Содержание
стр.
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка…………………………………………3
1.1.Введение………………………………………………………..3
1.2.Цели и задачи…………………………………………………4-8
1.3Характеристика контингента детей………………………. . 8-19
1.4Организация режима пребывания детей…………… ……19-23 2. Планируемые результаты освоения детьми ООП…………………23- 27
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности………………27-41
2.2.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………..42-47
3.Диагностика (мониторинг)…………………………………..47-48
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально- технического обеспечения……………..49
3. 2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения (перечень)…………………………………………………………….49-56
3.Распорядок и режим дня…………………………………………..57- 59 4.Особенности традиционных событий ,праздников,мероприятий
(комплексно-тематическое планирование )……………………….60 5.Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………………………………61-62
IV.Дополнительный раздел…………………………………………62-63
(список используемой литературы)
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1.Введение
Настоящая рабочая Программа (далее Программа) составлена для детей старшей логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи на основе основной образовательной программы (ООП) МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» Ленинского района г.Саратова, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной Программы (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), примерной основной образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А.Васильевой и «Программы логопедической работы по преодолению общегонедоразвития речи у детей»Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина ,Т.В. ТумановаЧиркина // Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
1.2.Цели и задачи Программы
Общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей направленности, рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей; осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Задачами деятельности образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, по выполнению образовательной программы в группах компенсирующей направленности являются:
– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического коллектива; формирование у детей общей культуры. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации (учителем- логопедом, воспитателями, педагогами дополнительного образования)
3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) дошкольной образовательной организации.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Цели и задачи по познавательному развитию, представленные в ФГОС ДО и приведённые выше, уточняются и расширяются авторами Программы «От рождения до школы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения детей с ОНР:
Устранение дефектов звукопроизношения (развитие артикуляционных навыков,коррекция дефектов звукопроизношения)
Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
Формирование слоговой структуры сложныхслов
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие общих и тонких движений пальцев рук
Развитие познавательных психических процессов: слухового и зрительного внимания,восприятия,слуховой и зрительной памяти, логического мышления
Развитие коммуникативности, успешности в общении
Основные задачи коррекционного обучения детей с ФФНР:
1.Формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;
2.Развитие фонематического восприятия;
3.Развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
4.Подготовка детей к обучению грамоте;
5.Расширение и активизация словаря;
6.Формирование выразительной, связной, грамматически правильно оформленной речи.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи – рассказом по представлению, пересказом;
- свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;
- уметь адаптироваться к различным условиям общения;
- преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;
- использовать в свободном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
-владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
В программе заложены оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, Свободное время для самостоятельной игры ребенка выделяется и в первой, и во второй половине дня. В соответствии с нормами
СанПиН2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26часть часов, отведенных для организованной деятельности, определена во второй половине дня в группах для детей старшего дошкольного возраста.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, родителей.
Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами и видами деятельности ребенка, взаимосвязи специалистов, участвующих в педагогическом процессе, и родителями.
В программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей групповой организованной деятельности в старшей логопедической группе для детей с ОНР,ФФНР(первый год обучения) 5-6 лет, приведены методические рекомендации по организации работы логопеда с родителями.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы специалистов в группе в соответствии с требованиями программы и современными федеральными государственными образовательными стандартами является тематический подход в сочетании с реализацией принципа онтогенеза. Это позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог выполняет руководящую роль в развитии когнитивных и речевых возможностей детей, особенно на ранних этапах коррекционной работы. Такой подход обеспечивает многократное повторение изучаемого материала, с одной стороны, парциальное его включение в работу - с другой. Это дает возможность успешно накапливать речевые средства и активно использовать их в коммуникативных целях, что вполне соответствует решению как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, ФФНР организовать индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, интегрировать детей в образовательном учреждении и способствовать освоению ими программы, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе. 1.3. Характеристика контингента детей
Дети с ОНР I уровня- 1 человек.
Дети с ОНР II-III уровня-13 человек
Дети с ОНР III уровня. Дизартрия- 1человек
Дети с ФФНР-1 человек
Дети с патологией ЦНС- 5человек
Девочки- 6 человек
Мальчики- 10 человек
Список старшей логопедической группы «Радуга»
для детей с ОНР (1 год обучения)
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №167»
на 2015/16 учебный год.
№ п/п
| Фамилия, имя, отчество ребёнка
| Дата рождения
| Логопедическое заключение
| 1
| Гаврилов Григорий Алексеевич
| 24.09.2010
| Общее недоразвитие речи I уровня, ЗПР
| 2
| Грачёва Полина Алексеевна
| 07.06.2010
| ФФНР
| 3
| Ефремова Надежда Александровна
| 14.12.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня, ЗПР
| 4
| Коленкова Ангелина Ильинична
| 29.11.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня, ЗПР
| 5
| Коробейникова Екатерина Романовна
| 09.04.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня.
| 6
| Кошкина Татьяна Аркадьевна
| 27.10.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня, ЗПР
| 7
| Кузнецов Евгений Алексеевич
| 11.12.2009
| Общее недоразвитие речи III уровня, ЗПР
| 8
| Маркин Максим Романович
| 14.12.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня.
| 9
| Найда Алексей Алексеевич
| 03.05.2010
| Общее недоразвитие речи II-III уровня,ЗПР
| 10
| Недорезов Никита Дмитриевич
| 19.02.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня.
| 11
| Прохоров Роман Сергеевич
| 08.04.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня
| 12
| Рыбкин Михаил Александрович
| 11.06.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня
| 13
| Самолданов Михаил Викторович
| 29.03.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня
| 14
| Сиволап Даниил Сергеевич
| 21.07.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня
| 15
| Станкевич Фадей Владимирович
| 30.01.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня, Дизартрия
| 16
| Якушева Варвара Михайловна
| 27.12.2010
| Общее недоразвитие речи III уровня
|
|