Скачать 0.61 Mb.
|
Кирилл Александрович Гаврилов ТРУДОВОЙ ТУПИК Критический анализ законодательства РФ по вопросу трудоустройства инвалидов «Не плюй в колодец, вылетит, не поймаешь!» (народная мудрость) Человек с «ограниченными возможностями», «инвалид», «больной», «пациент», «обеспечиваемый», «проживающий», «умственно отсталый», «олигофрен», «дебил», «имбицил», «идиот», «даун», «шизик», «псих», «ненормальный» – сколько негатива в обиходном восприятии человека с нарушениями умственного развития! Кто он для власти, для общества, для закона? Можно подумать, что он вообще ни на что не способен! Какое необоснованное превосходство исходит от людей, считающих себя «нормальными»! А что такое «норма»? Самоуверенная усредненность! И вот ради «онормальнивания» инвалидов - придумали трудотерапию, то есть лечение трудом. Заменили труд за зарплату - трудом «на здоровье» или «за здорово живешь»! И не задумались о том, что это не только безнравственно, но и незаконно. Что бы судить об этом, вполне достаточно прочесть наши законы по трудоустройству инвалидов, осмыслить и оценить их неисполняемость. СОДЕРЖАНИЕ
и инвалидов». ……………………………………………………………..
прав граждан при ее оказании» ……………………………………….
1. Введение в трудотерапию. Когда в декабре 1993 года я пришел устраиваться на должность заместителя директора по производству в Муниципальное предприятие «ТРУД», то не услышал никаких предупреждений свыше о том, что это - СУДЬБА. Была поставлена интересная организационно-техническая задача - реанимировать производство. Но производство это было еще то: оборудование «времен Очакова и покоренья Крыма», странное деление сотрудников на «вольнонаемных» и «проживающих» - и все это под странным лозунгом «трудотерапия». Очень оригинальное лечение трудом: работа – работой, а зарплата инвалидам, проживающим в психоневрологическом интернате (их так и называют - «проживающие») и работающим на предприятии, почему-то перечисляется на счета интерната. Странными показались мне и сами «проживающие», непохожие на тех людей, с которыми встречался ранее, учился, работал и отдыхал. Очень скоро я понял, что это изгои общества, их мир ограничен забором интерната, а бывает и стенами «закрытого» отделения. Они узники совести тех, кто сдал их в «богадельню». Бесправные, бессловесные перед медицинским персоналом, и бесконечно истосковавшиеся по простому человеческому общению. И вот уже двенадцать лет, как я тружусь рядом с ними, организую технологический процесс, подгоняя его под их возможности и способности, и как само собой разумеющееся воспринимаю своих необычных сотрудников обычными людьми с различными недостатками. А у кого их нет? В наших мастерских работают и инвалиды с умственной отсталостью, и с психическими заболеваниями, и всех объединяет ощущение причастности к конечному результату совместного труда и понимание реальности получения заработной платы за конкретный объем работы. И это потому, что мы все вместе работаем на пусть маленьком, пусть лечебно-производственном, но предприятии! Почему же мы единственное предприятие в системе социальной защиты? Может быть работа для инвалидов - это блажь? Или зарплата за работу – наша блажь? И почему в других психоневрологических интернатах, в лечебно-производственных мастерских, выплачивается не зарплата, а вознаграждение за трудовые усилия при трудотерапии. И вообще, чем отличается «труд» от «трудотерапии», если и там и там в результате трудовой деятельности производятся изделия или оказываются услуги? Не тем ли, что при работе по трудовому договору у администрации существуют определенные обязательства перед работником: выплата зарплаты, уплата налогов, отпускные, больничные, а при трудотерапии – ты больной и тебя лечат трудом? И поэтому нет зарплаты, нет налогов, нет отпускных и нет больничных, а есть работа и есть вознаграждение за нее, не превышающее минимальный размер оплаты труда. Да еще 25% этого вознаграждения изымается интернатом в «фонд улучшения быта»! Странная «трудотерапия»! Наше предприятие находится на территории психоневрологического интерната и поэтому жизнь интерната – как на ладони. Все действия администрации, врачей и обслуживающего персонала становятся известны в интерпретации и с эмоциональной окраской от работающих у нас инвалидов. Поэтому общаясь с персоналом интерната, испытываешь двойственное чувство: приятные в общении люди, грамотные специалисты, они считают меня «своим». А «свой» ли я им? Б.З.Кривошей как-то пошутил, что тесно работая с инвалидами, я заразился «умственной отсталостью», и хотя живу в городе, смотрю на «систему» глазами «проживающего» в интернате. И она мне не нравится! Потому, что «система» разделила людей в интернате на «живущих» и «проживающих». Потому, что персонал относится к инвалидам, как к иждивенцам, сидящим у них на шее. А наш коллектив в систему не вписывается, потому что инвалиды, работающие на нашем предприятии, для нас – сотрудники. СОТРУДНИКИ! 2. МСЭк, ИПР и ОСТ – «путевка в жизнь». Обращаюсь к родителям детей-инвалидов! Все мы когда-то не отказались от своих «не таких» детей и по прошествии 18-ти лет мытарств и удач, успехов и разочарований, отпраздновали их совершеннолетие. И что дальше? А дальше МСЭк решает их судьбу. МСЭк – это медико-социальная экспертная комиссия. Нашим уже взрослым детям с умственной отсталостью, психическими заболеваниями или множественными тяжелыми нарушениями МСЭк разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) и устанавливает I, II или III группу инвалидности. Мы все привыкли к тому, как было раньше - чем тяжелее группа инвалидности, тем выше социальная пенсия. Так было, однако теперь размер пенсии и размер единой денежной выплаты (ЕДВ) зависит от ограничения способности инвалида к трудовой деятельности (ОСТ). И эксперты МСЭк определяют эти ограничения способностей и тем самым назначают инвалиду денежное содержание. Совместным постановлением Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 29.01.1997г. №30/1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» определены три степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТ): I степень ОСТ – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии; II степень ОСТ – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; III степень ОСТ – неспособность к трудовой деятельности. Попробуем разобраться в этих степенях! Итак, величина пенсионной поддержки инвалида зависит от оценки его способности самому заработать деньги. И чем выше эта способность, тем меньше государство тратится на инвалида. Это с одной стороны. С другой, деление инвалидов на три категории по степени ограничения способности к трудовой деятельности должно закладывать три совершенно различных подхода к решению вопроса их трудовой занятости: Для инвалидов с I степенью ОСТ – это открытый рынок труда и квотирование рабочих мест. Для инвалидов со II степенью ОСТ – это поддерживаемое трудоустройство, специальные рабочие места и специализированные предприятия. Для инвалидов с III степенью ОСТ – это лечебно-трудовая и активирующая терапия в специализированных структурных подразделениях учреждений здравоохранения и социальной защиты. При этом и I и II степени ОСТ предполагают трудоустройство инвалидов на основании трудового договора с работодателем и только III степень ОСТ предполагает лечебно-трудовую занятость инвалидов, как составную часть системы реабилитационных мероприятий. Но это все в теории, а в реальной жизни наши дети или сидят дома или посещают всевозможные Центры социальной, медицинской, творческой реабилитации и не используют свой трудовой потенциал для повышения своего социального статуса и улучшения своего материального положения. Почему? Вот давайте вместе и разберемся! 3. Новейшая история вопроса. Наше государство является правопреемником Советского Союза и основы системы взаимоотношений государства и инвалидов, и в первую очередь, с умственной отсталостью, психическими заболеваниями или множественными тяжелыми нарушениями заложены в тоталитарной сути нашего государстве. Эти инвалиды у нашего государства всегда были на особом счету и для них созданы особые условия жизненного устройства. Дети-инвалиды, от которых отказались родители, назовем их «отказными», опекаются государством сначала в детских спецучреждениях, а по достижении 18 лет переходят в психоневрологические интернаты (ПНИ) системы социальной защиты. Дети-инвалиды, от которых не отказались родители, назовем их «семейными», состоят на учете в психо-неврологических диспансерах (ПНД) системы здравоохранения. Сначала это детская психиатрия, а во взрослом возрасте они посещают отделения дневного пребывания диспансеров. И несмотря на то, что министерство здравоохранения и министерство социального развития теперь объединились, существуют эти системы параллельно и в вопросе трудоустройства и трудовой занятости инвалидов каждая идет своим путем. Кто из них прав и вообще туда ли они идут – неминуемо скажется на судьбах наших детей-инвалидов. Но давайте по порядку. В советские времена, когда такое понятие как тунеядство было законодательно определено, существовала строго структурированная, с элементом административного принуждения, система трудовой занятости инвалидов с умственной отсталостью и психическими заболеваниями. А именно: для инвалидов, проживающих в психо-неврологических интернатах, а также для инвалидов, проживающих в семьях и состоящих на учете в психо-неврологических диспансерах, были созданы лечебно-производственные мастерские. Эта сеть мастерских работала на основе хозяйственных договоров с предприятиями и охватывала все районы города. То есть существовал закрытый рынок труда для инвалидов с умственной отсталостью и психическими заболеваниями. Победившая, после перестройки, идеология «социального дарвинизма» и стремительное движение к «дикому», «свободному» рынку привели к следующему: - лечебно-производственные мастерские при ПНД, реорганизованные в государственные унитарные предприятия (ГУП), ликвидируются; - лечебно-производственные мастерские при ПНИ влачат жалкое существование; Таким образом, отсутствие адекватных социальных программ содействия занятости инвалидов и невыполнение законов о социальной защите лишает инвалидов возможности реализовать свое конституционное право на труд. Оно, это право, осталось на бумаге, оно в надуманных решениях власти и болтовне о «лечебном труде», как панацее для инвалида! |
Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2013 г размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой... | Охватывают важные направления борьбы с терроризмом, предложения о всеобъемлющей конвенции далеки от воплощения, переговоры об общем... | ||
Имеет ли право директор прервать бессрочный трудовой договор с ныне работающим у него пенсионером и заключить с ним срочный трудовой... | Положения об Аппарате Правительства Мурманской области (министерстве), с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Игорь Александрович... | ||
Положения об Аппарате Правительства Мурманской области (министерстве), с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Игорь Александрович... | При этом сотрудничество России с ес и государствами-членами в борьбе с организованной преступностью, нелегальной иммиграцией и наркотрафиком,... | ||
Правительства Российской Федерации от 16. 04. 2003 №225, указано: «Работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее... | Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?... | ||
Трудовой договор с руководителем образовательного учреждения. Особенности правового регулирования | Трудовой договор заполняется при приеме на работу лично, вручную, разборчиво и аккуратно |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |