Скачать 0.54 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП Направление подготовки 050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. 1. Цели освоения дисциплины Цель: ознакомление студентов с современными тенденциями изучения детского церебрального паралича, последовательное изложение закономерностей психофизического развития детей с ДЦП, формирование у студентов-логопедов представления о системе лечебно-педагогических мероприятий, реализуемых в условиях учреждений специального типа. Курс «Логопедическая работа при ДЦП» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Он направлен на усвоение знаний и представлений об одной из сложных форм патологии – детском церебральном параличе, а также практических умений и навыков по коррекции расстройств речи при ДЦП. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Логопедическая работа при ДЦП» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Психолингвистика». Курс «Логопедическая работа при ДЦП» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Методики обучения». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП». В результате освоения дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» студенты должны: - иметь представление о современных тенденциях изучения детского церебрального паралича; о закономерностях психофизического развития детей с ДЦП; о системе лечебно-педагогических мероприятий, реализуемых в условиях учреждений специального типа; об анализе и определении первичных речевых и вторичных неречевых проявлений в структуре дефекта при ДЦП; - знать определение понятия детский церебральный паралич, аспекты изучения ДЦП, причины и механизмы возникновения ДЦП с позиций клинической физиологии и психолингвистики; структуру речевых нарушений при ДЦП, основные методики коррекции при ДЦП и дизартрии; - уметь проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с разными формами ДЦП, разного возраста; определять специфику и направления коррекционно-логопедической работы при различных формах ДЦП; планировать и проводить коррекционно-воспитательную и логопедическую работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов. Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Тема 1. Этиопатогенез детского церебрального паралича. Значение термина «детский церебральный паралич». Типология нарушений нервной системы, имеющих место при ДЦП. Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП. ДЦП как результат повреждения головного мозга. Пренатальные, натальные и постнатальные факторы риска повреждения нервной системы. Тема 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих ДЦП. Общая характеристика ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Нарушения мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония). Парезы и параличи. Патологическая активность позотонических рефлексов. Насильственные движения (гиперкинезы, тремор). Координаторные расстройства (атаксия). Нарушения кинестезий. Клинические формы церебрального паралича. Классификация К.А.Семеновой. Спастическая диплегия. Двойная гемиплегия. Гиперкинетическая форма. Атонически-астатическая форма. Гемипаретическая форма. Влияние двигательных, сенсорных и речевых расстройств на характер психических нарушений. Особенности двигательных, психических и речевых расстройств при различных формах ДЦП. Нарушение познавательной деятельности. Несформированность высших корковых функций: пространственных представлений, стереогноза, схемы тела, зрительного и кинестетического гнозиса, праксиса. Нарушение эмоционально-волевой сферы и личности. Тема 3. Особенности речевого развития детей с церебральным параличом. Характеристика речевых нарушений при ДЦП. Структура речевого дефекта при дизартрии. Нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Спастический паралич как основной патогенетический механизм псевдобульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Подкорковая дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при данной форме дизартрии с эмоциональным состоянием. Корковая дизартрия. Дискуссионные вопросы выделения её признаков. Характер нарушения устной речи при корковой дизартрии. Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений произносительной стороны речи. Обследование детей с ДЦП. Тема 4. Коррекция речевых нарушений при ДЦП. Логопедическая работа и её зависимость от форм ДЦП. Содержание коррекционно-логопедических мероприятий: стабилизация позы ребенка, использовние различных видов массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, звукопроизношения. Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ДЦП. Логопедическая работа при осложненных формах дизартрии. Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с ДЦП. Физическое воспитание детей с ДЦП. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации. Сенсорное воспитание детей с ДЦП. Формирование изобразительной деятельности и конструирования. Подготовка к школе детей с ДЦП. Тема 6. Работа с семьей, имеющей ребенка с ДЦП. Внутрисемейная и социальная адаптация детей с ДЦП. Стадии приспособления семьи к ребенку-инвалиду. Типы неправильного воспитания. Основные направления в работе с семьей, имеющей ребенка с ДЦП: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; помощь в решении личных проблем, связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам коррекции; помощь в выборе профессии. Неблагополучные семьи. 5. Образовательные технологии При прохождении дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические, лабораторные и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), дошкольных и школьных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, научных организаций. Рекомендуется просмотр видео фильмов. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачет и контрольную работу. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования. Тематика и планы практических занятий.
|
Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | ||
Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, фио, подпись зав кафедрой) | Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц | ||
... | Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция | ||
Сущность дифференцированного подхода в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста | Валерий Михайлович Гаврилов, д б н., биологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова, заведующий Звенигородской биологической... | ||
Факультет, кафедра: факультет авиационно-технологических систем, кафедра материаловедения и физики металлов | Структуру и содержание дисциплины основы делопроизводства, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |