Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт иностранных языков
Кафедра романской филологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Б2.1 «Научно-исследовательская практика»
Направление подготовки
45.06.01 Языкознание и литературоведение
Направленность (профиль)
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание Уровень подготовки кадров высшей квалификации
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Москва
2014
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 г. № 903
Разработчик: доктор филологических наук, профессор Викулова Л.Г.
Эксперты:
ФБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», зав. кафедрой иностранных языков, доктор филологических наук, профессор Макеева М.Н.. ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор филологических наук, профессор Кирилина А.В.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры романской филологии
Протокол № 09 от «29» августа 2014 г.
Заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор Щепилова А.В. СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, доктор филологических наук, профессор Бирюкова Е.В.
Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ
Протокол № 12 от «29» августа 2014 г.
Научно-исследовательская практика – вид учебной работы, направленный на совершенствование научно-исследовательской компетенции аспирантов, обеспечивающей успешность получения новых знаний о языковых процессах, закономерностях их развития.
1. Цели и задачи практики
Целью научно-исследовательской практики является подготовка аспирантов к научно-исследовательской, научно-педагогической, научно-методической, проектной деятельности в системе филологического образования, формирование педагога-учёного. Владение методологией и методами исследования позволит аспирантам выявлять проблемные поля, тенденции развития науки на современном этапе развития общества, определять перспективы её совершенствования и создавать продуктивные модели её функционирования.
Задачи научно-исследовательской практики:
совершенствование знаний в области методологических основ научно-исследовательской деятельности;
работа над продуктами научно-исследовательской деятельности;
апробация методов научного исследования;
применение на практике сведений об этапах научно-исследовательской работы;
проведение исследования в области проблематики выпускной квалификационной работы.
развитие у аспирантов индивидуальной исследовательской стратегии, научной автономии.
2. Место практики в структуре ОП: блок 2 «Практика» (Б2.1).
Научно-исследовательская практика готовит к решению задач научно-исследовательской деятельности, направлена на подготовку аспиранта к дальнейшей научной работе и предусматривает его участие в фундаментальных, поисковых, прикладных научных и научно-методических исследованиях.
3. Требования к результатам обучения при прохождении практики:
Научно-исследовательская практика направлена на формирование следующих компетенций:
универсальные компетенции (УК):
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
профессиональные (ПК):
способность владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (ПК-1);
готовность к внедрению и продвижению передовых образовательных практик в области многоязычного и поликультурного образования в высшей школе (ПК-3);
способность работать с зарубежными источниками по профилю подготовки и осуществлять общение на иностранном языке в научном сообществе (ПК-4);
способность использовать современные компьютерные программы и методики обработки научных исследований (ПК-5);
способность разрабатывать стратегии коммуникативного поведения в профессиональном и научном сообществе (ПК-6);
способность и готовность использовать комплекс современных методов исследования для разработки методологических основ теории терминологической деятельности в разных предметных областях (ПК-7);
способность правильно определять взаимосвязь и динамический характер языковых и социальных процессов.
В результате реализации научно-исследовательской работы аспирант должен:
знать:
методологию, объектно-предметную и целеустанавливающую области исследования научной проблемы;
основные компоненты системы обучения иностранным языкам в их взаимосвязанном и взаимно обусловленном представлении.
уметь
использовать понятийный аппарат философии, лингвистики, психологии, теории и методики обучения иностранным языкам, теории (межкультурной) коммуникации, культурологии и др. наук для решения научно-исследовательских задач;
структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения исследовательских задач;
видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;
изучать процесс обучения иноязычному общению в тех образовательных условиях, которые определены концепцией программы обучения, описывать новые явления и процессы в современном состоянии филологического образования;
применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.
владеть
знанием методологических принципов и методических приёмов научной деятельности;
современной информационной и библиографической культурой;
методологией научного познания, исследования языковых явлений, технологией представления результатов исследования.
приёмами составления и оформления всех компонентов текста диссертации.
иметь опыт деятельности:
научно-исследовательской в области образования и социальной сферы;
представления результатов научного исследования в виде разнообразных устных и письменных форм научного дискурса.
4. Общая трудоемкость практики составляет 4.5 зачетных единиц (162 часа).
5. Форма проведения педагогической практики аспирантов:
Научно-исследовательская практика аспирантов определяется целями комплексного ознакомления с опытом ведущих ученых и преподавателей и правоустанавливающими нормами университетской системы, а также целями формирования навыков и умений ассистентов профессорско-преподавательского состава. Программа практики предусматривает следующие виды работ:
Подготовка тезисов для участия в международной конференции в молодых ученых (студентов и аспирантов);
Работа с библиотечными ресурсами ГБОУ ВПО МГПУ и профильных библиотек по теме исследования (включая электронные досье); классификация и характеристика источников для написания ВКР (диссертации);
Реферирование научных трудов ученых по профилю ВКР (диссертации);
Оформление фрагмента ВКР (диссертации), представление его для обсуждения на научном семинаре кафедры.
Посещение лекционных и/или практических занятий по профилю кафедры.
Место и время проведения практики.
Базой проведения научно-исследовательской практики является вуз, а именно выпускающие кафедры ИИЯ МГПУ по направлению подготовки аспиранта. В соответствии с учебным планом, научно-исследовательская практика проводится в 4 семестре (2 курс) в течение шести недель. 6. Планируемые результаты обучения при прохождении практики Наимено-вание вида деятельности
| Кол-во часов/ зет
| Формируемые компетенции
| Общее кол-во компетенций
| НИ практика
| 162/4,5
| УК-1
| УК-2
| УК-5
| ОПК-1
| ПК -1
| ПК- 3
| ПК- 4
| ПК- 5
| ПК-6
| ПК-7
| 10
|
6. 1. Содержание научно-исследовательской практики №
п/п
| Наименование вида работы (элемента модуля)
| Содержание деятельности аспиранта
| 1
| Подготовка тезисов
| Подготовить тезисы для участия в международной конференции в молодых ученых (студентов и аспирантов).
| 2
| Работа с библиотечными ресурсами
| Классификация и характеристика источников ВКР (диссертации)
Работа с библиотечными ресурсами ГБОУ ВПО МГПУ и профильных библиотек по теме исследования (включая электронные досье).
| 3
| Реферирование научных трудов ученых по профилю ВКР (диссертации)
| Подготовка рефератов работ ученых по профилю тематики ВКР (диссертации), предоставление текста реферата руководителю
| 4
| Оформление фрагмента ВКР (диссертации)
| Оформление фрагмента ВКР (диссертации), представление его для обсуждения на научном семинаре кафедры
| 5
| Посещение занятий
| Анализ содержания занятий, написание отчета
|
6.2. Компетенции аспирантов, формируемые в ходе научно-исследовательской практики
Наименование
модуля
| Кол-во часов/зачетных единиц (4.5 зач. ед, 162 ч.)
| Формируемые компетенции
| Общее кол-во компетенций
| УК-1
| УК-2
| УК-5
| ОПК-1
| ПК- 1
| ПК-3
| ПК -4
| ПК- 5
| ПК- 6
| ПК- 7
|
| Подготовка тезисов
| 1
|
|
| +
| +
|
|
| +
|
|
| +
| 4
| Работа с биб-лиотечными ресурсами
| 0,5
|
|
|
|
|
| +
|
| +
|
|
| 2
| Рефериро-вание научных трудов ученых по профилю ВКР (диссертации)
| 0,5
| +
|
|
|
| +
|
|
| +
| +
|
| 4
| Оформле-ние фрагмента ВКР (диссертации)
| 2
|
| +
|
|
| +
|
| +
|
| +
|
| 4
| Посещение занятий
| 0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Содержание научно-исследовательской практики
Общие требования к организации практики
Научно-исследовательская практика является обязательным компонентом учебного процесса подготовки аспирантов в филологической области. Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний аспирантов, полученных при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. В процессе прохождения практики аспирант должен приобрести опыт сбора и обработки практического материала, продемонстрировать способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию лингводидактики в рамках выбранного направления ВКР. Практика должна обеспечить преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, комплексный подход к предмету изучения. Требования к базам практик
Базами практики могут быть кафедры ИИЯ МГПУ по соответствующему профилю и другие высшие образовательные организации. Требования к содержанию практики.
Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается аспирантом совместно с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Программа должна быть тесно увязана с темой ВКР. План прохождения научно-исследовательской практики
1-я неделя. Работа с библиотечными ресурсами, фондами информации, ЭБС, пополнение списка литературы по ВКР (диссертации), определение тематики тезисов для участия в конференции.
2-я неделя. Изучение источников информации по рекомендации научного руководителя, оформление рефератов по данным источникам, написание тезисов выступления для участия в конференции.
3-6-я недели. Написание фрагмента ВКР (диссертации) (по индивидуальному заданию научного руководителя). Определение результатов и выставление оценок по практике.
Программа и план-график НИП аспиранта разрабатывается на кафедре и передается аспирантам до начала практики.
Во время проведения научно-педагогической практики аспирантов предполагается выполнение следующих видов работ и ведение документации.
Описание форм и инструментов отчетности по педагогической практике аспирантов:
1) Дневник научно-исследовательской практики.
2) Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.
3) Тезисы выступления на конференции.
4) Рефераты научных работ (не менее четырех).
5) Фрагмент ВКР (диссертации) (вариант, одобренный научным руководителем).
6) Отчет о посещенных занятиях.
6) Отчет аспиранта.
7) Отчет научного руководителя. Требования к уровню подготовки аспирантов по итогам научно-исследовательской практики.
По завершении научно-исследовательской практики аспирант должен:
Иметь четкие представления о принципах организации и ведения научно-исследовательской работы;
Овладеть необходимыми навыками поиска информации в электронных библиотеках и архивах;
Получить необходимые знания по оформлению участия в российских или международных конференциях.
Итоговая аттестация. Научно-исследовательская практика завершается дифференцированным зачётом, который аспирант получает на основании представленного отчета и отзыва научного руководителя.
В период прохождения практики аспирант должен своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
Защита аспирантом отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений аспиранта.
Подведение итогов научно-исследовательской практики
Отчет о практике представляется научному руководителю. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко аспирант изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики.
Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании кафедры. Участники заседания – члены кафедры, аспиранты.
Оценка по практике (зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости аспирантов.
Аспиранты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.
Аспиранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением об аттестации аспирантов и порядке ликвидации академической задолженности. 8. Образовательные технологии
Вид учебной деятельности
| Тема
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной
форме
| Практическое
| Установочная конференция по организации научно-исследовательской практики аспирантов
| Дискуссия
| 10
| Самостоятельная работа
| Классификация источников по теме ВКР (диссертации)
| Анализ документов
| 10
| Практическое
| Посещение лекционных и практических занятий
| Демонстрация примеров
| 10
| Практическое
| Работа с информационными базами
| Анализ документов
| 22
| Самостоятельная работа
| Подготовка тезисов выступления
| Продуктивная технология
| 10
| Самостоятельная работа
| Реферирование научных трудов
| Защита проекта
| 40
| Самостоятельная работа
| Написание фрагмента ВКР
| Продуктивная технология
| 60
| Итого - Самостоятельная работа -162 ч. 9. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине:
Самостоятельная работа аспирантов должна основываться на следующих принципах:
должна быть конкретной по своей предметной направленности;
самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Предметно и содержательно самостоятельная работа аспирантов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием основной литературы учебников, учебных пособий и методических руководств и дополнительной литературой.
В ходе самостоятельной работы аспирант может:
освоить теоретический материал теме ВКР (диссертации);
закрепить знания теоретического материала (подготовка докладов и презентаций);
применить полученные знания для анализа материала, участия в групповой дискуссии, решения логических задач, формирования собственной позиции, теории, модели.
Рекомендуется проводить необходимые консультации по практике не менее 2-х раз в неделю.
Следует помнить, что приоритетная роль в учебном курсе отводится самостоятельной познавательной деятельности аспирантов, педагогическая практика ориентирована на организацию активной работы аспирантов в период ее прохождения.
Учебные материалы (формы отчетов, анализа лекционных и семинарских занятий преподавателей) предоставляются практикантам на первом установочном практическом занятии. Сдача материалов практики – оформление отчетов – производится строго в соответствии с указанными в рабочей программе требованиями. Итоговая аттестация по результатам практики проводится в форме дифференцированного отчета. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по научно-исследовательской практике аспирантов
Раздел: Документация научно-исследовательской практики аспирантов
1) Дневник научно-исследовательской практики.
2) Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.
3) Тезисы выступления на конференции.
4) Рефераты научных работ (не менее четырех).
5) Фрагмент ВКР (диссертации) (вариант, одобренный научным руководителем).
6) Отчет о посещенных занятиях.
6) Отчет аспиранта.
7) Отчет научного руководителя. Отчет о прохождении научно-исследовательской практики
Правила оформления «Отчета о прохождении научно-исследовательской практики». Данный документ должен быть выполнен на компьютере и представлен в распечатанном виде. Объем — 4-6 страниц. Режим выполнения: листы А4; поля — верхнее и нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см; шрифт Times New Roman; 14 кегль; полуторный интервал; отступ стандартный (автоматический — 1,25 см); порядковая страница (начиная с 1-й) указывается внизу по центру (опция «от центра»).
Структура документа. В ходе составления отчета необходимо сделать следующее.
Указать профиль обучения в аспирантуре, базу прохождения практики и ее временные границы.
Привести статистические данные (по «Видам работы»: сколько аспирант посетил занятий с научными консультантами).
Отразить в отчете достигнутые результаты научно-исследовательской работы в период практики: в частности, работу с электронными ресурсами по теме ВКР (диссертации).
Проанализировать собственную работу в качестве практиканта.
Представить в печатном виде имеющиеся (если есть) и приложить к отчету научно-методические статьи и разработки, материалы международных конференций, сведения об участии в грантах, имеющиеся почетные грамоты (копии) для их приложения к отчету и последующей оценки руководителем практики.
К дневнику приложить проверенные научным руководителем
Библиографический список с аннотированным представлением содержания работ.
Тезисы выступления на конференции.
Рефераты научных работ (не менее четырех).
Фрагмент ВКР (диссертации) (вариант, одобренный научным руководителем).
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
Умнов В. С.Научное исследование: теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. С. Умнов, Н. А. Самойлик. – Новокузнецк: КузГПА, 2010.
Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа : методология, теория, практика организации и проведения: (прогр. и номинатив. содержание лекций авт. курса; учеб. план курса в системе повышения квалификации) / И. А. Зимняя; М-во образования РФ, Моск. ин-т стали и сплавов (техн. ун-т), Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Сектор "Гуманизация образования". – М.: МНПИ, 1999. – 26 с.
Новиков А. М. Методология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007.
Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный рсурс] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Либроком, 2010.
Дополнительная литература
Торохова Е.И. Формирование гипотезы в научном исследовании / Е. И. Торохова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Естественные науки". – 2010. – № 1 (5) 2010. – С. 105–109.
Кузнецов И.Н. Научное исследование [Электронный ресурс]: Методика проведения и оформления / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2006.
Ануфриев А.Ф. Научное исследование: Курсовые, диплом. и дис. работы / Моск. гос. открыт. ун-т им. М. А. Шолохова, Фак. психологии; А. Ф. Ануфриев. – М. : Ось-89, 2005. – 112 с.
Интернет-ресурсы
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» //ict.edu.ru
Российское образование. Федеральный портал //edu.ru
Официальный сайт Департамента образования города Москвы // educom.ru 11. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики аспирантов: включает в себя использование проектора, компьютерных аудиторий. |