Журнал «Российский налоговый курьер» www.rnk.ru
№13-14 за 2007 год | Налоговое администрирование | Ресурсные и имущественные налоги
Петрова О.В. эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Авансовые платежи по транспортному налогу: заполняем налоговый расчет
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
Организации, являющиеся плательщиками транспортного налога и уплачивающие авансовые платежи по нему в течение налогового периода, по окончании II квартала 2007 года сдают налоговый расчет по авансам.
|
| Как установлено в статье 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Речь идет о транспортных средствах, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 358 Кодекса.
Налогоплательщики-организации исчисляют налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). Сумму налога, подлежащую уплате физическими лицами, рассчитывают налоговые органы. В этом случае налог уплачивается на основании налоговых уведомлений.
Транспортный налог является региональным. Поэтому законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ обладают определенными полномочиями в части правового регулирования некоторых вопросов, связанных с исчислением и уплатой этого налога. В частности, для организаций отчетными периодами по транспортному налогу являются I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 360 НК РФ). Эта категория налогоплательщиков уплачивает авансовые платежи по налогу в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. Основание — пункты 1 и 2 статьи 363 Кодекса. Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, организации представляют налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (далее — расчет). Об этом говорится в пунктах 2 и 3 статьи 363.1 Налогового кодекса.
Таким образом, 31 июля 2007 года — последний день сдачи расчета за II квартал 2007 года. Однако представлять расчет должны далеко не все налогоплательщики-организации. Дело в том, что, вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе не устанавливать в региональном законе отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). В этом случае по транспортным средствам, зарегистрированным на территории данного субъекта РФ, организации не уплачивают авансовые платежи и не представляют налоговые расчеты по авансовым платежам. Они обязаны лишь не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), подать налоговую декларацию, а также уплатить сумму налога в срок, указанный в законе субъекта РФ. Такой срок не может быть установлен ранее срока для подачи декларации. Право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в налоговом периоде может быть закреплено в законе субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 3 ст. 362 НК РФ). Эти организации также не сдают расчеты.
Форма расчета по авансовым платежам в 2007 году изменилась Те организации, которые не освобождены региональным законодательством от представления расчетов, подают их в налоговые инспекции по месту нахождения транспортных средств. Данный порядок установлен в пункте 2 статьи 363.1 Кодекса. Расчет заполняется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 № 48н. Этим же приказом были утверждены и рекомендации по ее заполнению.
Приказом Минфина России от 19.12.2006 № 179н в форму расчета и рекомендации по ее заполнению внесены изменения. Они связаны с тем, что статья 80 Кодекса с 2007 года действует в новой редакции (Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ). По обновленной форме расчет надо представлять начиная с отчетности за I квартал 2007 года. Изменения в форме расчета незначительны и затронули лишь титульный лист и раздел 1 «Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)» расчета. Раздел 2 остался в прежнем виде.
С этого года налогоплательщик может представить расчет в налоговую инспекцию лично либо через своего представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). Поэтому титульный лист и раздел 1, подтверждая достоверность и полноту указанных сведений, подписывает налогоплательщик (руководитель организации) или его представитель. Причем если на расчете стоит подпись представителя налогоплательщика, то необходимо указать и основание представительства. То есть к расчету должна быть приложена копия документа, подтверждающего полномочия на подписание формы. Таковы требования пункта 5 статьи 80 Кодекса. Кроме того, теперь на титульном листе расчета нет реквизитов «Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)» и «Код города» в поле «Номер контактного телефона налогоплательщика». Однако добавлен реквизит «Код вида экономической деятельности (ОКВЭД)».
Порядок заполнения расчета Начинать заполнение расчета следует с раздела 2, поскольку именно в нем рассчитывается сумма авансового платежа по каждому транспортному средству. Затем итоговые показатели этого раздела переносятся в раздел 1, являющийся сводным.
В разделе 2 отражается информация по всем транспортным средствам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования.
Раздел 2
Рассмотрим заполнение раздела 2, используя данные примера. Образец заполнения расчета приведен на с. 82—83.
ПРИМЕР
В органах ГИБДД на ООО «Заря» зарегистрированы три легковых автомобиля:
— OPEL ASTRA (мощность двигателя 90 л. с., регистрационный знак к025еу177, VIN W0LOTGF75Y2073718);
— FORD FOCUS (мощность двигателя 115 л. с., регистрационный знак автомобиля а166гв97rus, VIN Х9FFXXEEDF1J67215);
— AUDI А4 (мощность двигателя 150 л. с., регистрационный знак е475оо97rus, VIN WAUZZZ8DZVA213144). Автомобиль был приобретен и зарегистрирован на ООО «Заря» в мае 2007 года.
В регионе, где зарегистрированы транспортные средства, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно равна 7 руб./л. с., свыше 100 и до 150 л. с. включительно — 20 руб./л. с.
Региональным законодательством не предусмотрена дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства. Согласно закону субъекта Российской Федерации у ООО «Заря» нет льгот по уплате транспортного налога.
Код по ОКАТО муниципального образования по местонахождению указанных транспортных средств — 46 483.
По строке 010 раздела 2 отражается код ОКАТО, соответствующий тому административно-территориальному образованию, на территории которого находятся (зарегистрированы) транспортные средства. Код ОКАТО следует вписывакть в строку начиная с первой ячейки. В ячейки, оставшиеся пустыми, надо проставить нули. По строке 010 ООО «Заря» указывает 46483000000. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
| Определяем место нахождения транспортного средства
Согласно общему правилу местом нахождения транспортного средства считается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) его собственника.
Для морских, речных и воздушных транспортных средств местом нахождения является место (порт) приписки, а при отсутствии последнего — место государственной регистрации. Если госрегистрации нет, то место нахождения такого транспортного средства определяется по месту нахождения (жительства) его собственника. На это указано в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса.
Бывает, что несколько транспортных средств, зарегистрированных на одну организацию, находятся (зарегистрированы) на территориях разных муниципальных образований. Причем эти территории подведомственны одной налоговой инспекции, в которую представляется расчет. В такой ситуации организация подает в налоговый орган один расчет. Но разделы 1 и 2 данной формы заполняются отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика. Это предусмотрено в пунктах 7 и 12 Рекомендаций по заполнению расчета по авансовым платежам по транспортному налогу.
|
| Строка 020 предназначена для расчета суммы авансового платежа по каждому транспортному средству. Эта строка состоит из 14 граф.
В графу 1 налогоплательщик вписывает порядковые номера записей сведений о транспортных средствах. ООО «Заря» указывает цифры 1, 2, 3.
В графе 2 проставляется код вида транспортного средства в соответствии с кодами, указанными в приложении № 1 к рекомендациям по заполнению формы расчета. ООО «Заря» по всем своим автомобилям записывает код 510 04.
Графа 3 служит для указания идентификационного номера транспортного средства. По наземным транспортным средствам проставляется идентификационный номер VIN, по водным — ИМО, по воздушным — серийный заводской номер судна. Эти сведения заполняются на основании документов о государственной регистрации транспортных средств. ООО «Заря» в графе 3 указывает:
— по автомобилю OPEL ASTRA — VIN W0LOTGF75Y2073718;
— автомобилю FORD FOСUS — VIN Х9FFXXEEDF1J67215;
— автомобилю АUDI А4 — VIN WAUZZZ8DZVA213144.
В графе 4 проставляется марка транспортного средства. Она указывается в соответствии с документами о государственной регистрации транспорта. ООО «Заря» вписывает в эту графу марки автомобилей согласно свидетельствам об их госрегистрации: OPEL ASTRA, FORD FOСUS и АUDI А4.
В графу 5 вписывается регистрационный знак транспортного средства. По водным транспортным средствам здесь указывается регистрационный номер судна, а по воздушным — регистрационный знак судна. ООО «Заря» по своим автомобилям соответственно вписывает регистрационные знаки: к025еу177, а166гв97rus, е475оо97rus.
В графе 6 отражается налоговая база. Она определяется в порядке, предусмотренном в статье 359 НК РФ. У ООО «Заря» все объекты налогообложения — легковые автомобили, и по каждому из них организация указывает в этой графе мощность двигателя в лошадиных силах: по автомобилю OPEL ASTRA — 90, FORD FOСUS — 115, АUDI А4 — 150.
Поскольку в графе 6 налогоплательщик отмечает только числовое значение налоговой базы (без единиц измерения), в графе 7 нужно указать код единицы измерения налоговой базы. Он определяется по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 366. Эти коды приведены в приложении № 2 к рекомендациям по заполнению расчета. Так, лошадиным силам соответствует код 251. Именно его вписывает ООО «Заря» в графу 7 по всем автомобилям.
В графе 8 указывается срок использования транспортного средства. Ее нужно заполнять, только если региональным законом о транспортном налоге на основании пункта 3 статьи 361 Кодекса установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования транспортных средств. Срок указывается в календарных годах начиная с года выпуска транспортного средства. Количество лет, прошедших с года выпуска, определяется на 1 января текущего года начиная с календарного года, следующего за годом выпуска. Законом о транспортном налоге, действующим в субъекте РФ, где зарегистрированы легковые автомобили ООО «Заря», не предусмотрены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования транспортных средств. Поэтому в графе 8 организация ставит прочерк.
В графе 9 отражается коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога. Напомним, что сумма авансового платежа по налогу рассчитывается с учетом коэффициента в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в отчетном периоде. Такое положение зафиксировано в пункте 2 статьи 362 НК РФ. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации считаются полными. Если транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета в течение одного календарного месяца, то он принимается для расчета коэффициента как один полный месяц.
Автомобиль АUDI А4 был зарегистрирован на ООО «Заря» в мае 2007 года. Следовательно, число полных месяцев, в течение которых он был зарегистрирован на эту организацию в отчетном периоде (в II квартале 2007 года), — 2. Число календарных месяцев в отчетном периоде — 3. Рассчитаем коэффициент: 2 : 3 = 0,66. Полученное значение вписывается в графу 9 по строке, относящейся к АUDI А4. Поскольку остальные автомобили были зарегистрированы на организацию в течение всего отчетного периода, по ним в графе 9 организация проставляет цифру 1.
В графу 10 вписывается ставка транспортного налога, установленного законом субъекта РФ. ООО «Заря» по автомобилю OPEL ASTRA указывает ставку 7 (руб./л. с.), по остальным двум автомобилям — 20 (руб./л. с.).
В графе 11 отражаются суммы авансового платежа, исчисленного за отчетный период. Согласно пункту 2.1 статьи 362 НК РФ сумма авансового платежа за каждый отчетный период составляет 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. То есть значение графы 11 по каждому транспортному средству рассчитывается как произведение показателя графы 6, показателя графы 10 и показателя графы 9, деленное на 4.
Обратите внимание: показатели графы 11, а также граф 13 и 14 указываются в рублях без копеек.
ООО «Заря» в графу 11 вписывает такие значения:
— по автомобилю OPEL ASTRA — 157 руб. (90 л. с.#7 руб./л. с.#1 : 4);
— автомобилю FORD FOСUS — 575 руб. (115 л. с. # #20 руб./л. с.#1 : 4);
— автомобилю АUDI А4 — 495 руб. (150 л. с.# #20 руб./л. с.#0,66 : 4).
Организация, у которой согласно закону субъекта РФ о транспортном налоге есть льготы по этому налогу, в графе 12 указывает код соответствующей льготы согласно приложению № 3 к рекомендациям по заполнению формы расчета. Поскольку у ООО «Заря» нет льгот, в графе 12 ставится прочерк.
Если у организации нет льгот по транспортному налогу, она ставит прочерк и в графе 13. Те налогоплательщики, у которых льготы есть, отражают в этой графе сумму налоговой льготы. Эта сумма рассчитывается так. Допустим, что в законе субъекта РФ содержится положение о льготе в виде освобождения от налогообложения. Тогда сумма налоговой льготы равна сумме налога (авансового платежа по налогу). Следовательно, значение графы 13 рассчитывается по той же формуле, что и показатель графы 11.
Теперь предположим, что законом субъекта РФ льгота по транспортному налогу установлена в виде уменьшения исчисленной суммы налога в процентах (например, сумма налога уменьшается на 50%). Чтобы рассчитать сумму такой льготы, надо значение графы 11 умножить на процент, уменьшающий сумму налога (например, на 50), и полученный результат разделить на 100.
Закон субъекта РФ также может предоставлять льготу в виде снижения налоговой ставки. Тогда размер налоговой льготы определяется как разность суммы авансового платежа, рассчитанной по полной налоговой ставке, и суммы авансового платежа, исчисленной по пониженной ставке.
Наконец, в графе 14 отражается сумма авансового платежа к уплате в бюджет за отчетный период. Она равна разности значений, проставленных в графах 11 и 13. У ООО «Заря» налоговых льгот по транспортному налогу нет, поэтому в графе 14 организация указывает те же значения, что и в графе 11.
По транспортным средствам налогоплательщиков, которые полностью освобождены от налогообложения, в графе 14 ставится прочерк.
Раздел 1
Как уже отмечалось, раздел 1 — итоговый. По строке 010 указывается код бюджетной классификации, по которому зачисляется сумма авансового платежа, записанная в строке 030. Для авансовых платежей по транспортному налогу — 182 1 06 04011 02 1000 110.
В строке 020 проставляют код ОКАТО по месту нахождения транспортных средств. Эта строка заполняется в том же порядке, что и строки 010 раздела 2.
По строке 030 отражается сумма авансового платежа, которую следует уплатить в бюджет. Она рассчитывается как сумма показателей, приведенных в графе 14 строки 020 всех страниц раздела 2 с соответствующим кодом ОКАТО. Для ООО «Заря» этот показатель равен 1227 руб. (157 руб. + 495 руб. + 575 руб.). БУКВА ЗАКОНА
| Как рассчитать налоговую базу по транспортному налогу
По транспортному средству, имеющему двигатель, налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Если двигателей несколько, налоговая база равна сумме мощностей этих двигателей в лошадиных силах. По водным и воздушным транспортным средствам налоговая база — это общая мощность двигателей транспортного средства в лошадиных силах.
Что касается воздушных транспортных средств, для которых рассчитывается тяга реактивного двигателя, и водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, по которым устанавливается валовая вместимость, то в отношении них в пункте 1 статьи 359 НК РФ закреплены специальные правила определения налоговой базы. Так, в первом случае налоговая база равна величине паспортной статической тяги реактивного двигателя (суммарной паспортной статической тяги всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограмм-силах. А во втором случае налоговая база — это валовая вместимость водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств в регистровых тоннах.
По всем указанным транспортным средствам налоговая база определяется отдельно по каждому объекту.
По водным и воздушным транспортным средствам, кроме тех, о которых речь шла выше, налоговая база исчисляется как единица транспортного средства. По ним налогоплательщик формирует налоговую базу отдельно. В этом случае в графе 6 раздела 2 расчета по авансовым платежам по транспортному налогу он проставляет цифру 1.
|
| |