Скачать 272.88 Kb.
|
Ответы, предоставленные Департаментом национальной платежной системы, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 9 – 10 февраля 2017г. в ОПК «БОР»
Вопрос: Будут ли разработаны новые принципы для тарификации в ППС или она будет базироваться на действующих сейчас принципах? Ответ: При тарификации в ППС Банк России будет исходить из состава и регламента предоставляемых клиентам Банка России сервисов. Вопрос: Когда будут опубликованы тарифы для ППС? Ответ: Тарифы для ППС будут опубликованы не позднее 1 полугодия 2018 года. Вопрос: Будет ли в рамках перехода на ППС осуществлен переход на новую систему счетов (например, IBAN)? Ответ: В рамках перехода на ППС использование новой системы счетов, в том числе международного банковского номера счета IBAN, не планируется. Данный вопрос будет рассматриваться в рамках внедрения ISO 20022 и после миграции на ППС. Вопрос: В ППС планируется переход на использование многофилиальными банками единого корсчета в Банке России. На сегодняшний день все клиентские счета ключуются с БИКом того филиала, где открыт счет. Для оценки масштабов доработок в системах многофилиальных банков и своевременного планирования ресурсов кредитные организации просят сообщить, какие изменения и в какие сроки запланированы Банком России в отношении пересмотра подхода к ключеванию и использованию БИК в этих целях. Ответ: В рамках перехода на ППС планируется внести изменения в Справочник БИК, в том числе предусматривающие отказ от ключа в номере счета и ключевания номера счета на БИК. Также будет введен отдельный реквизит «Контрольный ключ», для расчета которого используется совокупность значений реквизитов «БИК», «Номер счета» и «Код страны».
Вопрос: Каковы перспективы и направления развития СПФС? Ответ: Банкам-участникам СПФС предоставляются сервисы по передаче финансовых сообщений с использованием форматов SWIFT и в собственных форматах в регламенте 23x5. Основным направлением развития СПФС будет являться расширение состава ее участников в том числе, за счет крупных корпоративных клиентов кредитных организаций. Вопрос: Есть ли у Банка России планы по снижению тарифов, изменению принципов тарификации? Ответ: Изменение принципов тарификации услуг СПФС и тарифов за услуги сервиса СПФС в настоящее время не предполагается, так как тарифы в целом установлены ниже рыночных.
Ответ: Первые наши оценки свидетельствуют об эффективности принятого решения. Мы будем проводить мониторинг достаточности введенных изменений с точки зрения денежного потока в сервисе срочных платежей. На основе результатов мониторинга будем принимать решение о целесообразности дальнейших шагов в этой части.
Законом установлено, что кредитные организации, являющиеся участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении ими выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов (заработной платы, пенсий и пр.) При этом, Банком России разъяснено, что с учетом предусмотренного законом определения национальных платежных инструментов, индивидуальные участники НСПК в целях исполнения возложенной на них обязанности должны предоставлять клиентам именно платежные карты, а также иные электронные средства платежа НСПК. Однако законодательно не урегулировано, в каком порядке платежные карты МИР должны быть предоставлены получателям бюджетных средств: обязан ли Банк, анализируя правовую природу поступающих на счет клиента денежных средств, предоставлять ему платежную карту МИР, прекратив обслуживание ранее выданной банковской карты? Или предоставление платежных карт МИР должно осуществляться при наличии на то волеизъявления самого клиента – получателя бюджетных средств? Если верен первый вариант, то каковы должны быть действия кредитных организаций в случае нежелания клиента приобретать платежную карту МИР, отказавшись от ранее используемой, срок действия которой не истек? Планирует ли Банк России издание нормативно-правового акта в части разъяснения правил (порядка) перевода клиентов, являющихся одновременно получателями бюджетных средств, на обслуживание по картам системы МИР? Будут ли введены отдельные балансовые счета для карт МИР? Можно ли выпускать данные карты в качестве дополнительных к уже действующим? Ответ: Изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе» предусматривают выпуск банками только карт «Мир», включая ко-бейджинговые карты, к банковским счетам, по которым возможны операции с картами и на которые зачисляются выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.
Вопрос: Кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны не позднее 1 января 2018 года обеспечить получение клиентами -физическими лицами национальных платежных инструментов при получении указанными клиентами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов всех видов денежных выплат, в случае их перевода на банковские счета. Правильно ли суждение, что для обеспечения получения выплат по больничным листам (выплата за счет средств государственного внебюджетного Фонда социального страхования) сотрудниками компаний-партнеров, обслуживаемых в рамках зарплатных проектов, необходимо произвести выпуск карт НСПК для всех типов зарплатных проектов, текущих и открытых с 1 января 2018г. ? Ответ: Данный вопрос уточняется в рамках обсуждения законопроекта в Государственной Думе. Вопрос: В целях обеспечения использования национальных платежных инструментов при осуществлении операций за счет выплат из бюджетов и внебюджетных фондов предлагается предусмотреть, что по банковским счетам, на которые зачисляются указанные выплаты, операции на территории Российской Федерации после 1 января 2018 года осуществляются только с использованием национальных платежных инструментов. При этом для клиентов сохраняется возможность использования международных платежных карт (при их выпуске к указанным банковским счетам) в виде «кобейджа» (размещение на платежной карте логотипов двух платежных систем) с картой «Мир» при условии, что на территории Российской Федерации операции с кобейджинговой картой должны осуществляться в соответствии с правилами НСПК. Будет ли возможность, в рамках обеспечения бесперебойности расчетов, проведения транзакций по кобейджинговым картам с использованием МПС на территории РФ в случае невозможности проведения операции по картам НСПК? Ответ: Изменениями предусматривается возможность ко-бейджинга при размещении на национальном платежном инструменте (карте «Мир») логотипа международной платежной системы при условии, что на территории РФ операции с такой ко-беджинговой картой осуществляются по правилам НСПК. Возможность проведения операций по правилам МПС не предусматривается.
Самый яркий пример - требование о направлении банками информации в ТИС ЖКХ: согласно Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" банки и иные кредитные организации, через которые производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны незамедлительно размещать в ГИС ЖКХ информацию о внесении такой платы. Согласно п. 140 Приказа Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" с 01.01.2017 размещение в системе банком и кредитной организацией, через которую производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, информации о внесении такой платы должно осуществляться в срок не позднее двух часов с момента внесения платы (при этом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ собственно перечисление денежных средств, принятых от клиента, по назначению может осуществляться не позднее следующего рабочего дня с момента получения соответствующего распоряжения плательщика). Согласно статье 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N195-ФЗ нарушение банками и кредитными организациями порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации - с 01.01.2018 г. повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей. Для средних банков, для которых прием коммунальных платежей сегодня является важным источником доходов, выполнение требований Минкомсвязи России является неразрешимой задачей, т.к. затраты, которые банк должен при этом понести, и штрафы за нарушение этих требований несопоставимы с доходами, которые банки получают от этого вида деятельности. Ответ: Нормативное регулирование в сфере ГИС ЖКХ осуществляется Минкомсвязи России, Минстроем России. По вопросам, затрагивающим деятельность банков, в том числе в части порядка передачи ими информации в ГИС ЖКХ, Банк России взаимодействует с указанными федеральными органами исполнительной власти. В части размещения банками информации в ГИС ЖКХ со стороны Минкомсвязи России подтверждена готовность рассмотреть предложение Банка России об увеличении времени размещения информации до 24 часов с внесением изменений в приказ № 589 от 28.12.2015.
Одной из функций Банковского платежного агента, согласно Закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», является предоставление клиентам электронных средств платежа. По мнению банков, ни WEB-сайт, ни POS-терминал не отвечают признакам электронного средства платежа, установленным вышеуказанным законом, так как в отсутствие банковской карты плательщика ни составить, ни удостоверить, ни передать распоряжение о переводе посредством WEB-сайта/ POS-терминала не представляется возможным. Указанные устройства позволяют плательщикам получать доступ к программному обеспечению банка, интегрированному в них. Однако, самостоятельным видом электронного средства платежа не являются. Следовательно, в деятельности торгово-сервисных предприятий, предоставляющих потребителям данные технологические устройства, функций банковского платежного агента не возникает. Просим подтвердить правомерность указанной позиции. Ответ: В соответствии со ст. 14 ФЗ «О национальной платежной системе» банковский платежный агент может привлекаться банком для обеспечения возможности использования электронных средств платежа, например для получения и последующей передачи банку реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств с использованием платежной карты. Порядок и условия такого привлечения регулируются договором между банком и банковским платежным агентом.
Кредитные организации полагают, что поскольку возвращаемые банком получателя денежные средств не могут рассматриваться как самостоятельная операция (так как перевод не был завершен и денежные средства возвращаются в связи с невозможностью исполнения банком получателя средств распоряжения отправителя), то зачисление денежных средств на Счет № 40821 не противоречит правовому режиму указанного счета. Просим подтвердить правомерность указанной позиции. Ответ: Возврат денежных средств на специальные банковские счета платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) и поставщиков (№ 40821) со счетов по учету сумм до выяснения (№ 47416) при невозможности банком исполнить распоряжение о переводе денежных средств не является нарушением режима специальных банковских счетов.
Действующее законодательство РФ, нормативно-правовые акты Банка России, в том числе регламентирующие порядок осуществления кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, не содержат запрета на инкассацию наличных денег, принятых платежным агентом, для последующего перечисления их сумм на специальный банковский счет платежного агента, открытый в иной кредитной организации. С учетом изложенного кредитные организации просят разъяснить, вправе ли Банк зачислять на специальный банковский счет платежного агента, открытый в Банке, суммы, поступившие на корреспондентский счет Банка от инкассирующих кредитных организаций с вышеуказанных внутрибанковских счетов, и классифицировать поступившие денежные средства как зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с подпунктом 1 пункта 16 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ? |
Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рф и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие... | Ответы, предоставленные Департаментом бухгалтерского учета и отчетности ЦБ рф, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников... | ||
Департаментом банковского регулирования ЦБ рф, на вопросы и предложения в отношении расчета нормативов, связанности лиц, системы... | |||
Ответы, предоставленные Росфинмониторингом на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России... | |||
Ответы, предоставленные Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ рф, на вопросы... | Стенограмма круглого стола по вопросам текущего взаимодействия участников национальной платежной системы с гис гмп и смэв | ||
Субъекты национальной платежной системы должны осуществлять свою деятельность по новым правилам | Карта – банковская карта международной платежной системы MasterCard Worldwide, эмитированная Банком «Левобережный» (оао) |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |