1. Цели учебной практики Цель учебной практики состоит в формировании профессиональных компетенций у студента-магистранта, необходимых для овладения основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения преподавательской и учебно-воспитательной работы, а также в развитии у магистрантов профессиональных навыков преподавания в высшей школе.
Учебная практика как компонент магистерской подготовки очень важен, так как успешное её прохождение позволяет подготовить магистрантов к будущей профессиональной деятельности, связанной с работой на управленческих должностях, а значит с обучением и развитием персонала.
В процессе прохождения учебной практики необходимо сформировать у магистрантов умения и навыки подготовки учебно-методических материалов, планирования программ обучения, подготовки и проведения семинаров, тренингов, анализа учебных кейсов, а также разработки нового спецкурса. Студенты магистратуры могут пройти учебную практику посредством проведения по заказу магистратуры социальных исследовательских проектов. 2. Задачи учебной практики В соответствии с поставленной целью задачами учебной практики являются:
Подготовка магистрантов к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, предусмотренном Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Формирование у магистрантов навыков применения современных образовательных технологий, выбора оптимальных стратегий преподавания в зависимости от целей обучения и уровня подготовки студентов.
Овладение методами педагогического мастерства.
Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами магистратуры при изучении дисциплин профессионального цикла, с профессионально-педагогической деятельностью.
3. Место учебной практики в структуре ООП магистратуры Учебная практика студентов, обучающихся по профессионально-образовательной программе подготовки магистра, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению 38.04.08 «Финансы и кредит» (магистерской программы 38.04.08.01 «Корпоративные финансы»).
Учебная практика магистрантов, обучающихся по магистерской программе 38.04.08.01 «Корпоративные финансы», проводится в соответствии с утвержденным учебным планом.
Учебная практика базируется на освоении дисциплин, изучаемых в течение 1, 2 и 3 семестров, и основана на взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Корпоративные финансы (продвинутый уровень)», «Финансовое управление инвестициями», «Корпоративная финансовая стратегия», «Управление активами корпорации», «Финансовая стабилизация кризисных предприятий», «Ценовая политика в корпорациях» и других. 4. Формы проведения учебной практики Форма проведения практики – учебная. Организация данной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами-практикантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки магистра. 5. Место и время проведения учебной практики Учебная практика студентов магистратуры организуется на втором году обучения в 4 семестре. Продолжительность практики 6 недель, 30 рабочих дней (в условиях пятидневной рабочей недели). Студенты магистратуры проходят учебную практику только в высших учебных заведениях.
Работа студента-практиканта осуществляется согласно индивидуальной программе учебной практики (приложение 1), составленной на основе настоящей Программы и Примерного тематического плана прохождения учебной практики (таблица 1). Таблица 1
Примерный тематический план
прохождения учебной практики
Наименование разделов и тем
| Количество дней1
| 1
| 2
| Раздел 1. Обязательные формы прохождения учебной практики
|
22
| 1.1. Подготовка и проведение лекций, оформление плана-конспекта лекций
|
6
| 1.2. Подготовка и проведение семинаров (практических занятий, лабораторных занятий), оформление учебных материалов к ним (тесты, задачи, хозяйственные ситуации)
|
10
| 1.3. Подготовка кейсов
| 6
| Раздел 2. Дополнительные формы прохождения учебной практики
|
52
| 2.1. Разработка разделов нового спецкурса
|
| 2.2. Выполнение социальных исследовательских проектов
|
| 2.3. Участие в проведении деловой игры,
|
| 2.4. Проверка курсовых работ
|
| 2.5. Проверка отчетов по практике
|
| 2.6. Прочие
|
| Оформление отчета о прохождении учебной практики
|
3
|
Итого продолжительность учебной практики
|
30
|
В индивидуальной программе учебной практики магистранта, утвержденной научным руководителем, должны быть отражены наименование разделов учебной практики, краткое описание запланированной работы, сроки выполнения и предполагаемая форма отчетности. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК- 1);
способен владеть навыками публичной и научной речи (ОК- 2);
способен к применению на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7);
способен преподавать финансовые и денежно-кредитные дисциплины в учреждениях высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (ПК-26);
способен осуществлять разработку образовательных программ и учебно-методических материалов (ПК-27).
7. Структура и содержание учебной практики Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 6 недель, 324 академических часа. Таблица 2
Структура и содержание учебной практики
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной работы
на практике, включая самостоятельную
работу студентов
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля
| 1.
| Подготовительный этап
| Ознакомительные лекции, сбор фактического и литературного материала
| 72 час.
| Заполнение дневника, написание раздела 1 программы практики
| 2.
| Аналитический этап
| Проведение занятий, обработка и анализ полученного фактического и литературного материала
| 180 час.
| Заполнение дневника, написание 2 раздела программы практики
| 3.
| Заключительный этап
| Систематизация полученного материала, оформление отчета по практике
| 72 час.
| Заполнение дневника, защита отчета по практике
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные методики, используемые на практике Руководители практики в процессе консультирования магистрантов во время прохождения учебной практики используют следующие методы обучения: исследовательский (магистранты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения); эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя магистранты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу).
Магистранты в ходе прохождения практики и при написании итогового отчета по практике могут использовать такие научно-исследовательские методы, как метод анализа и синтеза, методы наблюдения, сравнения, группировки и др. 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
9.1. Методические указания по подготовке и проведению магистрантами учебных занятий Порядок прохождения учебной практики предполагает:
ознакомление со структурой образовательного процесса в высшем учебном заведении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
ознакомление с программой и содержанием читаемого курса;
ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;
самостоятельную подготовку планов и конспектов лекций;
подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
разработку содержания учебного материала на современном научно- методическом уровне;
методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);
осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.
Основными направлениями деятельности, осуществляемыми студентами магистратуры в период учебной практики, являются аудиторная и внеудиторная работа по выбранным дисциплинам.
Аудиторная работа предполагает ознакомление с системой учебно-образовательной работы ВУЗа, формирование и конкретизацию обучающих и развивающих целей обучения, изучение методики и техники проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, реализацию возрастного и индивидуального подхода к студентам, приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности и создания творческой атмосферы обучения.
Внеаудиторная работа заключается в изучении системы внеаудиторной работы по специальным дисциплинам в ВУЗе, анализ опыта внеаудиторной работы преподавателей ВУЗа по специальным дисциплинам.
Принципиальные подходы к прохождению Программы учебной практики:
Научность – формирование содержания и построение занятий магистрантами с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики;
Креативность – актуализация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие студентов как субъектов образовательного процесса;
Учет научных интересов магистрантов – практика предусматривает проведение занятий, разработку учебных материалов по дисциплинам, соответствующим научно- исследовательским интересам магистрантов.
Программа учебной практики предусматривает разнообразные обязательные формы ее прохождения. Кроме того, магистрант может выбрать по согласованию с научным руководителем дополнительные формы прохождения учебной практики, наиболее полно соответствующие его научным интересам и планам личного развития.
Учебная практика магистрантов может проходить в следующих формах:
участие в подготовке лекции по теме, определенной научным руководителем и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка и проведение семинара, практических занятий, лабораторных работ по теме, определенной научным руководителем и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач, хозяйственных ситуаций, тестов и т.д. по заданию научного руководителя;
участие в проведении деловой игры для студентов;
участие в проверке контрольных и курсовых работ, отчетов по практикам;
другие формы работ, определенные научным руководителем.
Последовательность действий магистранта по выполнению обязательных и дополнительных форм прохождения учебной практики, основные требования к объему и содержанию запланированных видов работ обобщены в таблице 3.
Таблица 3
|