Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ АлтГТУ
______________ Н. П. Щербаков
"____"_______________2015 г.
Программа преддипломной практики
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Барнаул 2015 1 Цели преддипломной практики
Преддипломная практика ориентирована на профессионально-практическую подготовку студентов. Она направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Целями преддипломной практики являются:
закрепление у студентов способностей и навыков по разработке и сопровождению программного обеспечения для систем различного назначения;
приобретение навыков самостоятельного решения задач и выполнения
работ по выбранному профилю подготовки и документальному оформлению достигнутых результатов;
углубление теоретической подготовки в области связанной с профессиональной деятельностью;
подбор материала для выпускной квалификационной работы; закрепление у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, создание предпосылок самосовершенствования и профессионального роста личности.
2 Задачи преддипломной практики
Задачами преддипломной практики являются:
в области научно-исследовательской деятельности:
участие в проведении научных исследований (экспериментов, наблюдений и количественных измерений), связанных с объектами профессиональной деятельности (программными продуктами, проектами, процессами, методами и инструментами программной инженерии) в соответствии с утвержденными заданиями и методиками; построение моделей объектов профессиональной деятельности с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования;
составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов;
в области аналитической деятельности:
сбор и анализ требований заказчика к программному продукту; формализация предметной области программного проекта по результатам технического задания и экспресс обследования; содействие заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения;
в области проектной деятельности:
участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания; создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование);
участие в интеграции компонент программного продукта; разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев;
разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.
в области технологической деятельности:
освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения; освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения;
использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции;
в области производственной деятельности:
взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
участие в процессах разработки программного обеспечения;
в области организационно-управленческой деятельность:
планирование и организация собственной работы;
планирование и координация работ по настройке и сопровождению
программного продукта;
Конкретный перечень задач, решаемых студентом в ходе практики, определяется поставленной перед ним преддипломной проблемой.
3 Место преддипломной практики в структуре основной образовательной программы
Преддипломная практика входит в раздел «Б.2. Практика» ФГОС ВО, уровень высшего образования бакалавра, направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Преддипломная практика является обязательным этапом обучения бакалавра и предусматривается рабочим планом. Преддипломная практика проводится в один этап в 8 семестре в течение 2 недель (3 ЗЕ). Преддипломная практика базируется на дисциплинах: Информатика и программирование (1 сем.), Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (1,2 сем), Объектно-ориентированное программирование (2 сем.), Основы интернет-технологий (3 сем), Операционные системы (4 сем.), Базы данных (4 сем), Производственная практика (4 и 6 семестры), Проектирование информационных систем (6 и 7 семестры).
Преддипломная практика связана с выполнением индивидуального задания, согласованного с темой будущей выпускной квалификационной работы (ВКР). В связи с этим конкретные знания, умения и навыки, требующиеся студенту для выполнения задания по практике, определяются тематикой ВКР.
Тематика практики связана с разработкой программных комплексов, в связи с этим студент должен знать технологии их разработки на базе современных информационно-коммуникационных технологий, должен уметь осуществлять подбор и применение инструментальных средств реализации проекта. В ходе практики знания, умения и навыки, полученные при изучении вышеперечисленных дисциплин, закрепляются и совершенствуются. Кроме того, за время практики студент может освоить новые программные и технические продукты в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Результаты выполнения преддипломной практики используются при выполнении выпускной квалификационной работы.
4. Способы и формы проведения преддипломной практики
Форма проведения практики – заводская или лабораторная, когда студент выполняет задание по практике в соответствии с заявкой с предприятия-базы практики. Способы проведения производственной практики: стационарная практика, выездная практика.
5. Место и время проведения преддипломной практики
Практика может проводиться:
в сторонних организациях (на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях в отделах, связанных с автоматизацией управления и улучшением документооборота, сбором, обработкой и анализом данных, планированием и оптимизацией работы, проектированием, использованием современных информационных ресурсов и др.);
на кафедрах и в лабораториях ФГБОУ «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом (проведение практики на кафедрах или в лабораториях вуза осуществляется в случае постановки в данных подразделениях задач, связанных с производственной и/или научной деятельностью этих подразделений).
Продолжительность практики – 2 недели, проводится после окончания сессии 8-го семестра для очной формы, для очно-заочной и заочной формы –после 10 семестра.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики
В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
способностью использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).
способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);
способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-5);
способностью собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ПК-6);
способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);
способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач (ПК-8);
способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ПК-9);
способностью принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем (ПК-10);
способностью эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-11);
способностью проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС (ПК-12);
способностью осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения информационных систем (ПК-13);
способностью осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-14);
способностью осуществлять тестирование компонентов информационных систем по заданным сценариям (ПК-15);
способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ПК-16);
способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-17);
способностью принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью (ПК-18);
способностью принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, обучать пользователей информационных систем (ПК-19);
способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-20);
способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем (ПК-21);
способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем (ПК-22);
способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23);
способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).
Конкретный перечень компетенций, приобретаемых студентом в ходе практики, определяется поставленной перед ним преддипломной проблемой и местом прохождения практики.
7. Структура и содержание преддипломной практики
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды работы на практике, включая СРС и их трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Инструктаж по технике безопасности
| 2
| Запись в журнале инструктажа
| 2
| Анализ литературных и других источников по исследуемой проблеме, рассмотрение сущности подходов, концепций, взглядов научных коллективов и отдельных исследователей по различным аспектам изучаемой проблемы;
| 96
| Представление руководителю
практики промежуточных отчетов, содержание
которых определяется вариантом задания.
| 3
| Изучение информационно-экономического механизма работы предприятия, материалов учета и отчетности для выполнения технико-экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений с целью разработки Информационно-экономической стратегии, направленной на повышение эффективности производства и конкурентоспособности, повышение производительности труда, снижение издержек производства.
| 4
| Сбор данных для выполнения выпускной квалификационной
работы (дипломной работы);
| 5
| Дополнительное освоение современных информационно-коммуникационных технологий;разработка информационно-экономической стратегии для решения проблемы в области
исследования.
| 36
| Подготовка отчета по практике
| 10
| Защита
|
Программа преддипломной практики состоит из четырех разделов:
Сбор, анализ и обработка сведений по выбранной теме и утвержденному заданию на дипломное проектирование;
Закрепление практических навыков и умения самостоятельно ставить и решать конкретные управленческие задачи;
Ознакомление со своим будущим рабочим местом и квалификационными требованиями к специалисту;
Адаптация и проверка теоретических инженерно-экономических знаний студентов, полученных в институте.
По первому разделу программы студент обязан:
обследовать организационно-экономическую структуру и систему управления базой практики;
выявить проблемы в производственной, организационной и управленческой деятельности базы практики;
обосновать пути, методы, средства и задачи, реализация которых позволит решить одну из выявленных проблем.
По второму разделу программы студент обязан:
изучить имеющийся на рабочем месте перечень стандартных программных средств
для автоматизации организационно-экономических процессов;
освоить приемы практической работы на ПЭВМ и других средств вычислительной
техники, используемых для автоматизации решения организационно-экономических задач.
По третьему разделу программы студент обязан:
ознакомиться с составом рабочего места экономиста и организацией работы на нем;
изучить технику и технологию работы на одном из рабочих мест экономиста.
По четвертому разделу программы студент обязан:
сверить свои знания в области профессиональных дисциплин с современными требованиями экономики.
Содержание программы по первому разделу должно носить проектный характер и строго соответствовать индивидуальному заданию на ВКР, а также техническим условиям и ГОСТам.
В результате преддипломной практики студент, наряду с приобретением новых теоретических знаний, практических навыков и умений, должен проделать всю аналитическую, критическую и поисковую работу по выбранной теме дипломного проекта, а также собрать все исходные данные для подготовки и выработки решения по конкретной экономической задаче.
|