Скачать 92.44 Kb.
|
Гомберг А.А. Порфолио дошкольника Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на утверждение личностного начала в ребёнке, в центр внимания ставит его индивидуальные и возрастные особенности развития. Прграмма «Успех» в отличие от других нацелена на работу с двумя поколениями: детьми и теми, кто оказывает на них наибольшее влияние – их родители и педагоги. Вовлечение родителей в жизнь группы в качестве ассистентов воспитателей, участие в проектной деятельности своих детей и тематическом проживании – всё это позволяет сделать родителей своими союзниками в воспитании и обучении детей, добиться тесного сотрудничества и эффективного взаимодействия. Одной из современной и эффективной форм работы с родителями – является портфолио с дошкольниками. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Создание портфолио дошкольника - это новая и пока ещё не освоенная технология . Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Результаты работы показали, что в большинстве случаев – это накопительное портфолио, «Всё обо мне» - так его называют дети. Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребёнком, намного легче представить маршрут его развития. Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений. Портфолио показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей начальной школе. Принципы работы по составлению портфолио: Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Алгоритм работы по составлению портфолио. 1. Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен портфолио. 2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей. 3. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора. 4. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями , детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) 5. Презентация. Этапы работы по составлению портфолио : 1 этап: Постановочный. Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как: · оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолиоявляется индивидуальной программы развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка). · накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника. Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. 2 этап: Поисковый. · Сбор информации Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка. · Индивидуальная работа с детьми. Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. · Взаимодействие с родителями Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать к составлению портфолио активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. 3 этап: Заключительный. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения. Работа по составлению портфолио участников педагогического процесса.
Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предлагаем примерную тематику структуры портфолио. Структура портфолио. вариант № 1. Структура портфолио дошкольника представлена тремя основными направлениями. § «Какой он (ребёнок) хороший»; § «Какой он умелый»; § «Какой он успешный». I.«Какой ребёнок хороший» включает в себя следующие материалы: § неформальная беседа «Расскажи о себе»; § интервью у друзей, других детей; § книжка в картинках – «Я», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Мои мечта», «Детский сад» и др. § корзина пожеланий: благодарность ребёнку – за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.; § благодарственное письмо родителям – за воспитание ребёнка; II. «Какой ребёнок успешный» § рассказ ребёнка о своих успехах; § свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества; § грамоты за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях; § иллюстрации успешности – фото-, видеоматериалы. III. «Какой ребёнок умелый» § неформальная беседа с ребёнком «Чем ты любишь заниматься?»; § рассказы детей о ребёнке, его умениях; § грамоты по номинациям – за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах; § продукты реализации проектов; § творческие работы: рисунки, аппликация, стихи и т.д. вариант №2 1. Раздел «Давайте познакомимся» · Фото. Фамилия, имя ребенка, № группы. · Рубрика: «Я люблю…», · «Мне нравится…», · «Обожаю, когда…» 2. Раздел «Я расту!» · Антропометрические данные (в художественно-графическом решении): · «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д. 3. Раздел «Портрет моего ребенка» · Сочинение родителей 4. Раздел «Я мечтаю…» · Высказывания самого ребенка:«Я мечтаю о …»; «Я бы хотел быть…»; «Я бы хотел быть…», «О чем я люблю думать…»; «Кем и каким я буду, когда вырасту…» и т.д. 5. Раздел «Вот что я могу!» · Продукты творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…) 6. Раздел «Мои достижения» · Грамоты, дипломы. 7. Раздел «Посоветуйте мне…» · Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребёнком. 8. Раздел «Спрашивайте, родители!» · Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами. Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио. 1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка. 2. Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании. 3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д. 4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ. 5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений. 6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. 7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из дошкольного учреждения портфолио вручается ребенку на выпускном вечере. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. |
Ика – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском... | «педагог — ребенок — родитель»; ^ метод оценивания реальных достижений дошкольника | ||
«Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование» | Общество с ограниченной ответственностью «Центр новой мысли» приглашает педагогов доу принять участие во Всероссийском конкурсе среди... | ||
Выпускная квалификационная работа. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности... | Образовательного форума «современное образование: состояние и перспективы развития», посвященного | ||
Содержание: умк по дисциплине Методика преподавания технологии для студентов направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование... | Пленарное заседание: Эффективный контракт как инструмент управления ресурсами образовательной организации |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |