество часов
|
1. Что такое икона?
|
2
| 2. Корни Древнерусской иконописи.
| 4
| 3. Отличие иконы от картины.
| 4
| 4.Основные элементы иконографии Богородицы.
| 2
| 5 Казанская икона Богородицы
| 4
| 6.Донская икона Богородицы
| 2
| 7.Донская икона Богородицы и Куликовская битва
| 4
| 8.Иконы Достойно Есть и Всецарица
| 4
| 9.Иконы Иверская и Троеручица
| 4
| 10. Основные элементы иконографии Спасителя
| 2
| 11. Спас Нерукотворный
| 2
| 12. Икона Рождество Христово
| 4
| 13.Икона Крещение Господне
| 4
| 14.Икона праздника Преображение
| 2
| 15.Икона праздника Вознесение.
| 2
| 16.Икона Господь Вседержитель.
| 2
| 17.Владимирская икона Богородицы.
| 4
| 18.Икона Сергия Радонежского
| 4
| 19. Икона Николая Чудотворца.
| 4
| 20.Икона Серафима Саровского.
| 4
| 21. «Троица» Андрея Рублева
| 4
| Экскурсионные поездки для знакомства
с архитектурой и иконостасами храмов Батайска.
1.Вознесенский храм с. Койсуг.
|
2
| 2.Троицкий храм г. Батайска.
| 2
|
Итого
|
72
|
|
| |