МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
за 2012-2013 учебный год
педагога-психолога
МДОУ № 2
Додоновой Н.С.
Шуя – 2013
Цель психологической службы ДОУ в 2012-2013 уч. г. - создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.
Достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультирование;
- психологическое просвещение;
- экспертная работа;
- организационно-методическая работа.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
За период 2012-2013 учебного года проводились следующие виды диагностической работы:
1) мониторинг психического развития детей всех возрастных групп (октябрь, февраль, май).
Цель - психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей на соответствие возрастной норме, выявление детей «группы риска».
Результаты диагностического обследования представлены в приложении I.
2) на основе мониторинга психического развития проводились углубленные обследования детей «группы риска» (в течение года).
Цель - уточнение особенностей развития когнитивной сферы детей, их конкретизация (направленность и степень выраженности), поиск причин и механизмов возникновения.
Проведено 27 индивидуальных углубленных диагностических обследований.
3) диагностика детей раннего возраста, поступающих в ДОУ (июль-август).
Цель - прогноз степени адаптации детей к ДОУ, выявление факторов риска дезадаптации, рациональное комплектование групп раннего возраста с учетом уровней нервно-психического развития детей.
Проведено 32 диагностических обследования детско-родительской пары, анкетирование родителей, диагностика хода адаптационного процесса (наблюдение, заполнение адаптационных листов).
Результаты обследований представлены в приложении II.
4) диагностика готовности к обучению в школе (ноябрь-декабрь, май).
Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению.
Проведено 45 индивидуальных обследований, 10 групповых обследований.
Результаты обследований представлены в приложении III.
5) диагностика уровня психического развития детей, направленных на ПМПК по результатам обследования учителя-логопеда (март-апрель).
Цель - анализ уровня развития детей, имеющих нарушения логопедического плана для получения наиболее полной картины причин и глубины нарушения.
Проведено 20 индивидуальных обследований (16 первичных, 4 повторных), на каждого ребенка представлена характеристика.
6) социометрические обследования детей подготовительных групп (октябрь-ноябрь).
Цель - исследование социальных предпочтений детей в группах в рамках оценки социально-психологической готовности к обучению.
Проведено 4 групповых обследования.
7) индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года).
Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.
Проведено 15 индивидуальных диагностических обследований.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1) коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов (в течение года).
Цель - нормализация темпов познавательного развития у детей с задержкой психического развития.
Проведено 28 индивидуальных занятий.
2) профилактические занятия в период адаптации детей к ДОУ (август-октябрь, январь-февраль).
Цель – снятие психоэмоционального напряжения детей, профилактика дезадаптации.
Проведено 16 профилактических занятий с детьми раннего возраста.
3) коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к обучению в школе (январь-апрель).
Цель - формирование оптимального уровня развития мотивационной, познавательной и произвольной сфер готовности при поступлении детей в школу, профилактика школьной дезадаптации.
Проведено 28 индивидуальных занятий на формирование интеллектуальной готовности, 8 групповых занятий на формирование мотивационной готовности и 2 групповых занятия на формирование социально-психологической готовности к обучению в школе.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
1) консультации по результатам диагностической работы (в течение года).
Проведено:
- 5 консультаций с воспитателями по сопровождению адаптационного процесса, индивидуальным особенностям детей;
- 18 консультаций с родителями и 7 консультаций с воспитателями по результатам диагностики готовности к обучению в школе;
- 2 консультации с педагогами подготовительных групп по результатам социометрии.
2) консультации по запросу (в течение года).
Проведено 16 индивидуальных консультаций по следующим направлениям:
- оценка психического развития, особенности развития;
- проблемы общения и социальной адаптации;
- капризы, упрямство в период «кризиса 3 лет»;
- проблемы детско-родительских отношений и др.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
1) выступления на родительских собраниях (в течение года).
Проведено 8 групповых консультаций для родителей на следующие темы:
- «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»;
- «Анализ процесса адаптации детей, рекомендации родителям»;
- «Психологическая готовность к обучению в школе»;
- «Возрастные особенности психического развития детей 4-го года жизни»;
- «Развитие любознательности у детей».
2) групповые консультации для педагогов ДОУ (в течение года).
Проведено 3 консультации для педагогов на следующие темы: «Степень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Психологическая готовность к школе в свете ФГТ», «Коммуникативные и регуляторные склонности (способности) детей дошкольного возраста».
3) оформление наглядного материала в группах (в течение года).
Создана информационная папка с набором стендовых консультаций для родителей детей ДОУ. На сайте детского сада размещена интерактивная консультация «Психологическая готовность к школе».
ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
1) совместная работа с администрацией (в течение года).
Осуществлялась через участие в работе психолого-медико-педагогических совещаний, рабочей группы.
2) участие в работе ПМПК при формировании логопедической группы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- оформление документации;
- пополнение методической копилки;
- участие в методических объединениях психологов города;
- изготовление наглядных пособий.
РАБОТА В РАМКАХ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».
В рамках данной тематики в течение года:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме;
- разработана технология психолого-педагогической оценки прогноза и хода адаптационного процесса;
- разработаны карты индивидуального сопровождения ребенка в период адаптации;
- проведена групповая консультация для педагогов групп раннего возраста на тему «Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада»;
- оформлена папка-передвижка для родителей вновь поступивших в ДОУ детей. Тема: «Адаптация: советы психолога».
В октябре-ноябре 2012 г. участвовала в городском конкурсе «Педагог года – 2012», заняла III место в номинации «Педагог дошкольного образования». В рамках мероприятия показала открытое занятие «Чудеса на песке: волшебный город», мастер-класс для педагогов «Цветной песок как средство арт-терапии».
В течение года посетила следующие научно-практические конференции:
- «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях модернизации региональной системы образования», ИРОИО, август 2012 г.
- «Педагогическое сообщество – 2013», школа № 1 г. Шуи, февраль 2013 г.
- «Шуйская сессия – 2013», ИвГУ (Шуйский филиал), май 2013 г.
Выступила с устным докладом на тему «Проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника».
Публикации:
- статья «Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ» (сборник «Педагогические чтения»);
- статья «Проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника» (журнал «Научный поиск»).
ПРИЛОЖЕНИЕ I Группа «Карапуз» (1-ая младшая):
Февраль – 17 человек
Май – 17 человек
Группа «Кроха» (1-ая младшая):
Февраль – 18 человек
Май – 18 человек
Группа «Светлячки» (2-ая младшая):
Сентябрь – 18 человек
Февраль – 21 человек
Май – 20 человек Группа «Лучики» (2-ая младшая):
Сентябрь – 13 человек
Февраль – 16 человек
Май – 19 человек
Группа «Сказка» (средняя):
Сентябрь – 22 человека
Февраль – 23 человека
Май – 22 человека Группа «Звездочки» (средняя):
Сентябрь – 16 человек
Февраль – 21 человек
Май – 20 человек
Группа «Семицветики» (старшая):
Сентябрь – 20 человек
Февраль – 22 человека
Май – 22 человека
Группа «Колокольчики» (старшая):
Сентябрь – 20 человек
Февраль – 20 человек
Май – 20 человек Группа «Мотыльки» (старшая):
Сентябрь – 20 человек
Февраль – 18 человек
Май – 19 человек Группа «Капельки» (подготовительная):
Сентябрь – 19 человек
Февраль – 21 человек
Май – 21 человек
Группа «Теремок» (подготовительная):
Сентябрь – 20 человек
Февраль – 18 человек
Май – 18 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ II АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ В 2012 г. в МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» поступило 56 детей, из них: 42 ребенка раннего возраста, 9 детей – младшего возраста, 2 ребенка – среднего возраста и 3 ребенка старшего возраста.
В рамках работы по психологическому сопровождению процесса адаптации с родителями, поступающих в ДОУ детей была проведена подготовительная работа:
1) родители, поступающих в ДОУ детей, были ознакомлены с особенностями процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, возможными факторами дезадаптации, рекомендациями по взаимодействию с детьми в ходе адаптационного процесса (выступление на общем родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»);
2) среди родителей было проведено анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей детей, возможных факторов дезадаптации;
3) консультирование детско-родительской пары, в ходе которой был определен вероятностный прогноз адаптации, первичная диагностика уровня психического развития ребенка, социальных навыков, особенностей семейного воспитания.
Было проведено 32 консультации детско-родительской пары. Прогноз адаптации для данных детей был следующим: 12 детей – легкая степень адаптации, 19 человек – средняя степень адаптации, 4 ребенка – тяжелая степень адаптации. Каждой семье в зависимости от выявленных особенностей были предоставлены индивидуальные рекомендации по облегчению процесса адаптации.
У детей с прогнозом на тяжелую степень адаптации были выявлены следующие факторы дезадаптации: болезненная привязанность к матери, боязнь новых взрослых (Анастасия Р., Дима З.), сверстников (Полина И., Ярослав К.), невротические привычки (Полина И.), повышенная возбудимость, боязливость.
У 23% (8 человек) обследованных детей была выявлена задержка речевого развития, у 8% (3 человека) – темповая задержка психического развития.
Для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, была проведена групповая консультация на тему: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», в ходе которой были освещены поведенческие особенности детей, характерные для каждой степени адаптации к ДОУ, предложены оптимальные способы взаимодействия с детьми.
На каждого ребенка, прошедшего индивидуальную диагностику, была разработана карта индивидуального сопровождения в адаптационный период, в которой были освещены сильные стороны развития, факторы дезадаптации и приемы поддержки. Воспитатели групп раннего возраста в ходе индивидуальных консультаций были ознакомлены с индивидуальными особенностями детей.
Совместно с администрацией ДОУ была проведена работа по рациональному комплектованию групп раннего возраста с учетом актуального уровня психического развития детей, конкретизированы графики поступления детей в ДОУ.
На этапе приема детей осуществлялась текущая диагностика хода адаптационного процесса через систематические наблюдения за эмоциональным состоянием детей (заполнение листов адаптации), конкретизация степени адаптации к ДОУ.
С профилактической целью с детьми проводились адаптационные игры и занятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, установление взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Было проведено: 9 занятий с детьми гр. «Карапуз» и 7 занятий с детьми гр. «Кроха».
Особое внимание уделялось детям группы риска дезадаптации: с ними проводилась индивидуальная работа на снятие страха перед новыми взрослыми, сверстниками, излишней тревожности. На индивидуальную работу было взято двое детей – Полина И., Арина Б. В результате проведенной игровой терапии у них значительно снизился страх новых взрослых, реакции протеста (Арина Б.), а также страх перед взаимодействием со сверстниками, повышенная возбудимость (Полина И.). В рамках данной индивидуальной работы с родителями детей были проведены индивидуальные консультации, касающиеся психоэмоционального состояния детей, путей работы с детьми. С воспитателями проводились беседы о причинах поведенческих проявлений детей, помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям.
В ходе адаптационного процесса родители имели возможность познакомиться со стендовой информацией психолога на темы: «Адаптация: советы психолога», «Долгие проводы – горькие слезы: или что делать в случае тяжелой адаптации».
В результате проведенной работы были получены следующие результаты относительно прохождения детьми адаптационного процесса:
1) легкая степень адаптации – 16 человек (46% детей);
2) средняя степень адаптации – 17 человек (49% детей);
3) тяжелая степень адаптации – 2 человека (5% детей).
Дети с тяжелой степенью адаптации – Дима З., Полина И.
В сравнении с первоначальным прогнозом степени адаптации отмечаются благоприятные изменения:
ПРИЛОЖЕНИЕ III АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
детей подготовительных групп В конце 2013 г. МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» покидает 34 ребенка: из них 13 детей с группы «Теремок» (воспитатель - Белоусова М.П.) и 21 ребенок с группы «Капельки» (воспитатель – Слугина А.Л.).
Работа по психологическому сопровождению процесса подготовки к школе проходила по нескольким направлениям:
1) психологическая диагностика (первичная и повторная);
2) коррекционно-развивающая работа;
3) психологическое просвещение;
4) психологическое консультирование.
На начальном этапе была проведена подготовительная работа:
1) родители, покидающих ДОУ детей, были ознакомлены с особенностями психологического сопровождения процесса подготовки к школе, компонентами психологической готовности, факторами риска школьной дезадаптации (выступления на родительских собраниях на тему: «Психологическая готовность к обучению в школе»);
2) для воспитателей подготовительных групп была проведена групповая консультация на тему: «Психологические аспекты готовности к обучению в школе в свете ФГТ».
3) был разработан диагностический модуль оценки готовности к школе, подобран необходимый инструментарий.
Первичное обследование детей подготовительных групп проводилось в ноябре-декабре 2012 года. Диагностировано 20 детей группы «Капельки» и 13 детей с группы «Теремок».
Диагностика ставила своей целью изучение степени готовности детей групп к школьному обучению через оценку развития 4 компонентов психологической готовности: зрелости мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер. Обследование проводилось по методикам диагностического модуля, имеющего уровневое строение и состоящего из следующих методик:
Стандартная беседа Нежновой
Методика «10 слов» (по А.Р. Лурия)
Тест «Пиктограмма»
Методика «Исключение предметов (4-ый лишний)» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (А.Н. Бернштейн)
Тестовое задание «Продолжи узор»
Тест Л. Бендера
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
Тест Пьерона-Рузера
Методика «Сравни картинки».
В развитии мотивационной сферы оценивались следующие показатели: сформированность «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения.
В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.
Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.
Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.
В ходе обследования были получены следующие результаты: Группа «Теремок» (13 человек):
Показатели
Уровни
| Мотивационная сфера
| Интеллектуальная сфера
| Психофизиологическая сфера
| Произвольная
сфера
| чел.
| %
| чел.
| %
| чел.
| %
| чел.
| %
| Высокий
| 6
| 46%
| 8
| 62%
| 6
| 46%
| 7
| 54%
| Средний
| 5
| 38%
| 4
| 31%
| 4
| 31%
| 5
| 38%
| Низкий
| 2
| 16%
| 1
| 7%
| 3
| 23%
| 2
| 16%
| Группа «Капельки» (20 человек): Показатели
Уровни
| Мотивационная сфера
| Интеллектуальная сфера
| Психофизиологическая сфера
| Произвольная
сфера
| чел.
| %
| чел.
| %
| чел.
| %
| чел.
| %
| Высокий
| 3
| 15%
| 11
| 55%
| 8
| 40%
| 14
| 70%
| Средний
| 13
| 65%
| 9
| 45%
| 6
| 30%
| 2
| 10%
| Низкий
| 4
| 20%
| 0
| 0%
| 6
| 30%
| 4
| 20%
| Выводы об уровне готовности: Группа
Уровень
| «Теремок»
| «Капельки»
| чел.
| %
| чел.
| %
| Готовность
| 11
| 84%
| 16
| 80%
| Условная готовность
| 1
| 8%
| 4
| 20%
| Неготовность
| 1
| 8%
| 0
| 0%
|
Таким образом, большинство детей групп на начало года оказались потенциально готовы к обучению в школе. Незначительная часть детей условно готова и один ребенок (Варя Р.) не готов к обучению в школе.
После проведенной первичной диагностики родителям была оказана консультативная помощь. Всего было проведено 18 индивидуальных консультаций. Родители имели возможность получить дополнительную информацию на сайте ДОУ (интерактивная консультация «Психологическая готовность к школе»), на информационных страничках психолога в раздевалках групп.
Воспитатели подготовительных групп были ознакомлены с результатами диагностики, совместно разработаны пути коррекционно-развивающей работы. Было проведено 7 консультаций с воспитателями.
В течение года с детьми, условно готовыми к обучению, проводилась групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа: индивидуальные занятия на развитие интеллектуальной сферы, групповые занятия на развитие мотивационной и социально-психологической сферы. В целом было проведено: 28 индивидуальных коррекционных занятий, 10 групповых развивающих занятий.
Варя Р. направлена на прохождение ПМПК по решению вопроса о выборе дальнейшего места обучения. По результатам комиссии девочке рекомендовано обучение в школе VIII вида в силу задержки психического развития.
Повторная диагностика готовности к школе проводилась в мае 2013 года и ставила своей целью оценку проведенной работы. Обследование проводилось с детьми, у которых в начале года был выявлен условный уровень готовности и неготовность к школьному обучению.
По результатам диагностики были получены следующие данные:
Группа
Уровень
| «Теремок»
| «Капельки»
| чел.
| %
| чел.
| %
| Готовность
| 12
| 92%
| 18
| 90%
| Условная готовность
| 0
| 0%
| 2
| 10%
| Неготовность
| 1
| 8%
| 0
| 0%
| Таким образом, можно отметить положительную динамику – большинство детей групп готовы к школьному обучению.
Динамика результатов готовности к обучению в школе
детей группы «Теремок»
Динамика результатов готовности к обучению в школе
детей группы «Капельки»
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ
_______2012-2013 год________________
(период, полугодие, учебный год)
ВСЕГО ПРИЕМОВ
| 273
| Мальчиков
| 177
| Родителей
| 76
| Девочек
| Специалистов
| 20
| ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
| до 3 лет
| 3-5 лет
| 5-7 лет
| 7-10 лет
| 10-12 лет
| 12-15 лет
| ст. 15 лет
| 31
| 51
| 95
| -
| -
| -
| -
| КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
| 141
| первичных
| 108
| повторных
| 33
| КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
| 95
| детей
| -
| родителей
| 73
| специалистов
| 21
| КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 64
| с детьми
| 64
| с родителями
| -
| со специалистами
| -
| КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ
ОБСЛЕДОВАНИЙ (СКРИНИНГ)
| 12
| с детьми
| 10
| родителей
| 2
| специалистов
| 0
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ОБСЛЕДОВАННЫХ НА
СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ
|
| детей
|
| родителей
|
| специалистов
|
| КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
| 11
| детей
| -
| родителей
| 8
| специалистов
| 3
| КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
| 25
| с детьми
| 25
| с родителями
| -
| со специалистами
| -
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЩЕНИЙ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
|
| детьми
|
| родителями
|
| специалистами
|
| УЧАСТИЕ В КОНСИЛИУМАХ
| 1
| плановых
| 1
| внеплановых
| -
| ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ
|
| плановых
|
| внеплановых
|
| КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ
СЕМИНАРОВ
|
| для педагогов
|
| для родителей
|
| КОЛИЧЕСТВО ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
| 1
| ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
|
| №
| ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТ
|
| 1
| Участие в методических объединениях психологов города
| 4
| 2
| Посещение научно-практических конференций
| 4
| 3
| Выступления на научно-практических конференциях
| 1
| 4
| Участие в городских, областных конкурсах
| 1
| 5
| Статьи, публикации
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |