МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ Директор Высшей школы экономики и права
/Н.М. Федоров/ “ “...........................2017 г.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Для всех форм обучения
Москва 2017 г.
Программа государственной итоговой аттестации магистранта составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 7 от 12 января 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 N 41028) в редакции от 20.04.2016 г.
Разработчики программы государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент:
к.э.н. доцент Зюлина В.В.
Старший преподаватель Мазур В.В.
1. Общие положения Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия результатов освоения обучающимися образовательной программы, разработанной в Московском политехническом университете, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.
Государственная итоговая аттестация обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Экономика (направленность (профиль) – Менеджмент высокотехнологичных производств) проводится в форме:
а) государственного экзамена;
б) защиты выпускной квалификационной работы (здесь и далее ВКР).
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Комплексный Государственный экзамен по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки выпускной квалификационной работы. Программа комплексной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе типовых и рабочих программ дисциплин «Теория менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Методы принятия управленческих решений (Качественные и количественные методы разработки и принятия управленческих решений)», «Управление проектами (Проект-менеджмент)», «Управление человеческими ресурсами», «Теория организации и организационное поведение», читаемых студентам, обучающимся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» на 2-8 семестрах.
Компетенции проверяемые в ходе проведения государственной итоговой аттестации.
Компетенции, проверяемые в результате проведения государственного экзамена.
В рамках проведения государственного экзамена проверяется степень освоения обучающимся следующих компетенций:
Шифр компетенции
| Содержание компетенции
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| (ОК-1)
| способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
| Способность студента логически и структурированно формировать суждения и выводы в рамках ВКР, а также в выступления на защите ВКР.
Наличие в ВКР логически структурированных выводов и предложений.
| (ОК-2)
| способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
| Способность студента анализировать историческую динамику по выбранной проблеме. Наличие в теоретической части ВКР обзора развития управленческой мысли по выбранной тематике исследования.
| (ОК-3)
| способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
| Наличие в ВКР расчета экономической эффективности и целесообразности авторских предложений.
| (ОК-4)
| способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
| Оценивается английская версия аннотации к выпускной квалификационной работы. Оценивается степень соответствия ответов выпускника существу задаваемых вопросов от членов ГАК по теме выпускной квалификационной работы.
| (ОК-5)
| способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
| Наличие положительного отзыва научного руководителя на ВКР выпускника.
Наличие в библиографическом списке к выпускной квалификационной работы источников, имеющих социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Отсутствие в теме и содержании выпускной квалификационной работы признаков нетолерантности к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям.
| (ОК-6)
| способность к самоорганизации и самообразованию
| Наличие представленной в срок представленной ВКР. Соблюдение рубежных временных рамок, установленных кафедрой в процессе написания ВКР.
Наличие четко сформулированных основных тезисов ВКР в тексте выступления и раздаточном материале.
| (ОК-7)
| способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
| Отсутствие у студентов систематических пропусков занятий и встреч с научным руководителем.
| (ОК-8)
| способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
| Наличие инструктажа по технике безопасности.
| (ОПК-1)
| владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности.
| Наличие в ВКР ссылок и/или сносок на нормативные и правовые акты по тематике исследования.
| (ОПК-2)
| способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.
| Наличие в ВКР описания социальной эффективности предлагаемых мероприятий и описания возможных рисков.
| (ОПК-3)
| способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.
| В рамках выпускной квалификационной работы развернутого плана предлагаемых мероприятий с учетом тематики работы, расчетом количества требуемого персонала, списком ответственных по ключевым направлениям реализации предлагаемых мероприятий.
| (ОПК-4)
| способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации.
| Наличие грамотно подготовленного и структурированного доклада по теме ВКР освещающего все ключевые тезисы ВКР.
| (ОПК-5)
| владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.
| Наличие в ВКР финансового анализа объекта исследования выполненного в соответствии с требованиями кафедры.
| (ОПК-6)
| владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
| Применение классических и/или современных методов принятия решений в рамках ВКР.
| (ОПК-7)
| способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
| Наличие ВКР списка литературы установленного образца
| (ПК-1)
| владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.
| Наличие в ВКР кадрового среза объекта исследования.
| (ПК-2)
| владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде.
| Наличие в ВКР анализа конфликтных ситуаций, их причин и предложения по снижению уровня конфликтности в организации.
В случае отсутствия соответствия между направленностью выпускной квалификационной работы и конкретной компетенции, данная компетенция проверяется в рамках государственного экзамена.
| (ПК-3)
| владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.
| Применение в ВКР методов стратегического анализа.
В случае отсутствия соответствия между направленностью выпускной квалификационной работы и конкретной компетенции, данная компетенция проверяется в рамках государственного экзамена.
| (ПК-4)
| умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации.
| В рамках выпускной квалификационной работы производится оценка предложений выпускника к использованию современных методов управления активами, предложений по управлению инвестициями.
В случае отсутствия соответствия между направленностью выпускной квалификационной работы и конкретной компетенции, данная компетенция проверяется в рамках государственного экзамена.
предлагаемых мероприятий.
| (ПК-5)
| способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений.
| Наличие в ВКР, сбалансированных с текущими функциональными стратегиями, предложений студента.
| (ПК-6)
| способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.
| Наличие в ВКР проекта внедрения технологических, организационных, продуктовых изменений.
В случае отсутствия соответствия между направленностью выпускной квалификационной работы и конкретной компетенции, данная компетенция проверяется в рамках государственного экзамена.
| (ПК-7)
| владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
| Наличие в ВКР предложений по созданию механизма контроля предлагаемых мероприятий с указанием форм контроля и сроков их выполнения.
В случае отсутствия соответствия между направленностью выпускной квалификационной работы и конкретной компетенции, данная компетенция проверяется в рамках государственного экзамена.
| (ПК-8)
| владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений
|
| (ПК-9)
| способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
|
| (ПК-10)
| владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
|
| (ПК-11)
| владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
|
| (ПК-12)
| умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления)
|
| (ПК-13)
| умение моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций
|
| (ПК-14)
| умение применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета
|
| (ПК-15)
| умение проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
|
| (ПК-16)
| владение навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
|
| (ПК-17)
| способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
|
| (ПК-18)
| владение навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
|
| (ПК-19)
| владение навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками
|
| (ПК-20).
| владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур
|
|
2. Содержание разделов дисциплин входящих в состав государственного экзамена.
1) Теория менеджмента
Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента. 2) Стратегический менеджмент
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.
3) Финансовый менеджмент
Информационная база финансового менеджмента; Анализ финансового состояния предприятия; Финансовая политика предприятия; Инвестиционная политика предприятия; Инвестиционные проекты; Управление оборотным капиталом на предприятии; Внутрифирменное финансовое планирование.
4) Методы принятия управленческих решений (Качественные и количественные методы разработки и принятия управленческих решений)
Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. 5) Управление проектами (Проект-менеджмент)
Установление области применения проекта. Определение стратегий, стандартов, и процедур. Разработка плана управления. Составление рабочего плана. Разработка финансового плана. Разработка плана по персоналу. Планирование организационной подготовки. Разработка плана по материальным ресурсам. Привлечение инвестиций; Продуктовое предложение; Запуск проекта; Финансовая модель проекта; Финансово-экономическая оценка проекта; Управление рисками; Процедуры контроля проекта; Процедуры завершения проекта.
6) Управление человеческими ресурсами
Системный подход к управлению человеческими ресурсами. Основные функции системы управления человеческими ресурсами. Место и роль кадровой политики в управлении предприятием. Виды кадровой политики. Методика формирования эффективной кадровой политики предприятия. Оценка эффективности кадровой политики. Обучение персонала. Планирование карьеры. Кадровый резерв. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Ротация. Коучинг. Делегирование полномочий. Самообучающаяся организация. Корпоративные университеты.
7) Теория организации и организационное поведение
Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.
Теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
3. Процедура проведения Государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в два этапа.
Первый этап проходит в виде полидисциплинарного теста состоящего из 15 вопросов. На решение теста отводится 30 минут. Тест решается на бланке, который по завершении процедуры тестирования передается членам ГАК для обработки и объявления результата.
Второй этап представляет собой управленческий бой. Студенты получают творческое задание в форме управленческой ситуации. Ситуация может разыгрываться как правило в двух ролях. Студенту дается 5 минут для осмысления ситуации. По истечении отведённого на подготовку времени сформированные пары самостоятельно ведут управленческий бой.
На рассмотрение предлагается управленческая ситуация, затрагивающая интересы конфликтующих сторон (например, двух юридических лиц, фирмы и её сотрудника, фирмы и её клиента). Необходимо провести переговоры по разрешению имеющейся ситуации. Продолжительность каждого раунда – 10 минут. Итоги боя определяются решением комиссии по окончании боя. Во время проведения управленческого боя студент должен показать умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения, основанную на полученных в процессе обучения знаниях и навыках. Главным критерием успеха студента в управленческом бою является достижение цели согласно отведённой роли при логическом завершении боя. 4. Критерии оценки результатов Государственного экзамена
Первый этап – тест. Максимальная оценка 15 баллов. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.
Второй этап – управленческий бой. Максимальная оценка 8 баллов. Управленческий бой оценивается с трёх позиций – логичность аргументации (максимально 4 балла) корректность по отношению к сопернику (максимально 2 балла), способность к поиску компромиссного решения, удовлетворяющего обе стороны (максимально 2 балла).
Итоговая оценка по Государственному экзамену формируется следующим образом.
Максимальное количество баллов – 23
0-11 баллов – неудовлетворительно
12-16 баллов – удовлетворительно
17-20 баллов – хорошо
21-23 балла – отлично.
5. Примеры заданий Государственного экзамена
Тесты
1. Для устранения недостатка услуги как специфического товара – недолговечность, предприятию необходимо…
а) инициировать создание членских клубов, ассоциаций предприятий сферы услуг
б) поддерживать позитивное общественное мнение
в) ввести и развивать систему предварительных заказов
г) работать с более многочисленными группами клиентов
2. Экономическая система решает следующие вопросы:
а) что, где, когда
б) что, как, для кого производить
в) когда, почему, где и кто
г) каковы причины безработицы и инфляции
3. Относительный уровень издержек обращения (в процентах к товарообороту) в отчетном периоде по сравнению с базисным ... при условии:
Показатель
| Изменение показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным
| Товарооборот
| увеличился в 1,4 раза
| Издержки обращения
| увеличились на 18%
|
а) снизился на 15,7%
б) увеличился на 19,4%
в) увеличился на 22,0%
г) снизился на 22,0%
4. В зависимости от числа торговых посредников выделяют следующие стратегии товародвижения (выделите несколько ответов)
а) диверсификации
б) специализации
в) эксклюзивного сбыта
г) селективного сбыта
5. За текущий год в Изумрудном городе расходы населения составили 100 изумрудов, доходы населения 250 изумрудов, инвестиции предприятий – 50 изумрудов, государственные расходы 40 изумрудов, экспорт 20 изумрудов, импорт 10 изумрудов. Определить валовой внутренний продукт Изумрудного города в текущем году.
а) 200
б) 450
в) 270
г) 470
6. Хозяйственное товарищество на вере признано банкротом. Долги предприятия составляют 1000 тыс.руб.Часть имущества товарищества разделена в соответствии с долями и составляют: Иванов – полный товарищ 10 т.р.
Петров – полный товарищ 20 т.р.
Соколов – коммандитный товарищ 40 т.р.
Смирнов – коммандитный товарищ 30 т.р.
Как будет распределены долги компании:
а) Иванов 10 т.р., Петров 20 т.р., Соколов 40 т.р., Смирнов – 30 т.р.
б) Иванов 100 т.р., Петров 200 т.р., Соколов 400 т.р., Смирнов 300 т.р.
в) Иванов 310 т.р., Петров 620 т.р., Соколов 40 т.р., Смирнов 30 т.р.
7. К современным методам построения организационных структур не относится:
а) программно-целевой метод;
б) метод структуризации целей;
в) экспертно-аналитический метод;
г) нормативный метод;
д) метод организационного моделирования.
8. К принципам построения механических структур не относится:
а) принцип единства руководства;
б) принцип делегирования полномочий сверху вниз;
в) принцип точного вмешательства извне в полномочия группы;
г) принцип существования точных границ между линейными функциональным руководством.
9. Кто написал книгу "Принципы научного управления" ?
а) Тейлор
б) Мескон
в) Вольфгант
г) Друкер
д) Файоль
10. Что относится к инновационному менеджменту? (отметьте несколько ответов)
а) Проведение НИОКР.
б) Разработка и внедрение новой продукции.
в) Организация научно-технической деятельности.
г) Организация и разработка ассортиментной политики.
д) Разработка маркетинговой политики.
11. Управленческие решения какого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий, необходимостью принятия неординарных мер, содержащих нововведения.
а) селективного
б) инновационного
в) адаптивного
г)рутинного
12. Содержание организации, как функции менеджмента состоит в:
а) ликвидации отклонений от заданного режима функционирования объекта управления;
б) установлении постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями;
в) определении перспективных и текущих целей предприятия;
г) определении оптимального использования возможностей предприятия.
13.Какие организации, рассматривая свою деятельность как агрегирующую задачи управления организацией и рынком всегда придерживаются концепции маркетинг-менеджмента?
а) матричные;
б) линейно-функциональные;
в) проектные
г) предпринимательские.
14. Согласно теории менеджмента универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту, разработала…
а) школа психологии и человеческих отношений;
б) административная школа;
в) школа науки управления (количественная);
г) школа научного управления (рационалистическая).
15.В менеджменте к психологическим факторам формирования имиджа относят
а) стиль управления;
б) экстраверсию/интроверсию личности;
в) тип коммуникационных связей;
г) тип организационной структуры управления.
Образец экзаменационного билета с примерным заданием
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет социальных технологий и управления
Кафедра «Менеджмент в сфере науки и технологий»
Комплексный государственный экзамен
По направлению 38.03.02 «Менеджмент» БЛАНК ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
Управленческий бой
Клиент заказал в автосалоне автомобиль, выбрав необходимые ему опции. По договору срок поставки составляет 3 месяца. Через месяц, менеджер принимавший заказ, связывается с клиентом, и говорит, что для выполнения заказа необходимо ещё одна опция (так как без неё невозможна опция, выбранная клиентом). Клиент отказывается от предложенной опции и от той, без которой она невозможна.
По истечении трёх месяцев клиент звонит в салон и интересуется готовностью автомобиля. Менеджер сообщает, что автомобиль будет только через месяц, так как опции были согласованы на месяц позже. Клиент приезжает в салон, чтобы встретиться с директором.
Роли и интересы:
Клиент — вернуть деньги или получить автомобиль, в крайнем случае — получить существенную компенсацию.
Менеджер — снять с себя ответственности сохранив место в салоне, не идти на уступки Клиенту.
6. Требования к выпускной квалификационной работе, порядок ее подготовки и представления
первое требование – актуальность и практическое значение (ценность) ВКР для рыночной системы хозяйства;
второе требование – системный подход к решению задач, определяемых темой, исследуемой в ВКР;
третье требование – применение компьютерных технологий сбора, обработки и анализа информации, используемой в ВКР, проведение аналитических расчетов, прогнозирования, стратегического и оперативного планирования;
четвертое требование – наличие элементов креативного творческого подхода и инновационных управленческих технологий при разработке и реализации проектных предложений.
Процесс допуска ВКР к защите представлен на рисунке 1.
Дипломник предоставляет готовую ВКР в электронном виде науч. руководителю
Научный руководитель проверяет качество выполнения ВКР, степень оригинальности (не менее 80%) и соответствие требованиям ГОС (ФГОС)
Научный руководитель готовит отзыв на ВКР и передает ВКР в электронном виде на проверку нормоконтролёру
Нормоконтролёр проверяет ВКР на соответствие требованиям ГОСТ 7.32 - 2001
Подписанная научным руководителем и нормоконтролёром ВКР сдаётся на кафедру на утверждение заведующим кафедрой (заместителями заведующего)
Заведующий кафедрой (заместитель заведующего) проверяет ВКР на соответствие требованиям кафедры и ГОС (ФГОС) и допускает к защите
Допущенная к защите ВКР с полным комплектом документов (аннотация, отзыв, рецензия, диск с электронной формой всех документов и презентацией) сдаётся на кафедру за 3 дня до даты защиты.
Защита ВКР
ВКР возвращается на доработку
ВКР возвращается на доработку
ВКР соответствует требованиям
ВКР соответствует требованиям
ВКР соответствует требованиям
ВКР не соответствует требованиям
ВКР не соответствует требованиям
ВКР не соответствует требованиям
ВКР возвращается на доработку
Рисунок 1 – Блок-схема процесса допуска ВКР к защите Защита выпускной квалификационной работы является формой государственной итоговой аттестации бакалавра.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговая самостоятельная работа студента, в основе, которой лежат теоретические и практические знания и навыки, приобретенные студентом в период обучения.
Написание выпускной квалификационной работы выполняется после окончания курса обучения, прохождения преддипломной практики, выполнения студентами курсовых проектов, курсовых и контрольных работ, сдачи тестовых заданий, экзаменов и зачетов по экономическим, финансовым, информационным дисциплинам. Выпускная квалификационная работа менеджера должна демонстрировать приобретенные навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта по совершенствования управления.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы на основании материалов, собранных за время практики, формирует задание на ВКР, которое утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Научный руководитель ВКР назначается руководителем преддипломной практики. По окончании преддипломной практики студент представляет отчет, который должен содержать все необходимые материалы для выполнения дипломного проекта. Отчет принимается руководителем ВКР, предварительно оценивается и направляется на защиту внутрикафедральной комиссии, назначаемой заведующим кафедрой. Помимо этого руководитель ВКР:
- в соответствии с темой ВКР принимает участие в решении вопросов по организации и прохождению преддипломной практики;
- формулирует задачи, на основании которых, происходит сбор материалов для ВКР и составляется содержание отчета за период практики (посредством утверждаемого задания на преддипломную практику);
- совместно с выпускником (дипломником) составляет календарный график работы на весь период дипломного проектирования;
- рекомендует студенту необходимую литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме ВКР;
- проводит систематические консультации по преддипломной практике и ВКР; оказывает выпускнику необходимое содействие в решении задач ВКР;
- совместно с дипломником отвечает за выполнение задания и оригинальность ВКР;
- определяет готовность студента к защите ВКР;
- дает письменный отзыв на ВКР, который представляется в ГАК. 6.1 Структура выпускной квалификационной работы. Необходимо придерживаться следующей структуры дипломной работы:
титульный лист;
задание на выполнение ВКР;
содержание;
введение;
3 главы;
заключение;
список использованной литературы;
приложения;
аннотация.
6.2 Методические указания к выполнению основных разделов выпускной квалификационной работы.
Введение
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, её значение для предприятия. При обосновании актуальности темы следует делать ссылки на специальную литературу, отечественный и зарубежный опыт по изучаемой проблеме. Одновременно с этим четко формулируются цель и задачи ВКР относительно конкретного объекта исследования.
Во введении следует отразить, на основании какой информации выполнена выпускная квалификационная работа, какие методы были применены для сбора и обработки материалов. Объем введения не должен превышать 2% от общего объема ВКР.
Глава 1. Теоретическое исследование
В первой главе ВКР рассматриваются теоретические вопросы исследуемой проблемы.
Данная глава составляет 25% ВКР.
Глава 2: Анализ основной производственной деятельности предприятия (организации)
Вторая глава ВКР предполагает анализ существующего положения дел на данном предприятии (организации) и выявления характерных особенностей функционирования объекта исследования.
Эта часть ВКР может иметь следующую структуру (ПРИМЕР):
2.1. «Характеристика предприятия и его продукции», которая включает следующие вопросы:
организационно-экономическую характеристику предприятия (организационно-правовая форма, организационная структура управления, миссия организации, стратегия развития и степень их реализации, характеристика продукции (услуг), а также потребителей, коммуникативные каналы и т.п.);
краткую технико-технологическую характеристику предприятия (месторасположение, занимаемые площади, схемы технологического оборудования);
перспективы развития предприятия;
анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
анализ состояния дел на исследуемом объекте по изучаемой теме;
особенности решения задач по тематике дипломной работы в настоящее время.
2.2. «Анализ экономического потенциала и финансового состояния предприятия», включающий комплексный экономический анализ за последние два – три отчетных года. В данном разделе должны быть рассмотрены вопросы:
анализ внешней и внутренней среды предприятия (организации);
анализ организационно-технического уровня производства;
анализ качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
анализ объёма производства и реализации продукции, объёма продаж;
анализ использования основного производственного капитала и оборудования;
анализ использования материальных ресурсов;
анализ использования фонда оплаты труда;
анализ производительности труда;
анализ эффективности хозяйственной деятельности.
Целью анализа экономического потенциала и финансового состояния предприятия является общая экономическая оценка тенденций, выявление отклонений и недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявление проблем развития и причин существующего состояния объекта исследования.
Анализ экономического потенциала и финансового состояния предприятия должен содержать: основные показатели финансового состояния; анализ показателей ликвидности и платежеспособности; оборачиваемости, деловой активности и эффективности работы предприятия, финансовой устойчивости; обобщающую оценку работы и результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для количественной характеристики тенденций и зависимостей следует использовать метод графического анализа, корреляции, сравнения, группировок, факторного анализа, моделирования.
В процессе анализа используются графические средства отображения информации: функциограммы, социограммы, гистограммы, линейные графики, диаграммы, схемы, блок-схемы алгоритмов.
В результате анализа должны быть сформулированы аргументированные выводы о состоянии исследуемого объекта, подкрепленные практическими примерами и маркетинговыми исследованиями, на основании, которых, можно будет предложить конкретные мероприятия по повышению эффективности функционирования данной организации.
2.3. «Анализ отдельного направления деятельности предприятия (организации) или подразделения», связанного с темой ВКР. Этот раздел должен содержать анализ и оценку отдельного направления деятельности (управленческая, маркетинговая, инвестиционная, инновационная, внешнеэкономическая, логистическая, рекламная и др.), или отдельных подразделений и служб (транспортная, ремонтная, энергетическая и др.).
В зависимости от целей ВКР направление анализа может быть смещено в сторону институционально-правового, социально-экономического, финансового, технико-экономического, эколого-экономического компонентов.
Материалами для анализа могут быть планы работы предприятия, годовые отчеты, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики, а также результаты собственных социологических, маркетинговых и иных исследований.
На основании проведения анализа деятельности предприятия выполняются графики, отображающие динамику производства продукции (услуг) в натуральных и стоимостных показателях, схемы, характеризующие структуру управления предприятием, его подразделениями, таблицы с расчетами основных технико-экономических показателей работы предприятия за последние 2-3 года, изменениями значений этих показателей, определением темпов их роста (снижения).
|