Скачать 66.49 Kb.
|
Тема: Напиши мне письмо.Цель: 1) формирование навыков написания письма, культуры общения; 2) развитие письменной речи учащихся; 3) нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Оборудование: конверты, образцы писем, толковый словарь, мультимедийная презентация. Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Тему нашего урока вы узнаете, разгадав кроссворд.
На доске кроссворд:
Развернется - под лучами. Отливает серебром (самолет)
Он заходит в каждый дом Кто же это? (почтальон)
-Отгадали кроссворд. Какие это слова? (Из словаря) -Какое ключевое слово в кроссворде? (письмо) -Как это слово связано со словами из кроссворда? (В письмах пишут слова "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "почтальон" разносит письма, почту, на самолете, поезде тоже развозят письма по всей земле) - Какова же тема нашего урока? Правильно. Тема нашего урока "Напиши мне письмо". (В тетрадях учащиеся записывают число, тему, слова из кроссворда. (1 слайд)) -Сегодня мы поговорим о письмах, о правилах их составления, об их разновидностях, научимся писать письма. Возможно, кто-то из вас удивится: что мы писем не писали?! Согласна, писали все. Но все ли знают, что написание письма подчиняется определенным правилам, которые пришли к нам из глубокой древности. Вначале я приглашаю всех совершить заочную экскурсию в прошлое. Помогут нам в этом ответы, которые вы нашли, отвечая на вопросы викторины, записанные на прошлом занятии. Вопросы викторины 1.Что было символом российской почты в XIX веке? Этот символ изображается на почтовом флаге. /Рожок/ 2.Где в России появился первый почтовый ящик? /Санкт-Петербург/ 3.Первый почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке, это был каменный ящик. Назовите место нахождения этого каменного ящика. /Мыс Доброй Надежды/ 4.Как в России назывались первые почтовые станции? /Ямы. Отсюда и слово “ямщик”/ 5.Кем был придуман почтовый конверт? /Англичанин Бревер/ 6.Знак оплаты почтовых или гербовых сборов, обычно в виде четырехугольной наклейки. /Марка/ 7.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. /Письмо/ 8.Человек, отправляющий письмо. /Адресант/ 9.Два главных слова, без которых не обойдется ни одно письмо. /Здравствуйте, до свидания/ - Ребята, а теперь прочитайте слова Ю.Бондарева, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (2 слайд) (Запись в тетрадь) Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей. Ю. Бондарев.
Ожегова. Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (3 слайд) (запись в тетрадь) Письма бывают разные: письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо родителям, письмо в газету. (Запись в тетрадь) - Жанр письма принято называть эпистолярным, то есть относящийся к частной переписке, к письмам. В древности распространить какое-либо известие о себе было делом сложным, трудоёмким. Нужно было учёнейшему мужу (неучёные писать не умели) либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички, либо обрабатывать кожу или стебли папируса. Рисунки «Древние письмена» (4 слайд) Были и другие трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой понимал, имел в виду совсем другое. В старину издавались письмовники, учившие составлению писем. Письмо – это связь между людьми, между прошлым и будущим. Оно характеризует человека, написавшего его.
Адресат – тот, кому адресовано письмо, а адресант - тот, кто пишет. (Запись в тетрадь)
Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем. (показываю конверт, марки, как заполняется). Правила заполнения конверта (5 слайд) (Запись в тетрадь) От кого Иванова И. И. Откуда ул. Полющенко, д.34, кв.5, Г.Буденновск, Буденновский район, Ставропольский край Индекс 628206 Кому Сидорову А. П. Куда ул. Космонавтов, д. 146 г. Тюмень Индекс 612205 - А как вы думаете, можно ли заменить письмо телефонным разговором? (Разговор по телефону требует краткости, а в письме можно писать обо всем подробно, можно многое сказать. В письме слова нужно обдумывать, подбирать.) - Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, утешаем, спорим. Вот мы и заговорили о стиле письма. Давайте подумаем, в каком стиле мы могли бы написать письма? - Если письмо – это общение, беседа, значит, должен использоваться разговорный стиль. Если письмо в стихах, то там есть юмор, метафора, эпитеты. Значит, письма могут быть написаны и в художественном стиле. Просьба и не очень приятное сообщение требует особых, деликатных слов. Надо всегда думать о том, какое настроение создаст ваше письмо у адресата. (Запись в тетрадь стилей писем). - С чего же начинаются письма? Они начинаются с приветствия, с обращения. В письме не должно быть места пренебрежительности, неуважения. Помните, что письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. Далее в письмах пишут сначала о главном, а потом о том, что кажется автору второстепенным. - А нужна ли дата под письмом? Очень важно знать, когда оно написано. Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть разные роли. Вы указали дату, поставили подпись и вдруг вспомнили: забыли что-то сообщить. Смело продолжайте! Для такого продолжения есть особое обозначение – P. S. (постскриптум – с латинского «после написанного» – приписка к оконченному и подписанному письму). - Авторы каждого письма высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращались. Алгоритм написания письма. (6 слайд) Части письма: 1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо. 2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания. 5. Подпись. Дата. (Запись в тетрадь) - А теперь выполните упражнение. Упражнение. «Собери письмо». (восстанови письмо, правильно распределив все его части, записать в тетрадь). Текст №1. (слайд 7) 1. С уважением ученица 6 класса Лена К. 2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. 3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?! 4. Мне очень хочется стать лётчицей. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок в небо не берут. 5. Дорогая редакция! 6. Может быть, есть специальные аэроклубы, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовке? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки. (Ответ: 5,4,3,6,2,1). Определяем вид письма (Письмо – просьба) Текст №2. (слайд 8) 1. Дорогая бабуля! 2. Мы пишем тебе уже из Крыма! 3.Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно! 4. Я, наверное, немного увлеклась описанием, а тебе хочется узнать, как мы живём, едим ли фрукты, как себя чувствуем… 5. Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу море. Знаешь, я сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится. Маме очень нравится море утреннее, когда оно кажется тёмным, непроснувшимся, тяжёлым. Помнишь, как на известной картине Айвазовского. А я люблю лунную дорожку на море, тёплую, словно парную, морскую волну. Представь себе: морская поверхность, спокойная, даже без пенных гребешков, и протянувшийся яркий лунный след, на который, кажется, можно ступить! Но только шаг должен быть лёгким, невесомым! 6. Поэтому я передаю письмо маме, и она об этом расскажет… 7. Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Даша. (Ответ: 1,2,3,5,4,6,7.) Определяем вид письма (Личное письмо)
- А сейчас мы попробуем составить синквейн на тему «Письмо». (слайд 9)Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – тема (одно слово – существительное). Вторая строка – два слова (прилагательные). Третья строка – три глагола по теме. Четвертая строка – фраза, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка – слово, характеризующее суть предмета. Пример синквейна. (10 слайд) Письмо. Дружеское. Официальное. Писать, получать, читать. Как хорошо общаться при помощи писем. Общение. - Попробуйте составить синквейн. (Чтение различных вариантов работ учащихся)
Написать письмо другу. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1 г. Буденновска Урок по теме: «Напиши мне письмо» Учитель русского языка и литературы Алексеева Ирина Сергеевна 2013 г. |
Цель: способствовать овладению учащимися навыками культуры письма как формы общения | Цель: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма | ||
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников... | Цель освоения дисциплины формирование студентом теоретических знаний и практических навыков по составлению бухгалтерской отчетности... | ||
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | ||
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям... | ... | ||
Тий, проводимых по плану школы. Цель правил создание в школе благоприятной обстановки, способствующей успешному обучению каждого... | Формирование и контроль навыков и умений письма в отечественной и зарубежной методиках |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |