Скачать 4.06 Mb.
|
РАЗРАБОТЧИК Чубыкина М.М., преподаватель информатики Ульяновского авиационного колледжа. Содержание
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине «ИНФОРМАТИКА » предназначено для использования в самостоятельной работе студентов I курса всех специальностей базовой подготовки УАвиаК. Содержание пособия соответствует содержанию Примерной и Рабочей программ по дисциплине, составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму знаний выпускников с.с.у.з. и на основе учебников, рекомендованных Министерством общего и среднего специального образования. Пособие включает разделы и темы по дисциплине «ИНФОРМАТИКА » Учебное пособие написано доступным языком, лаконично. Раздел №1 Информация и информационные процессы ТЕМА 1.1.Введение в информатику. Информационные процессы и информационная деятельность человека. Системы счисления. Единицы измерения количества информации. 1.1.1.Введение в информатику. Информационные процессы и информационная деятельность человека Хотя информатика и считается достаточно молодой наукой (по отношению ко многим другим отраслям знания), но предпосылки к ее зарождению – достаточно древние. При рассмотрении вопроса об истории информатики нужно исходить из первых признаков и событий информационного обмена, осознавая, что об информатике как о науке тогда речь не шла. Первый предмет для ведения счета обнаружен в Чехии (волчья кость с зарубками) и относится к 30000 г. до н.э. Наиболее важной и ранней предпосылкой к информационному обмену стала речь, а позже – самые первые знаковые системы (живопись, музыка, графика, танец, обряды и др.). Затем появилась письменность: вначале она была рисуночной, иероглифической, с использованием носителей различного типа (камень, глина, дерево и т.д.): В Древнем Египте около 3000 г. до н.э. появилось иероглифическое письмо на камне, а затем и иератическое (не иероглифическое) письмо на папирусе. Бронзовый век дал нам идеограммы – изображения повторяющихся систем понятий, которые в конце IV века до н.э. превратились в рисуночное иероглифическое письмо. Развиваются различные системы, счета и механизации (это, как известно, – предпосылка автоматизации) счета: В Древнем Вавилоне около 8000 г. до н.э. использовали различные эталоны меры (каменные шары, конусы, цилиндры и т.д.). Там же около 1800 г. до н.э. начали использовать шестидесятеричную систему счисления. Древние римляне положили в основу счисления иероглифическое обозначение пальцев рук (все символы этой системы счисления можно изобразить с помощью пальцев рук). Счет на основе пальцев использовался достаточно долго и дал нам десятичную систему счисления, применяемую во всем мире. От рисунков на камне (пиктограмм) осуществляется переход к рисункам на дощечках, глиняных пластинах (клинописи), от клинописи – к слоговому (вавилонскому) письму, от вавилонского письма – к греческому, от греческого и латинского – к основным западным письменным системам, к возникновению пунктуационного письма. На основе латинской и греческой письменности разрабатываются терминологические системы для различных областей знания – математики, физики, медицины, химии и т.д. Развивается математический (алгебраический) язык – основа формализации различных знаний. Распространение математической символики и языка приводит к развитию всего естествознания, так как появился адекватный и удобный аппарат для описания и исследования различных явлений: Появляются символы дифференцирования, интегрирования, которые потом берутся "на вооружение" физикой, химией и другими науками. Совершенствуются различные системы визуализации информации – карты, чертежи, пирамиды, дворцы, акведуки, механизмы и др: Механизмы штурма крепостей были достаточно сложны, древние водопроводные системы работают и до сих пор. С появлением папируса повышается информационная емкость, актуализируется новое свойство информации – сжимаемость. С появлением бумаги появляется эффективный носитель информации – книга, а изобретение печатного станка (Гуттенберга) приводит к тиражированию информации (новое свойство информационного обмена). Появляется достаточно адекватный (на тот период) инструмент массовой информационной коммуникации. Развиваются элементы виртуального мышления (например, в картинах известных художников). Распространению информации способствует также появление и развитие библиотек, почты, университетов – центров накопления информации, знаний, культуры в обществе: Появились централизованные хранилища информации, например, в столице Хеттского государства во дворце хранилось около 20 тыс. глиняных клинописных табличек. Происходит массовое тиражирование информации, рост профессиональных знаний и развитие информационных технологий. Появляются первые признаки параллельной (по пространству и по времени) передачи и использования информации, знаний: Изменение информационных свойств накладывает отпечаток и на все производство, на производственные и коммуникационные отношения, например, происходит разделение (по пространству, по времени) труда, появляется необходимость в развитии торговли, мореходства, изучении различных языков. Дальнейший прогресс и возникновение фотографии, телеграфа, телефона, радио, кинематографа, телевидения, компьютера, компьютерной сети, сотовой связи стимулируют развитие массовых и эффективных информационных систем и технологий. В отраслях науки формируются языковые системы: язык химических формул, язык физических законов, язык генетических связей и др.. С появлением компьютера стало возможным хранение, автоматизация и использование профессиональных знаний программ: баз данных, баз знаний, экспертных систем и т.д.: Персональный компьютер впервые становится средством и стимулятором автоформализации знаний и перехода от "кастового" использования ЭВМ (исключительно "кастой программистов") к общему, "пользовательскому" использованию. Информатика от "бумажной" стадии своего развития переходит к "безбумажной", электронной стадии развития и использования. В конце двадцатого века возник так называемый информационный кризис, "информационный взрыв", который проявился в резком росте объема научно-технических публикаций. Возникли большие сложности восприятия, переработки информации, выделения нужной информации из общего потока и др. В этих условиях появилась необходимость в едином и доступном мировом информационном пространстве, в развитии методов и технологии информатики, в развитии информатики как методологии актуализации информации, в формировании базовых технологий и систем и пересмотре роли информатики в обществе, науке, технологии. Мир, общество начали рассматриваться с информационных позиций. Это время лавинообразного увеличения объема информации в обществе, ускорения их применения на практике, повышения требований к актуальности, достоверности, устойчивости информации. XXI век можно считать веком "информационного сообщества", единого и доступного мирового информационного пространства (поля), которое будет постоянно улучшать как производительные силы и производственные отношения, так и человеческую личность, общество. Появление информатики как науки базируется на индустрии сбора, обработки, передачи, использования информации, на продуктах развития математики, физики, управления, техники, лингвистики, военной науки и других наук. Информатика – фундаментальная научная и образовательная область, которая не может ограничиться рамками инженерных, пользовательских трактовок, рамками процедурного программирования, имея мощный формальный аппарат для глубокого изучения явлений и систем, их практической интерпретации, усиления междисциплинарных связей. Информатика уже прошла этап "интуитивного (в своих понятиях, определениях, целях) развития", достаточно "теоретизировалась" и превратилась в полноценную фундаментальную естественнонаучную дисциплину, как, скажем, математика или физика: В эпоху введения информатики в число образовательных дисциплин использовался больше программистский и пользовательский подход. Информатика, как правило, отождествлялась с процедурным программированием и решением задач на ЭВМ. Преподавалась информатика в школах и вузах – соответственно. Если информатика рассматривается с узких позиций ее применения, применимости, то она выступает как техническая, технологическая среда общества, как средство обеспечения, например, коммуникационных потребностей общества. Если информатика рассматривается с позиции передачи знаний, то она выступает как общекультурная среда и средство познания природы и общества. Оба подхода должны быть взаимосвязаны. Абсолютизация первого подхода приводит к различным технократическим перекосам, утопиям. Абсолютизация второго подхода может привести к излишнему формализму и идеализации. Информатика – это междисциплинарная, методологическая наука об информационных процессах, о моделях, об алгоритмах и алгоритмизации, о программах и программировании, об исполнителях алгоритмов и различных исполняющих системах об их использовании в обществе, в природе, в познании. Термин "информатика" (l’informatique) был введен французскими учеными и означает науку обработки информации (первоначально это была информация научно-технического, библиотечного характера) с помощью различных автоматических средств. Во многих странах больше используется термин "computer science" (компьютерная наука, наука о компьютерах, точнее, наука о преобразовании информации с помощью компьютеров). Предмет информатики точно невозможно определить – он сложный, многосторонний, динамичный. Можно отметить три основные ветви информатики: теоретическую, практическую и техническую. Отметим, что деление информатики как науки и человеческой деятельности на те или иные части зависит от целей, задач, ресурсов рассматриваемой проблемы и часто оно бывает условным. Теоретическая информатика (brainware, "мозговое" обеспечение) изучает теоретические проблемы информационных сред. Практическая, прикладная информатика (software, "гибкое", программное обеспечение) изучает практические проблемы информационных сред. Техническая информатика (hardware, "тяжелое", аппаратное обеспечение) изучает технические проблемы информационных сред: Задача построения математической модели прогноза кредитного риска банка – это задача теоретической информатики и экономики (естественно). Построение алгоритма прогноза по этой модели – задача теоретической информатики. Разработка компьютерной программы (комплекса программ) для прогноза риска – задача практической информатики. Часто (особенно, в области практической информатики) говорят о предметной информатике, например, о медицинской информатике, физической информатике, компьютерной физике и т.д.: Химическая информатика изучает информационные процессы и системы в химических средах, проблемы управления в химических информационных структурах. Медицинская информатика изучает проблемы информационных процессов, а также управления в медицинских информационных системах. Физическая информатика (иногда интерпретируемая как компьютерная физика) изучает проблемы информационных процессов, управления, вопросы самоорганизации, хаоса и порядка в открытых физических системах. В любую предметную информатику, помимо предметных аспектов самой области, входят социально-правовые, эколого-экономические, гуманитарно-образовательные и философские аспекты. Предметная область науки "информатика" – информационные системы модели, языки их описания, технологии их актуализации. Эти информационные процессы происходят как в живых организмах, так и в технических устройствах, в различных институтах общества, в индивидуальном и общественном сознании. Информатика, как и математика, является наукой для описания и исследования проблем других наук. Она помогает прокладывать и усиливать междисциплинарные связи, исследовать проблемы различных наук с помощью своих идей, методов, технологий. Фундаментальность информатике придает не только широкое и глубокое использование математики и других естественных наук, формальных методов и средств, но и общность и фундаментальность ее результатов, их универсальная методологическая направленность в производстве знаний общества. Мировоззренческая роль информатики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать (особенно, в информационную) суть явлений, происходящих в окружающем нас мире, например, скрытых, не лежащих на поверхности, выявлять, описывать и исследовать как внешние, так и внутренние связи системы. Воспитательная роль информатики состоит, в частности, в выработке исследовательского, творческого, алгоритмического подхода к делу, настойчивости, терпения и трудолюбия, аккуратности, логичности и строгости суждений, развитии умений выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы, ставить и исследовать новые задачи, использовать информационные технологии при решении разнообразных задач и др. Культурная роль информатики состоит в частности в том, что повышение информационной и компьютерной культуры естественным образом, в соответствии с функциями информатики содействует повышению и профессиональной, и общей культуры (мышления, поведения, выбора). Информатика – это своего рода особая культура и искусство информационно-логического представления знаний. Эстетическая роль информатики эстетика (наука о прекрасном) состоит, в частности, в сведении разрозненных элементов и связей исследуемой проблемы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, удовольствие и др.), в сведении целого к ее частям с целью повышения эстетических качеств восприятия (в том числе и виртуального) процесса, явления. Благодаря информатике развиваются языки наук, происходит их взаимообогащение, следовательно, и сами науки развиваются. Информатика также обогащается новыми идеями и приложениями вследствие этого процесса, развивает и индустриализирует процесс получения, хранения и использования знаний. Информатика широко используется как в традиционных, естественнонаучных областях (физика, биология, экономика и др.), так и в гуманитарных – истории, лингвистике, психологии, социологии и др. 1.1.2. Системы счисления. ПОНЯТИЯ О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ Система счисления — это совокупность приёмов и правил для обозначения и написания чисел. Разнообразные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами. В непозиционных системах счисления значение цифры в записи числа не зависит от её положения в числе. Примером непозиционной системы счисления является римская система (римские цифры). В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:
ПРИМЕР 1: Число ССХХХП =232 складывается из двух сотен, трех десятков и двух единиц и равно двумстам тридцати двум. В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа — большая, то значение меньшей вычитается из большей. Иначе говоря, если меньшая цифра стоит перед большей, то её значение берётся с противоположным знаком: ПРИМЕР 2: VI = 5+ 1 à6, а IV = -1+5 à4 ПРИМЕР 3: MCMXCVIII= 1000 + (-100) + 1000 + (-10) + 100 + 5 + 1 + 1 + 1à 1998. В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее положения (позиции) в числе. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления. Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Ее основание равно десяти, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Позиционный характер этой системы легко понять на примере любого многозначного числа. Например, в числе 521 первая цифра - означает 5 сотен, вторая - 2 десятка, третья - 1 единицу. Те же самые цифры, но в другом порядке дадут другое значение числа: 152: 1 сотня, 5 десятков и 2 единицы. Для записи чисел в позиционной системе с основанием N нужно иметь алфавит из N цифр. Обычно для этого при N < 10 используют N первых арабских цифр, а при N > 10, к десяти арабским цифрам добавляют АНГЛИЙСКИЕ буквы. Вот примеры алфавитов: нескольких систем:
Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу. Например: 101101.0112, 36718, 3B8F.0A16 СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭВМ (двоичная, 8-ричная, 16-ричная) Перевод чисел из двоичной системы счисления: Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2п ( 8, 16 и т.д.), нужно: данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой; если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов; рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2п. Например: 23=8, т.е. для перевода в 8-ричную систему счисления n=3. Совокупность из 3 двоичных разрядов называется ТРИАДОЙ. Следовательно, целое двоичное число надо разбить на ТРИАДЫ справа налево и записать восьмеричными цифрами по таблице соответствия слева направо: 110010102 à 11 001 0102 à 011 001 0102 = 3128 Для того чтобы дробное двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2п, нужно: От десятичной точки данное двоичное число разбить слева направо (дробная часть числа) и справа налево (целая часть числа) на группы по n цифр в каждой; если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления q=2п. Например, 24=16, т.е. для перевода в 16-ричную систему счисления n=4. Совокупность из 4 двоичных разрядов называется ТЕТРАДОЙ. Следовательно, чтобы перевести число из двоичной системы счисления в 16-ричную надо число разбить на ТЕТРАДЫ, пользуясь правилом предыдущего пункта: 011001010 . 1012-->16=0 1100 1010 . 1012à1100 1010 .10102à CA . A16 Чтобы перевести число из 8-ричной системы счисления в двоичную, надо каждую цифру представить в виде ТРИАДЫ (см. таблицу соответствия систем счисления). Например, 572.38->2=101 111 020 . 0112; Чтобы перевести число из 16-ричной системы счисления в двоичную, надо каждую цифру представить в виде ТЕТРАДЫ (см. таблицу соответствия систем счисления). |
Учебное пособие предназначено для студентов Стгау всех направлений, изучающих курс «История, традиции и обычаи народов Северного... | ... | ||
Разработчик: Чумакова Л. И. – преподаватель специальных дисциплин огбоу спо «Ульяновский авиационный колледж» | Предназначены для студентов всех специальностей при изучении курса «Информатика» | ||
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное... | Ч 15. English Grammar (Term I): Учебное пособие по грамматике английского языка для студентов всех специальностей очной и очно-заочной... | ||
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с | А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»).... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина... | Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих часть 2 «Организация и методика библиографической работы в библиотеке» в разделе... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |