БРЯНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ ОДОБРЕНО методическим советом
Зам. директора по учебной работе Брянского базового медицинского колледжа
_______________ Бирюкова Л.В. «_____» ____________
«_____» _____________ Председатель методического совета
______________ Бирюкова Л.В.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по организации самостоятельной работы
студентов во внеаудиторное время
(домашняя подготовка к лекционным, семинарским, практическим занятиям, домашняя подготовка к аттестационным испытаниям:
зачетам, диф. зачетам, экзаменам)
Специальность : 060501 «Сестринское дело»
(очная и очно – заочная форма обучения) Дисциплина: «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» Курс:
РАССМОТРЕНО РАЗРАБОТАНО
на заседании ведущей преподаватель терапии
методической комиссии Ососкова В.В.
по специальности «Сестринское дело»
Председатель ________ Славянская Г.И.
СОДЕРЖАНИЕ.
Требования ГОС к уровню подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело в терапии».
Сестринское дело в пульмонологии.
Сестринское дело в кардиологии.
Сестринское дело в гастроэнтерологии.
Сестринское дело в урологии.
Сестринское дело в гематологии.
Сестринское дело в эндокринологии.
Сестринское дело при заболеваниях опорно – двигательного аппарата, острых аллергозах.
Итоговый тест – контроль к государственному экзамену.
* В каждом разделе представлен перечень изучаемых тем, требования к знаниям и умениям по данному разделу, перечень вопросов к семинарским занятиям, дидактический материал для самостоятельной работы студентов, рубежный тест – контроль по данному разделу.
Требования государственного общеобразовательного стандарта
к уровню подготовки выпускника
по специальности «Сестринское дело в терапии» По специальным дисциплинам
Выпускник должен в области сестринского дела:
знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;
знать философию сестринского дела в Российской Федерации;
знать повседневные жизненно – важные потребности человека;
знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д.Орэм, Н. Роупер);
знать структуру учреждений здравоохранения;
знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;
знать принципы обучения пациента и его семьи по вопросам ухода и самоухода;
знать методы сердечно – легочной реанимации;
уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
уметь заполнять медицинскую документацию;
уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);
уметь проводить сердечно – легочную реанимацию;
уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.
в области сестринского дела с курсом первичной медицинской помощи:
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно – диагностических мероприятий в терапевтическом отделении.
РАЗДЕЛ I: «Сестринское дело в пульмонологии». ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ:
АФО органов дыхания. Методы обследования пациентов с патологией органов дыхания. Принципы наблюдения и ухода за пациентами.
Сестринский процесс при острых и хронических бронхитах.
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
Сестринский процесс при острых пневмониях.
Сестринский процесс при гнойных заболеваниях легких (абсцесс легкого, бронхоэктатическая болезнь, гангрена легкого).
Сестринский процесс при раке легкого.
Сестринский процесс при сухом и экссудативном плевритах.
Сестринский процесс при хронических неспецифических заболеваниях легких (эмфизема легких, пневмосклероз, пневмокотеозы).
Сестринский процесс при инфаркте легкого.
Требования к знаниям студентов по разделу I. Студент должен знать:
АФО органов дыхания;
Методику обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы;
Инструментальные и лабораторные методы в диагностике заболевания органов дыхания, сущность и диагностическое значение этих методов (рентгенологические, эндоскопические, методы функциональной диагностики, ОАК, БАК, ОАМ, анализы мокроты и плевральной жидкости);
Принципы наблюдения и ухода за пациентами с патологией дыхательной системы;
Правила составления карты сестринского процесса, исходя из возможных проблем пациента с патологией органов дыхания;
Этиологию, патогенез, классификацию заболеваний, указанных в теме занятия;
Основные клинические проявления и возможные осложнения при этих заболеваниях;
Принципы лечения и профилактики заболеваний дыхательной системы;
Принципы оказания экстренной помощи при неотложных состояниях;
Нетрадиционные методы в лечении заболеваний дыхательной системы;
Виды дренажного положения;
Принципы диетотерапии при заболеваниях органов дыхания;
Деонтологические принципы при работе с больными раком легкого.
Требования к умениям студентов по разделу I. Студент должен уметь:
Провести обследование пациента с патологией органов дыхания;
Оценить общее состояние по результатам обследования;
Подготовить пациента к инструментальным (рентгенография, ренгтеноскопия, флюорография, бронхоскопия, спирография, пневмотахометрия и др.) и лабораторным методам исследования (ОАК, БАК, ОАМ, анализ мокроты на различные виды исследований, анализ плевральной жидкости), собрать необходимые анализы и оформить направление в лабораторию;
Выделить проблемы пациента и выполнить мероприятия по их устранению;
Разработать карту сестринского процесса для пациента с изучаемой патологией;
Оформлять мед. документацию;
Выполнить все виды инъекций, включая капельные вливания;
Осуществлять мероприятия сестринского ухода за пациента с патологией дыхательной системы;
Дать рекомендации пациенту и родственникам по режиму, образу жизни, диетотерапии, двигательному режиму, фитотерапии, дыхательной гимнастике, лечебной физкультуре, образу жизни;
Оказать неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы, кровохарканье, легочном кровотечении;
Подготовить инструментарий ассистировать врачу при проведении плевральной пункции;
Провести оксигенотерапию;
Измерить пульс, АД, ЧДД и оценить результаты;
Выполнить процедуру постановки банок, горчичников, провести ингаляцию;
Придать пациенту дренажное положение;
Провести дифференциальную диагностику между бронхиальной и сердечной астмой, легочным и желудочным кровотечением, обструктивным бронхитом и бронхиальной астмой;
Развести антибиотики и набрать в шприц необходимую дозу.
ВОПРОСЫ
к семинарским занятиям по разделу:
«Сестринское дело в пульмонологии».
АФО органов дыхания.
Методы обследования пациентов с патологией дыхательной системы.
Особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания.
Острый и хронический бронхиты. Определение. Этиология. Факторы, способствующие развитию. Клиника. Принципы лечения, наблюдения и сестринского ухода.
Бронхиальная астма. Определение. Этиология. Факторы, способствующие развитию. Клиника. Принципы лечения, наблюдения. Особенности сестринского ухода.
Острые пневмонии. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Абсцесс легкого. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Бронхоэктатическая болезнь. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Гангрена легкого. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Рак легкого. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Сухой и экссудативный плевриты. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Эмфизема легких. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Пневмосклероз. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Пневмокониозы. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Инфаркт легкого. Определение. Этиология. Классификация. Клиника. Принципы лечения и наблюдения. Особенности сестринского процесса.
Дидактические материалы для самостоятельной работы студентов к разделу I.
«Сестринское дело в пульмонологии» СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. ЗАДАЧА №1. В стационар поступила больная С., 65 лет. Жалуется на боль при движении. В правой подлопаточной области, смешанную одышку, кашель с отделением гнойной мокроты. При осмотре гнойной мокроты. При осмотре выявлено увеличение подчелюстных лимфоузлов, гиперемия правой щеки, учащение дыхательных движений, определяется повышение температуры до 390С. При аускультации в правой подлопаточной области – крепитация. СОЭ 20 мм в час.
Обозначьте основные проблемы.
Поставьте краткосрочные и долгосрочные цели.
ЗАДАЧА №2. Больной З., 26 лет, страдающий хроническим бронхитом, перенес грипп и спустя некоторое время стал жаловаться на сильное потоотделение, слабость, кашель с выделением до 500 мл. гнойной мокроты. Из анамнеза выявлено, что больной является студентом, курит. Объективно: общее состояние средней тяжести, пальцы в виде барабанных палочек, грудная клетка эмфизематозна. При перкуссии – гнездное притупление. При аускультации: в нижних отделах влажные мелко и средне – пузырчатые хрипы.
Ваш диагноз. Какие меры профилактики этого заболевания Вы предложите?
Дополнительные исследования, способные подтвердить диагноз.
ЗАДАЧА №3. В стационар доставлен С.П больной А., 76 лет, с жалобами на острую колющую боль в левой стороне при физической нагрузке, сухой кашель, температура 38,9. При пальпации голосовое дрожание усилено справа.
Составьте примерные сестринские диагнозы.
План ухода за больным.
ЗАДАЧА №4. Больная С., 38 лет, находится на лечении по поводу пневмонии 10 дней.
Отмечает ухудшение состояния, вновь повысилась температура. В крови отмечается значительное ускоренное СОЭ. При пальпации болезненность по межреберьям справа. Какое заболевание можно предположить у больной? Какие причины могут привести к развитию этого? ЗАДАЧА №5. В стационар поступил больной П., 30 лет, предъявляет жалобы на одышку при физической нагрузке инспираторного характера, боль в грудной клетке под правой лопаткой, обую слабость. Из анамнеза выявлено, что заболел остро с повышения температуры до 390. Обратился за С.П и сразу был доставлен в стационар. Обозначьте проблемы и дополнительные методы.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ХРОНИЧЕСКОГО ОБСРУКТИВНОГО
БРОНХИТА И БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
Признаки
| Хронический обструктивный бронхит
| Бронхиальная астма
| Наличие сопутствующих аллергических заболеваний.
|
|
| Аллергологический анамнез.
|
|
| Одышка и затруднение дыхания.
|
|
| Кашель, мокрота.
|
|
| Аускультативные изменения в легких.
|
|
| R – логические изменения в легких.
|
|
| Изменение ФВД.
|
|
| Изменение в крови.
|
|
| Кожные пробы с аллергенами.
|
|
|
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
БРОНХИАЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ АСТМЫ.
Признак
| Бронхиальная астма
| Сердечная астма
| Возраст, в котором началось заболевание.
|
|
| Характер одышки.
|
|
| Аускультативные данные.
|
|
| Мокрота.
|
|
| ЭКГ.
|
|
| |