Приложение 7
Частное образовательное учреждение высшего образования
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
(ЧОУ ВО ЮИМ)
Кафедра «Менеджмента, маркетинга и предпринимательства» УТВЕРЖДЕНО
Решением
научно-методического совета
Протокол № __ от «__» _____2016 г.
Проректор по УР
_______ ________Ярушкина Е.А. Программа
учебной практики
Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент Профиль подготовки «Менеджмент организации» Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Краснодар 2016
Содержание
1. Цели учебной практики
2. Задачи учебной практики
3. Место учебной практики в структуре ОП направления «Менеджмент»
4. Тип учебной практики
5. Место и время проведения учебной практики
6. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики
7. Структура и содержание учебной практики
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые в процессе учебной практики
9. Перечень профессий рабочего, должностей служащего для получения обучающимся квалификационного разряда
10. Знания, умения, профессиональные компетенции, требующиеся для получения обучающимся квалификационного разряда, класса, категории по профессии рабочего, должности служащего
11. Рабочие места студентов – практикантов
12. Обязанности кафедры, ответственной за организацию учебной практики
13. Обязанности руководителя практики – представителя вуза
14. Функции предприятия-базы практики и обязанности руководителя практики – представителя предприятия
15. Права и обязанности студентов-практикантов
16. Порядок контроля прохождения учебной практики
17. Индивидуальное задание по направленности подготовки
18.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
19. Формы промежуточной аттестации по итогам учебной практики
20. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
21. Материально-техническое обеспечение учебной практики Введение
Учебная практика является составной частью учебного процесса подго-товки квалифицированных бакалавров менеджмента. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами практических навыков и компетенций по избранной профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности бакалавров и организация практик включают:
- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативно-управленческих решений, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими общее дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров в период прохождения практики и последующего трудоустройства являются процессы реализации управленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм, процессы реализации управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.
Виды профессиональной деятельности бакалавров, включенные в программу практики:
- организационно-управленческая;
- предпринимательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в ос-новном готовится бакалавр, определяются ЮИМ совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров:
а) организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий опера-ционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
- участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделения и рабочей команды (группы).
в) предпринимательская деятельность
- разработка и реализация бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация и ведение предпринимательской деятельности. 1. Цели учебной практики Целями практики являются:
- закрепление на практике теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Деловые коммуникации», «Экономика организаций», «Теория организации», «Организационное поведение», «Маркетинг» и др.;
- развитие компетенций, формировавшихся при изучении вышеназванных курсов, а также первичное формирование общекультурных, общепрофессиональныхи профессиональных компетенций менеджера в сфере организационного управления;
- начальная подготовка студента к выполнению ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (организационно-управленче-ской, предпринимательской) в условиях реального управленческого процесса;
- получение квалификационного разряда по должности «секретарь – администратор»1 на первом этапе учебной практики;
- получение квалификационного разряда по должности «делопроизводитель»2 на втором этапе учебной практики
2. Задачи учебной практики
Задачи практики состоят в следующем:
развитие у студентов комплексного системного экономического мышления;
закрепление общих представлений студентов о принципах и законах управления, знаний по дисциплинам общепрофессиональной подготовки;
раскрытие прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий;
освоение работы с разнообразными источниками информации;
формирование практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации, навыков самостоятельной работы, навыков самостоятельного формулирования выводов;
изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики;
формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности в самообразовании;
формирование практических навыков подготовки отчетов;
развитие навыков презентации и защиты результатов выполняемой работы;
- обучение по программе профессиональной подготовки для получения разряда «секретарь – администратор» на первом этапе учебной практики;
- обучение по программе профессиональной подготовки для получения квалификационного разряда по должности делопроизводитель» на втором этапе учебной практики 3. Место учебной практики в структуре ОП прикладного бакалавриата
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы. Одним из предусмотренных федеральным государственным стандартом видов практики для бакалавриата направления 38.03.02 Менеджмент является учебная практика.
В соответствии с рабочим учебным планом учебная практика базируется на теоретических знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин:
- Экономика;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Информационные технологии в менеджменте;
- Статистика;
- Экономика организаций;
- Бухгалтерский учет и аудит;
- Теория организации;
- Организационное поведение;
- Финансовый учет и анализ;
- Маркетинг;
- Исследование систем управления;
- Управление человеческими ресурсами;
- Корпоративная социальная ответственность;
- Предпринимательство;
- Деловые коммуникации;
- Бизнес-планирование;
- Основы документационного обеспечения управления;
- Менеджмент организации;
- Управление качеством;
- Психология управления.
Организация учебной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра менеджмента.
Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.
«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения этих дисциплин включают:
Теоретические знания:
- об основных положениях экономической теории, теориях в области управленческих и социальных наук;
- о тенденциях развития российской и мировой экономик, многообразии экономических процессов и их связи с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке;
- о закономерностях функционирования экономики, включая переходные и инновационные процессы;
- о законах формирования, развития и функционирования организаций, в том числе предпринимательских;
- об основных методах анализа информации в сфере профессиональной деятельности - управления организацией;
- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы в условиях рыночной экономики, ее ресурсах;
- об основных условиях обеспечения экономической устойчивости предприятия;
- знание и понимание статистической методологии учета и анализа,
- знание основ бухгалтерского учета и анализа;
- знание основ маркетинга предприятия (организации);
Умения и готовности студента:
- умение использовать комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, ресурсов;
- умение и готовность применять статистическую методологию учета и анализа при изучении основных параметров, тенденций развития и экономической эффективности предприятия (организации);
- умение использовать методы анализа информации в сфере организационно-управленческой деятельности и предпринимательства;
- умение и готовность применять знание основ бухгалтерского учета и анализа при проведении анализа текущего состояния экономики предприятия (организации);
- систематизация и обобщение информации, подготовка справок и обзоров по вопросам профессиональной деятельности, редактирование, рецензирование документов;
- умение оформления управленческой документации;
- использования организационной и компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач;
- самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий;
- кооперации со специалистами и осуществления коммуникаций в организации;
- организация и соблюдение техники безопасности на предприятии.
Прохождение учебной практики как предшествующий этап необходим для изучения следующих дисциплин:
- Инновационный менеджмент;
- Разработка управленческих решений;
- Управление бизнесом;
- Производственный менеджмент;
- Логистика;
- Управленческий консалтинг;
- Стратегический менеджмент;
- Финансовый менеджмент;
- Управление проектами;
- Глобальный маркетинг;
- Международный бизнес.
- а также для прохождения производственной практики. 4.Тип проведения учебной практики
Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. 5. Место и время проведения учебной практики Учебная практика проводится в структурных подразделениях ЮИМ на базе Центра координации профессионально-практической подготовки и содействия трудоустройству или на предприятиях/в организациях, соответствующих профилю подготовки бакалавра.
Базами прохождения практики являются:
Для профиля «Менеджмент организации» - ООО «Лидер С», ЗАО «Александрия», ООО «КНАУФ ГИПС», ЗАО «МПБК «Очаково», ЗАО «Тандер», ООО «Леруа Мерлен Восток» и др.
Для профиля «Производственный менеджмент в нефтегазовой отрасли» - ООО РН «Туапсинский НПЗ», ЗАО «НПЗ-Краснодарнефть», ООО «РН-Туапсенефтепродукт», ООО «Афипский НПЗ», ООО «РН- Краснодарнефтегаз».
Общая продолжительность практики определяется соответствующим государственным стандартом, учебными планами и программой практики. Практика носит обязательный характер.
В соответствии с базовым учебным планом и графиком учебного процесса по квалификации бакалавр Менеджмента общая продолжительность учебной практики составляет 8 недель (12 з. е.), которые распределяются следующим образом:
- на первом курсе (2 семестр) – 4 недели (6 з.е.);
- на втором курсе (4 семестр) – 4 недели (6 з.е.).
Для студентов, обучающихся по заочной форме, базами практики могут являться предприятия и организации, на которых они работают.
За время практики студент должен ознакомиться:
- с организационно-правовой структурой организации, ее основными элементами;
- с видами служебных документов организации;
- с финансово-экономической документацией, методами получения внутрифирменной статистической и учетной информации;
- проведением экономико-статистического анализа, обобщением первичной и вторичной экономической информации;
- с экономическим потенциалом организации.
Рабочим местом студента является любое структурное подразделение ЮИМ, например: бухгалтерия, отдел кадров, информационно-аналитический отдел, отдел практики, стажировки и трудоустройства, учебно-тренировочный бизнес-комплекс и бизнес-инкубатор, а также другие службы института.
Во время прохождения практики студент подчиняется внутреннему распорядку предприятия, при этом по согласованию с предприятием он может занимать штатную должность. Одновременно с выполнением возложенных на него функций студент должен полностью освоить задания, входящие в программу практики и оформить отчет. Эти задания, как правило, должны быть связаны с текущей работой подразделения, а также носить учебный характер.
На рабочем месте будущий бакалавр менеджмента должен получить определенные первичные умения и навыки выполнения конкретной работы в сфере организационно-управленческой деятельности.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для студентов, достигших 18 лет, не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие первичные навыки, умения, и профессиональные компетенции:
а) общекультурные компетенции (ОК):
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
- способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-8).
В ходе учебной практики предусматривается возможность приобретения обучающимися необходимых знаний и умений, требующихся для получения квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего, должностей служащих. |