Скачать 0.96 Mb.
|
НПБ 155-2002 НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ОГНЕТУШИТЕЛИ. ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ FIRE ENGINEERING. FIRE EXTINGUISHERS. THE ORDER OF STATEMENT OF FIRE EXTINGUISHERS ON PRODUCTION AND REALIZATIONS OF CERTIFIED TESTS Дата введения 2002-07-01 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны“ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС) (А.П.Карпов, В.А.Кущук, В.В.Пивоваров) и Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) (В.В.Жидовленков, И.В.Рыбкин). ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МЧС России. УТВЕРЖДЕНЫ приказом ГУГПС МВД России от 28 декабря 2001 г. N 88. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН НПБ 155-96** и НПБ 156-96*. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают основные положения постановки на производство и сертификации (в области пожарной безопасности) новых или модернизируемых переносных и передвижных огнетушителей, предназначенных для тушения очагов пожаров классов А, В, С, Е на промышленных предприятиях, в учреждениях, на наземном транспорте, в быту, а также для использования подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России. 1.2. Нормы разработаны на основе ГОСТ 2.103, ГОСТ Р 15.201, ГОСТ Р 51017, ГОСТ Р 51057 (приложение 1) и Методических рекомендаций ГУГПС МВД России [1]. 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящих нормах применены следующие термины с соответствующими определениями. Огнетушитель - переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара оператором путем выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара, приведения в действие и управления струей огнетушащего вещества. Переносной огнетушитель - огнетушитель с полной массой не более 20 кг, конструктивное исполнение которого обеспечивает возможность его переноски и применения одним человеком. Передвижной огнетушитель - огнетушитель с полной массой более 20 кг, смонтированный на колесах или тележке. Заказчик - организация, по договору с которой разрабатывается и выпускается огнетушитель. Разработчик - организация, выполняющая конструкторскую разработку огнетушителя. Изготовитель - предприятие, изготавливающее огнетушитель. Потребитель - организация или частное лицо, использующее огнетушитель. Орган государственного надзора - организация, осуществляющая контроль за соответствием конструкции огнетушителя требованиям действующих нормативных документов. Опытный образец (опытная партия) огнетушителя - огнетушитель (или партия огнетушителей), изготовленный по рабочей конструкторской документации с литерой “О“. 3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ОГНЕТУШИТЕЛЯМ Обязательные параметры огнетушителей, обеспечивающие пожарную безопасность, приведены в таблице. Они должны соответствовать значениям, установленным нормативными документами, и проверяться в процессе сертификации огнетушителей (в области пожарной безопасности).
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВО 4.1. Разработка и постановка огнетушителей на производство может осуществляться по одной из следующих схем: а) создание огнетушителей по государственному или другому заказу, финансируемому из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (далее - по госзаказу); б) создание огнетушителей по заказу конкретного потребителя (юридического лица); в) инициативная разработка огнетушителей без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя. 4.2. При создании огнетушителей по госзаказу или заказу конкретного потребителя заключается договор (контракт) и, как правило, разрабатывается техническое задание на выполняемые работы. В качестве государственного заказчика выступает Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России. 4.3. Решение о разработке огнетушителей в инициативном порядке принимает изготовитель с учетом условий рынка их сбыта. В данном случае ГУГПС выполняет функции главного надзорного органа, контролирующего соблюдение обязательных требований нормативных документов к конструкции и зарядам огнетушителей. 4.4. Разработчиком и изготовителем огнетушителей может быть любая организация, имеющая лицензию ГУГПС МЧС России на их производство. 4.5. На основании исходных требований, изучения спроса и условий применения огнетушителей разработчик проводит необходимые патентные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. При этом следует руководствоваться нормативно-техническими и другими документами, определяющими технический уровень огнетушителей, обращая особое внимание на обеспечение безопасности, устойчивости к внешним воздействиям, взаимозаменяемости и совместимости составных частей, охраны окружающей среды. 4.6. Обязательные требования к конструкции огнетушителей приведены в ГОСТ Р 51057, ГОСТ Р 51017, а на составные элементы - в НПБ 170-98, НПБ 199-2001 и НПБ 305-2001. 4.7. Разработка и постановка огнетушителей на производство в общем случае предусматривает (приложение 2): а) разработку технического задания на опытно-конструкторскую работу или заменяющего его документа (при инициативной разработке); б) проведение опытно-конструкторской работы, включающей в себя: подготовку конструкторской, технологической, эксплуатационной документации, а также ремонтной документации для перезаряжаемых огнетушителей; изготовление опытных образцов или опытной партии (далее - опытные образцы); проведение предварительных (заводских) испытаний опытных образцов; приемку результатов опытно-конструкторской работы, проведение межведомственных приемочных испытаний (МВИ); в) постановку на производство, которая включает в себя: технологическую подготовку производства; освоение производства - изготовление установочной серии; квалификационные испытания; корректировку технической документации; г) сертификацию огнетушителей. 5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВО 5.1. По результатам опытно-конструкторских работ разработчик (если необходимо, совместно с изготовителем) готовит конструкторские, технологические, ремонтные и эксплуатационные документы, установленные ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ Р 51017 и ГОСТ Р 51057. 5.2. Среди них обязательными являются: комплект рабочих чертежей, технические условия, технологический регламент, руководство по эксплуатации (совмещенное с паспортом на огнетушитель), ведомость покупных изделий, каталог деталей и сборочных единиц, рекомендации по техническому обслуживанию, испытанию, перезарядке и контролю огнетушителей после перезарядки (для перезаряжаемых огнетушителей). 5.3 Для подтверждения соответствия огнетушителей разработанной технической документации изготавливают и испытывают макетные, экспериментальные и опытные образцы огнетушителей. 5.4. Испытания опытных образцов огнетушителей проводятся изготовителем совместно с разработчиком или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида испытаний, с применением аттестованных средств испытаний, обеспечивающих создание требуемых режимов и условий испытаний, поверенных средств контроля и измерения, обеспечивающих необходимую точность измерения контролируемых параметров. 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ (ЗАВОДСКИЕ) ИСПЫТАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 6.1. Изготовитель совместно с разработчиком (при его наличии) организует и проводит предварительные испытания опытных образцов изготовленных огнетушителей. Для их проведения, как правило, назначается комиссия, которая контролирует полноту, достоверность и объективность результатов испытаний, а также документальное оформление их результатов. Состав внутренней комиссии формируется приказом руководителя организации, несущей ответственность за проведение испытаний. Ее представитель назначается председателем комиссии. В состав комиссии должны входить представители разработчика (при его наличии) и изготовителя огнетушителей. 6.2. Изготовитель (совместно с разработчиком), на основании действующих нормативных документов (ГОСТ Р 51017 или ГОСТ Р 51057, ПБ 10-115-96 и настоящих НПБ), разрабатывает программу испытаний, которую утверждает сторона, несущая ответственность за их организацию и проведение. В программе предварительных испытаний должны быть отражены: характеристика объекта испытаний; цель испытаний; объем испытаний; условия, порядок и методики проведения испытаний; требования к материально-техническому обеспечению испытаний; требования к метрологическому обеспечению испытаний; порядок отчетности по испытаниям. 6.3. Методики испытаний, применяемые для определения соответствия огнетушителей обязательным требованиям нормативных документов, если они не являются типовыми стандартизованными методиками, должны быть согласованы с соответствующими органами государственного надзора. 6.4. Предварительные испытания должны обеспечить проверку конструкции огнетушителя в полном объеме (приложение 3), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51017 или ГОСТ Р 51057. В материалы предварительных испытаний допускается включать протоколы длительных испытаний (на коррозию, проверку стойкости и прочности деталей из полимерных материалов и др.), если они были проведены (с положительным результатом) на стадии выбора материалов и отработки конструкции огнетушителя. 6.5. К началу проведения предварительных испытаний должны быть завершены мероприятия, предусматривающие: наличие, годность и готовность на месте испытаний средств материально-технического и метрологического обеспечения, гарантирующих создание условий и режимов испытаний; обучение и при необходимости аттестацию персонала, допущенного к испытаниям; своевременную доставку к месту испытаний опытных образцов огнетушителей, средств испытаний и измерений и горючих материалов. 6.6. Ход и результаты испытаний документально фиксируют по форме, предусмотренной программой испытаний. 6.7. Заданные параметры и фактические результаты отражаются в протоколах испытаний. 6.8. Испытания считают законченными, если их результаты оформлены протоколами (приложение 4), подтверждающими выполнение программы испытаний и содержащими оценку результатов испытаний с конкретными формулировками, отражающими соответствие опытных образцов требованиям технического задания, нормативных и конструкторских документов. 6.9. Материалы предварительных (заводских) испытаний в составе технического задания (при его наличии), комплект конструкторской документации с литерой “О”, ведомость покупных изделий, эксплуатационная и ремонтная документация на огнетушитель, копии необходимых заключений и сертификатов направляют на рассмотрение и для согласования технических условий в Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России и в Федеральное государственное учреждение “Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны“ (ФГУ ВНИИПО) МЧС России. Указанные материалы должны быть направлены не менее чем за месяц до предполагаемой даты проведения межведомственных приемочных испытаний огнетушителей. 7. МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ 7.1. Межведомственные испытания (МВИ) проводят для принятия решения о возможности организации промышленного производства огнетушителей. 7.2. Результаты разработки огнетушителей оцениваются приемочной комиссией, назначаемой приказом руководителя организации-изготовителя, в состав которой входят представители заказчика (при его наличии), разработчика (при его наличии), изготовителя, ФГУ ВНИИПО МЧС России, подразделения ГПС и других заинтересованных организаций или надзорных органов (Госгортехнадзора, Морского или Речного Регистра и т.д.). Председателем приемочной комиссии, как правило, назначается представитель ГУГПС МЧС России. 7.3. Место проведения МВИ определяет изготовитель. 7.4. Основные задачи, решаемые при проведении МВИ: проверка полноты разработанной конструкторской и эксплуатационной документации; проверка соответствия основных параметров огнетушителя требованиям технического задания (при его наличии), конструкторской документации и действующих нормативных документов; установление соответствия огнетушителя конструкторской документации; оценка качества огнетушителя; оценка возможности производства огнетушителя (технологическая, испытательная база, методы контроля и др.); подготовка рекомендаций по освоению серийного производства; разработка (при необходимости) плана инженерно-технических мероприятий по устранению замечаний межведомственной комиссии и предложений по доработке представленных огнетушителей. 7.5. Межведомственной комиссии предъявляют опытные образцы огнетушителей, укомплектованных согласно техническим условиям, техническое задание (при его наличии) или документ, его заменяющий, акт и протоколы предварительных испытаний, технические условия, руководство по эксплуатации и другие документы, перечень которых приведен в приложении 5. 7.6. Межведомственная комиссия рассматривает представленные документы и оценивает результаты проведенных предварительных испытаний, проверяет работоспособность опытных образцов, проверяет параметры огнетушителей в соответствии с программой испытаний (приложение 6 или 7). 7.7. По результатам испытаний комиссия составляет протокол приемочных испытаний (приложение 8), на основании которого оформляет акт приемки опытных образцов или опытной партии огнетушителей (приложение 9). В акте комиссии указывается: а) соответствие предъявленных огнетушителей требованиям технического задания (при его наличии); б) соответствие конструкции огнетушителей обязательным требованиям нормативных документов; в) решение о присвоении литеры конструкторской документации; г) рекомендации о постановке огнетушителей на серийное производство; д) сроки освоения производства, выпуска установочной серии и проведения квалификационных испытаний. 7.8. В тех случаях, если опытная партия огнетушителей для проведения приемочных испытаний была изготовлена по отработанной технологии (или методом агрегатирования из готовых элементов) на том же оборудовании, на котором будет осуществляться серийный выпуск огнетушителей, если полученные отклонения обязательных параметров огнетушителей находятся в пределах полей допусков, определенных технической документацией на огнетушители, если имеется налаженная служба контроля качества продукции, члены комиссии вправе рекомендовать, по результатам приемочных испытаний, признать серийное производство огнетушителей освоенным с присвоением конструкторской документации литеры “А“. 7.9. Акт приемки опытных образцов, содержащий положительную или отрицательную оценку результатов разработки, утверждается председателем комиссии. 7.10. При наличии замечаний, требующих проведения дополнительных испытаний, доработки опытных образцов, внесения изменений в документацию, председатель комиссии может принять решение об утверждении акта после их реализации. 7.11. Утверждение акта приемки опытных образцов, содержащего положительную оценку результатов разработки, означает прекращение действия технического задания (при его наличии), согласование технических условий и эксплуатационной документации, разрешение на постановку огнетушителя на производство. 7.12. При отрицательной оценке результатов разработки в акте указывают направление дальнейших работ, условия повторного представления результатов на приемочные испытания или отмечают нецелесообразность продолжения работ. 7.13. Члены комиссии, не согласные с общей оценкой результатов разработки, указывают в акте свое особое мнение с его обоснованием. 7.14. Результаты приемочных испытаний (с извещением об изменении литеры конструкторских документов) в 10-дневный срок направляются в ГУГПС МЧС России и в ФГУ ВНИИПО МЧС России. |
В соответствии с Федеральным законом от 21. 12. 1994 №69-фз «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской... | В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы | ||
Инструктаж по пожарной безопасности — ознакомление сотрудников с инструкциями по пожарной безопасности под роспись в специальном | Основные понятия по декларации пожарной безопасности изложены в положениях Федерального закона РФ от 22. 07. 2008 г. №123-фз «Технический... | ||
Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности... | Федерального закона №123-фз “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22. 07. 2008 г и Приказа мчс россии №91... | ||
Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности... | Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности... | ||
Технический регламент с 01 мая 2009 года введена новая форма оценки соответствия объектов защиты, содержащая информацию о мерах пожарной... | Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |