КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации по переходу на ведение электронных журналов успеваемости в образовательных организациях в Камчатском краеверсия 2.0Петропавловск-Камчатский 2017 год Общие положения
Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи образовательным организациям в Камчатском крае при переходе на ведение учета успеваемости обучающихся в электронной форме без одновременного ведения журнала успеваемости в бумажной форме (ведение электронного журнала).
Электронный журнал – это способ индивидуального учета успеваемости обучающихся в электронной форме, результаты которого хранятся на бумажных и (или) электронных носителях.
Ведение электронного журнала в образовательных организациях в Камчатском крае осуществляется с использованием государственной информационной системы «Сетевой город» (далее – ГИС «Сетевой город»).
Решение о переходе на ведение электронного журнала принимает руководитель образовательной организации.
Порядок введения электронного журнала устанавливается локальными актами образовательной организации.
Образовательная организация информирует об утверждении и введении в действие принятых локальных актов о переходе на ведение электронного журнала все заинтересованные стороны: Министерство образования и науки Камчатского края, орган управления образованием, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Записи в электронном журнале признаются равнозначными записям бумажного журнала успеваемости обучающихся.
При ведении учета успеваемости обучающихся в электронной форме необходимо обеспечить соблюдение действующего законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Нормативное регулирование
В соответствии со статьей 28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством.
Образовательная организация обязана обеспечить родителям (законным представителям) обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся для реализации права, установленного в части 3 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пп. 28 и 60 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р в перечень услуг в сфере образования, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, другими организациями и предоставляемых в электронной форме, входит представление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.
В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Ведение электронного журнала с использованием ГИС «Сетевой город» осуществляется в соответствии с «Положением о государственной информационной системе Камчатского края «Сетевой город», утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19.08.2016 № 331-П, «Порядком ведения государственной информационной системы Камчатского края «Сетевой город», утвержденным приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 28.11.2016 № 1402.
При проведении мероприятий по переходу на ведение электронных журналов следует также руководствоваться нормативными актами, распорядительными и методическими документами, указанными в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Обоснование решения о переходе на ведение электронного журнала
Переход на ведение учета успеваемости в электронной форме направлен на снижение нагрузки на учителей, сокращение и устранение избыточной отчетности в образовательных организациях.
Вопрос о необходимости уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.
В рамках мероприятий по исполнению поручений Президента Российской Федерации Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработаны и направлены письмом от 16.05.2016 № НТ-664/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей». При осуществлении контрольно-оценочной деятельности посредством электронного журнала и дневников обучающихся в целях сокращения отчетности учителей предлагается исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников.
Опыт образовательных организаций в Камчатском крае, которые в 2016/2017 учебном году отказались от ведения бумажных журналов успеваемости, показал положительные результаты и не выявил проблем, препятствующих осуществлению образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства.
Мероприятия по переходу на ведение электронного журнала
При подготовке к переходу на ведение электронного журнала успеваемости образовательной организации необходимо провести следующие мероприятия:
провести анализ имеющейся нормативной базы образовательной организации (локальных актов);
подготовить и утвердить план работ по переходу образовательной организации на ведение учета успеваемости обучающихся в электронной форме с отказом от ведения учета успеваемости в бумажной форме (примерная форма плана мероприятий представлена в приложении 2);
разработать и утвердить локальные акты, регламентирующие переход на ведение электронных журналов с отказом от ведения учета успеваемости в бумажной форме;
при необходимости внести соответствующие изменения в действующие локальные акты образовательной организации.
Локальные акты образовательной организации
Образовательная организация самостоятельно формирует нормативно-правовую базу, обеспечивающую переход к ведению электронных журналов. Рекомендуется разработать и утвердить комплект локальных актов в составе:
- приказ о переходе на ведение электронных журналов успеваемости;
- положение об электронном журнале;
- регламент ведения электронного журнала успеваемости;
- комплект дополнений в функциональные обязанности работников образовательной организации, связанных с ведением электронных журналов успеваемости;
- комплект документов по обеспечению законодательных требований о защите персональных данных.
Состав и содержание комплекта документов, регламентирующих переход на ведение электронного журнала, определяется в каждой образовательной организации на основании анализа имеющейся нормативной базы (локальных актов).
Рекомендуется локальными актами образовательной организации о переходе на ведение электронных журналов утвердить:
назначение сотрудника, ответственного за хранение, архивацию, распечатку электронных журналов (администратора электронного журнала);
перечень сотрудников образовательной организации, которые обязаны вносить информацию в электронный журнал, а также их полномочия и ответственность за систематическое ведение электронных журналов успеваемости и достоверность вносимой информации;
перечень информации, подлежащей заполнению, как в электронном, так и в бумажном виде;
сроки, в течение которых вносится информация;
порядок действий сотрудников в случае технического сбоя в работе электронного журнала;
формы и порядок хранения информации в электронном виде и отчетов (копий) в бумажном виде.
При переходе на электронный учет успеваемости может потребоваться внесение соответствующих изменений в некоторые действующие локальные акты образовательной организации, в том числе:
локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (должностные инструкции педагогических и руководящих работников, положение о внутришкольном контроле);
локальные акты, регламентирующие права участников образовательных отношений (правила приема в образовательную организацию, правила внутреннего распорядка образовательной организации, трудовые договоры (контракты) с работниками образовательной организации; положение о формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся);
локальные акты, регламентирующие деятельность профессиональных объединений образовательной организации (положение о педагогическом совете, положение о методическом совете, коллективный договор между образовательной организацией и работниками).
Примерные формы локальных актов образовательной организации представлены в приложениях 3-5 к настоящим Рекомендациям.
Локальные акты, регламентирующие ведение электронного журнала, размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Полномочия и ответственность
Ответственность за соответствие зафиксированных в электронных журналах данных учета фактам реализации учебного процесса несёт руководитель образовательной организации.
Руководитель образовательной организации и его заместители на протяжении учебного года должны систематически осуществлять контроль за правильностью ведения электронных журналов успеваемости, иметь доступ к просмотру и распечатке электронных страниц журналов.
Учителя-предметники (преподаватели) должны заполнять электронные журналы и нести ответственность за достоверное заполнение электронного журнала в соответствии с утвержденным в образовательной организации регламентом ведения электронного журнала успеваемости.
Администратор электронного журнала, назначенный руководителем образовательной организации, в соответствии с регламентом ведения электронного журнала успеваемости выполняет следующие функции:
до начала учебного года осуществляет формирование всех необходимых разделов в информационной системе;
закрывает учебные периоды после их завершения для предотвращения ситуаций, связанных с исправлением оценок в законченном учебном периоде;
обеспечивает регулярное резервное копирование и архивирование электронных журналов успеваемости средствами используемой информационной системы для предотвращения потери данных в результате сбоя в работе информационной системы или иных непредвиденных обстоятельств.
Образовательная организация обеспечивает работоспособность и функционирование технических и программных средств, используемых для ведения электронного журнала в ГИС «Сетевой город», находящихся в образовательной организации, а также сохранность данных, внесенных в информационную систему.
Хранение электронных журналов успеваемости
Порядок хранения журналов успеваемости рекомендуется определить локальными актами образовательной организации.
Хранение журналов успеваемости на электронных и бумажных носителях необходимо обеспечить в течение 5 лет. В целях хранения на бумажных носителях рекомендуется распечатывать электронный журнал с периодичностью либо один раз в год по окончании учебного года, но не позднее 30 июня, либо по окончании учебного периода (четверти, триместра, полугодия) в порядке, установленном регламентом ведения электронного журнала, утвержденным локальными актами образовательной организации.
Сводные ведомости успеваемости на электронных и бумажных носителях хранятся 25 лет. В целях хранения на бумажных носителях 1 раз в год по окончании учебного года, но не позднее 30 июня, рекомендуется выводить на печать электронную версию сводных ведомостей успеваемости, прошивать, скреплять подписью руководителя и заверять печатью образовательной организации.
Предоставление сведений, содержащихся в электронном журнале
Всем родителям (законным представителям) обучающихся необходимо обеспечить возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся через web-интерфейс и на бумажном носителе (традиционный дневник или распечатка в бумажной форме из электронного журнала успеваемости).
Доступ к сведениям об успеваемости и посещаемости обучающихся через web-интерфейс предоставляется в форме электронного дневника с соблюдением условий разграничения прав доступа к информации.
Для родителей (законных представителей) обучающихся, которые заявили о невозможности или нежелании использовать доступ к электронным формам представления информации, должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже, чем один раз в неделю с использованием распечатки сведений из электронного журнала или традиционного бумажного дневника.
Техническая и методическая поддержка
Техническая, методическая и консультационная поддержка сотрудников образовательных организаций осуществляется в соответствии «Порядком ведения государственной информационной системы Камчатского края «Сетевой город», утвержденным приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 28.11.2016 № 1402.
Приложение 1
Перечень нормативных правовых актов, распорядительных и методических документов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2009 № 1993-р;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23.12.2015 (Пр15ГС);
Постановление Правительства Камчатского края от 19.08.2016 № 331-П «О государственной информационной системе Камчатского края «Сетевой город»;
Приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 28.11.2016 № 1402 «Об утверждении порядка ведения государственной информационной системы Камчатского края «Сетевой город»;
Письмо Минобразования России от 20.12.2000 № 03-51/64 «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»;
Письмо Минобрнауки России 21.10.2014 № АК-3358/08 «Об уточнениях в методические рекомендации по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»;
Совместное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.05.2016 № НТ-664/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»;
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования (эквивалент ISO 15489-1-2001).
Приложение 2
|