Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г


Скачать 269.99 Kb.
НазваниеОтветы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г
страница1/3
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 – 10 февраля 2017г. в ОПК «БОР»

Вопрос 1

По дистанционной идентификации:

1.1 Будет ли Росфинмониторинг курировать/принимать участие в проекте внедрения дистанционной идентификации? Планируется ли установление каких-либо ограничений в отношении категорий клиентов и видов банковских услуг в случае проведения дистанционной идентификации?

1.2 Какие технические решения и базы данных планируется внедрять со стороны регулятора для реализации дистанционной идентификации?

Какие перспективы развития института удаленной идентификации в банковском бизнесе с использованием биометрических идентификаторов?

ОТВЕТ 1

Росфинмониторингом совместно с заинтересованными государственными органами начата проработка вопроса введения дистанционной идентификации клиентов - физических лиц, их представителей, а также выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, или иным имуществом.

При реализации проекта планируется использование единой системы идентификации и аутентификации. В ходе разработки указанных новелл планируется включение и использование биометрических идентификаторов в идентификационных процедурах.
Вопрос 2

Предотвращение сомнительных операций с использованием исполнительных документов

За последнее время участились случаи организации фиктивных судебных споров, в которых умысел истца и ответчика направлен на получение исполнительного документа о принудительном исполнении обязательств из мнимых сделок. Указанные исполнительные документы используются для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (например, взыскатель уступает права по сделке нерезиденту, и денежные средства со счета ответчика незаконно выводятся за пределы России).

Поскольку по внешним признакам подобные исполнительные документы соответствуют закону, у кредитных организаций, в которых открыты банковские счета должников, отсутствует законное право на отказ в перечислении денежных средств взыскателю, даже если имеются достаточные основания подозревать незаконный характер операции. Указанный пробел в законодательстве создает возможности для легализации преступных доходов (в т.ч. для вывода капитала за пределы страны), финансирования терроризма, а также приводит к возникновению у кредитных организаций повышенных правовых и комплаенс-рисков.

В этой связи у кредитных организаций возникают следующие вопросы и предложения:

2.1 Будут ли считаться обязанности кредитной организации в части требований законодательства по ПОД/ФТ исполненными в полной мере, если после положительных результатов проверки подлинности предъявляемых в банк исполнительных листов, в отношении которых у банка возникают подозрения, что они используются для легализации преступных доходов (в т.ч. вывода капитала за рубеж) и при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве, кредитная организация осуществит платеж по нему, направит об этом соответствующую информацию в Росфинмониторинг как о подозрительной операции (код вида операции 6001) и предпримет меры, направленные на последующее прекращение отношений с таким клиентом в рамках полномочий, предоставленных пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ1?

2.2 Банк России ранее сообщал Ассоциации, что совместно с Росфинмониторингом и Верховным Судом Российской Федерации проводится работа по определению возможных вариантов решения в подобных ситуациях.

Поскольку исполнение такого судебного акта может быть оценено как недостаточное противодействие или вовлеченность в проведение операций, проводимых в целях ОД/ФТ, а неисполнение же кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования, в соответствие со ст. 17.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа, кредитные организации просят сообщить, когда будут приняты соответствующие решения.

2.3. Банки просят высказать мнение Росфинмониторинга в отношении следующих предложений, направленных на обеспечение возможности кредитных организаций пресекать проведение сомнительных операций с применением исполнительных документов:

Вариант 1. Изложить п. 11 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в следующей редакции:

«11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента или иного лица, имеющего право в силу закона или договора предъявлять распоряжения к счету клиента, о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Вариант 2. Внести изменения в Федеральные законы № 115-ФЗ и «Об исполнительном производстве», позволяющие кредитным организациям приостанавливать операции по исполнению предъявленных исполнительных листов, если данная операция обладает признаками сомнительности. В качестве правового механизма возможно использовать аналог порядка взаимодействия, установленный для иного случая Федеральным законом № 115-ФЗ в соответствии с п. 10 ст.7: кредитная организация направляет сообщение об операции и выявлении в ней признаков сомнительности, и приостанавливает ее исполнение на определенный срок. При непоступлении в указанный срок постановления уполномоченного органа о приостановлении операции на дополнительный срок или о запрете ее совершения, операция по исполнению предъявленного исполнительного листа осуществляется. В случае получения информации о запрете, кредитная организация отказывает в проведении операции.

Вариант 3. Дополнить п.11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, предоставить организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом право отказывать в совершении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, в том числе операций по зачислению денежных средств, в случае, если на момент осуществления указанной операции данная организация располагает полученным в установленном порядке исполнительным документом, при исполнении которого, в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, у работников данной организации возникают подозрения, что эта операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

ОТВЕТ 2

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), не предусматривают права отказа в исполнении судебных решений.

Вместе с тем, считаем возможным, при выявлении кредитной организацией по результатам реализации процедур внутреннего контроля операций, совершаемых на основании исполнительных документов и в отношении которых усматриваются подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, предоставлять информацию о таких операциях в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом обращаем внимание, что принятие решений о применении мер, предусмотренных пунктом 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, принимаются кредитной организацией самостоятельно на основании анализа клиента и его операций.

Представленные Ассоциацией предложения по совершенствованию положений Федерального закона № 115-ФЗ приняты к сведению.
Вопрос 3

3. Отличительной особенностью российского законодательства является наличие нормы, определяющей представление сведений в уполномоченный орган по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю. Строгость данной нормы накладывает на участников рынка серьезную ответственность - за нарушения предусмотрено административное наказание, как для должностных, так и для юридических лиц. Вместе с тем, в основном, признаки операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, недостаточно конкретизированы и сложны для автоматизации процесса их выявления, при этом большая часть признаков операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, описывает обычные действия участников гражданского оборота.

3.1. Кредитные организации считают необходимым предпринять меры для либерализации нормы об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю. Высвобождение ресурсов позволило бы кредитным организациям усилить меры по предотвращению сомнительных схем.

Планирует ли Росфинмониторинг изменение подходов к регулированию операций (сделок), подлежащих обязательному контролю?

3.2 Каково отношение Росфинмониторинга к инициативе кредитных организаций по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ, обсуждавшейся на различных площадках, направленной на исключение необходимости выявления и направления кредитными организациями в Росфинмониторинг сведений по так называемым «сделочным кодам» (50032, 50053, 50074, 80015) без замещения их пооперационным контролем платежей?

В настоящее время выявление данных сделок и формирование по ним сообщений связано с существенными трудозатратами по анализу документации, предоставляемой в кредитные организации их клиентами в рамках кредитных процедур и требований валютного контроля (договоров, актов и т.п.), с необходимостью их анализа и выявления среди них сделок по указанным выше кодам. При этом по этим же кодам сведения в Росфинмониторинг также предоставляются иными субъектами Федерального закона № 115-ФЗ (лизинговые и факторинговые компании, ломбарды, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы, риэлторы, ПИФы).

3.3 Внесение клиентом в кассу организации - профессионального участника рынка ценных бумаг единовременно или по частям наличных денежных средств в сумме, равной или превышающей 600 000 рублей, является признаком необычной сделки (код 3201). Планирует ли Росфинмониторинг совместно с Банком России пересматривать применимость к профессиональным участникам рынка ценных бумаг отдельных признаков операций, подлежащих обязательному контролю?

3.4. Просим высказать позицию Росфинмониторинга о возможности отмены требования об информировании уполномоченного органа по коду 4006 (первая операция по счету) применительно к счетам, на которых происходит учет однодневных депозитных операций, осуществленных в рамках рамочных соглашений в связи со следующим.

Согласно требованиям п.4.55 и Приложения 1 Положения №385-П, банк открывает отдельный лицевой счет не только по размещениям срочных депозитов, но и в рамках ежедневного размещения т.н. “овернайт” депозитов (размещение остатков денежных средств клиентов в однодневный депозит, осуществляющееся на основании рамочного поручения в автоматическом режиме).

Согласно пп.3 п. 1 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ первая операция по счету юридического лица, осуществленная на сумму 600 тыс. рублей и выше, подлежит обязательной отчетности (направлению в составе ОЭС в уполномоченный орган).

По мнению кредитных организаций, указанная ситуация приводит к необоснованному многократному увеличению трудозатрат как со стороны банков, так и со стороны Уполномоченного органа на передачу информации, хранение и обработку. Повышается также и уровень операционных рисков.

При этом фактически подобные сообщения не содержат значимой для функционирования антиотмывочной системы сведений, так как ежедневное переоткрытие счетов является исключительно техническим требованием, а суммы средств, отражающихся на данных счетах, не являются “новыми” операциями клиента (происходит размещение ежедневных остатков по счетам).

3.5 В настоящее время банки направляют сообщения по обязательному контролю на каждые 100 тыс. руб. расходных операций НКО независимо от того, получали они денежные средства или имущество от иностранных субъектов или нет. Количество таких сообщений очень большое.

В одном ряду подконтрольных НКО и детские сады, и школы, и ТСЖ, и садоводческие товарищества, операции которых в основном связаны с обеспечением текущей хозяйственной деятельности и такие организации никогда за свою историю не получали средств от нерезидентов, лиц без гражданства и т.п.

Какое мнение у Росфинмониторинга в отношении возможности изменения законодательства для установления мер контроля для НКО в зависимости от их статуса и вида деятельности, с исключением вышеуказанных организаций, деятельность которых не несет риска ОДФТ?

ОТВЕТ 3

По вопросам 3.1, 3.2, 3.4:

Росфинмониторинг совместно с Банком России ведет работу над законопроектом, предусматривающим изменение подходов к обязательному контролю.

Планируется сохранить перекрестный мониторинг сделок и финансовых операций кредитными и иными организациями, осуществляющими финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом. Вместе с тем, для снижения нагрузки на банки и иные организации финансового рынка сократить состав информации, представляемой в Росфинмониторинг.

Вопрос 3.3 относится к компетенции Банка России.

По вопросу 3.5:

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение).

В целях реализации пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ расходными операциями, подлежащими обязательному контролю, будут являться любые расходные операции некоммерческой организации на сумму равную или превышающую пороговое значение независимо от получения данной некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданств.

Таким образом, в целях исполнения пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны предоставлять сведения по любой расходной операции на сумму равную или превышающую пороговое значение, совершаемой любой некоммерческой организацией.

Также информируем, что в настоящее время вышеизложенной позиции по применению пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ придерживается Росфинмониторинг и Банк России.
Вопрос 4

4. Как Росфинмониторинг относится к следующим инициативам кредитных организаций по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ:

4.1 Возможности обмена информацией, полученной при исполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ, между организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, входящими в состав банковской группы (банковского холдинга).

4.2 Освобождению кредитных организаций от обязанности идентификации выгодоприобретателей при совершении клиентом- физическим лицом операций с использованием текущего счета или банковской платежной карты в пользу юридического лица в целях оплаты за третье лицо реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на сумму, не превышающую 15 000 рублей.

При осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета в пользу юридического лица в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (например, при оплате за третье лицо обучения, оплаты коммунальных услуг за третье лицо и т.п.), согласно п. 1.4 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ идентификация выгодоприобретателя не проводится, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей.

При осуществлении аналогичных операций (в пользу юридического лица в целях оплаты за третье лицо реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на сумму, не превышающую 15 000 рублей), но с использованием текущего счета или банковской платежной карты идентификация выгодоприобретателя должна быть проведена, что влечет за собой определенные затраты трудовых и временных ресурсов кредитных организаций.
  1   2   3

Похожие:

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconНа вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече
Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рф и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconОтветы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconДепартаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие...
Ответы, предоставленные Департаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconОтветы, предоставленные Департаментом наличного денежного обращения...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconБлок «Вопросы»
Ответы, предоставленные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ЦБ рф, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconНа вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности...
Департаментом банковского регулирования ЦБ рф, на вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности лиц, системы...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconСправка о наличии (отсутствии) судимости, выдаваемая Министерством...
Ответы, предоставленные Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ рф, на вопросы...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconОтветы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного...
Предполагается ли со стороны Банка России рассмотрение вопроса об изменении «порогового» значения суммы обязательств по внешнеэкономической...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconДиректор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие...
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля направляет ответы на актуальные вопросы банков – членов Ассоциации, поступившие...

Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 10 февраля 2017г iconОбщие вопросы
Список вопросов и предложений к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 13 14 февраля 2014г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru