МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ПИСЬМО
от 2 июля 2012 г. N 42-7.4-05/6.3-354 О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРНОГО ПИСЬМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ,
ВОЗНИКАЮЩИМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ Направляем для сведения и использования в работе обзорное письмо Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Обзорное письмо).
Просим Вас довести информацию, изложенную в Обзорном письме, до сведения подведомственных отделений управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. Р.Е.АРТЮХИН Приложение ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
N п/п
| Проблемный вопрос
| Позиция Федерального казначейства
| 1.
| Заказчик разместил извещение о проведении открытого конкурса "Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) - Управление Федерального казначейства по Республике Алтай в количестве двенадцати единиц автотранспорта в соответствии с техническим заданием". На участие в конкурсе подано 2 заявки. Согласно протоколу один из участников размещения заказа предложил заниженную цену контракта. Размещение государственного заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет ряд особенностей, связанных с правовым регулированием данного вида страхования. Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлено, что цена государственного контракта по ОСАГО не может меняться в ходе размещения заказа на услуги ОСАГО. Позиция Федеральной антимонопольной службы такова, что заявка участника, изменившего цену за услуги ОСАГО, в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта. Участник, предлагавший заниженную цену, полагает, что им подана достоверная информация с соблюдением п. 1, 4, ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, поскольку готовы предоставить услуги ОСАГО по заявленной цене и в этой связи готовы обжаловать действия заказчика. Судебная практика при рассмотрении такой категории дел складывается достаточно противоречиво, в этой связи просим разъяснить действия органа Федерального казначейства в случае поступления заявок на участие в торгах по ОСАГО от участников, недобросовестно занизивших свое ценовое предложение.
| Страховые тарифы по ОСАГО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии". Разделом III данного постановления установлен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО исходя из базового тарифа и установленных данным постановлением коэффициентов. Государственное регулирование ОСАГО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в том числе, посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов, их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. В соответствии с частью 6 статьи 9 данного закона установленные им страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. Таким образом, заявка участника размещения заказа, изменившего цену за услуги ОСАГО, подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 12 Закона 94- ФЗ.
| 2.
| При размещении заказа путем проведения торгов либо запроса котировок в извещении необходимо корректно обосновать начальную (максимальную) цену государственного контракта. Указывать ли вполне конкретные источники информации, например, названия конкретных производителей с их ценами, названия заказчиков и заключенные ими договоры на определенный вид товара, адреса сайтов в сети Интернет? Существует ли точный порядок расчета цены государственного контракта?
| В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Кроме того, заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания. Таким образом, частью 2 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ предусмотрено указание в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок цен на источники информации о ценах товаров, работ, услуг, использованные заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В соответствии с разъяснениями ФАС России, изложенными в письмах от 13.07.2011 N АЦ/27041 и от 13.02.2012 N ИА/4177, достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона 94-ФЗ является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. При этом, Законом N 94-ФЗ не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов. Одновременно, Закон N 94-ФЗ не устанавливает обязанность заказчика по включению обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в извещении о проведении торгов. Цена государственного контракта определяется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам торгов, запросов котировок цен.
| 3.
| В соответствии со статьей 19.1 Закона N 94-ФЗ заказчик при размещении заказа должен самостоятельно провести маркетинговый и экономический анализ, определить лучшее предложение на рынке. Планируется ли издание методических указаний для установления федеральными государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг?
| Перечень требований к обоснованию заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) Положения статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при этом данной нормой не устанавливается обязанность заказчика по проведению маркетингового анализа и определения лучшего предложения на рынке. Кроме того, по вопросу обоснования начальной (максимальной) цены контракта имеются разъяснения ФАС России, изложенные в письмах от 13.07.2011 N АЦ/27041 и от 13.02.2012 N ИА/4177. Учитывая наличие вышеуказанных разъяснений ФАС России по данному вопросу в настоящее время сведения о разработке дополнительного документа, в частности методических указаний, для установления начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют.
| 4.
| В соответствии с Положением о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1191 (далее - Положение), Заказчик направляет в течение трех рабочих дней через официальный сайт сведения об исполнении контракта (исполнения этапа контракта). В связи с тем, что ни Закон N 94-ФЗ, ни вышеуказанное Положение не содержат определения "этапа контракта" в целях реализации требований законодательства о размещении заказов, просим разъяснить будет ли являться исполнением этапа контракта: а) ежемесячный платеж по факту оказания коммунальных услуг; б) авансовый платеж, если он предусмотрен государственным контрактом (в этом случае исполнение контракта происходит только со стороны заказчика)?
| В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до момента окончания исполнения сторонами обязательств. Таким образом, в государственном контракте, как и в любом договоре, выполнение своих обязательств сторонами считается исполнением контракта и, соответственно, частичное выполнение своих обязательств - исполнением этапа контракта. При наличии у заказчика документов, свидетельствующих об исполнении этапа контракта, т.е. документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, и документов, подтверждающих оплату этапа контракта (в том числе, при выплате аванса), заказчик представляет Сведения об исполнении по каждому факту оплаты этапа контракта в установленном порядке.
| 5.
| При осуществлении функции по кассовому обслуживанию бюджетов Управление сталкивается с необходимостью проведения аукционов для выбора кредитной организации. В соответствии с ежегодно принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете устанавливается правило, согласно которому счета органов Федерального казначейства обслуживаются Банком России и кредитными организация без взимания платы. Для того чтобы провести открытый аукцион в электронной форме орган казначейства обязан определить начальную максимальную цену (далее - НМЦ), обоснование которой должно содержаться в аукционной документации. Согласно требованиям Закона N 94-ФЗ в зависимости от НМЦ должен определяться шаг аукциона. В соответствии с ч. 6 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦ. Таким образом, при НМЦ равной 0 рублей шаг аукциона в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ установить невозможно. А возможности установления шага аукциона в произвольном размере (без привязки к НМЦ) Закон N 94-ФЗ не содержит. Каким образом Управлению следует обосновывать НМЦ в случае проведения аукциона на оказание банковских услуг? Вправе ли Управление при размещении заказа на оказание банковских услуг путем проведения открытого аукциона в электронной форме установить символическую НМЦ (например, 2 рубля, при которой шаг аукциона составит от 1 до 10 копеек)? А если не вправе, то каким образом Управление должно определить в аукционной документации НМЦ и шаг аукциона?
| Статьей 22 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам. Таким образом, при размещении заказа на оказание банковских услуг по обслуживанию счетов, открытых Федеральному казначейству и его территориальным органам, путем проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик должен сделать ссылку в документации об аукционе на нормативный правовой акт, которым установлена начальная (максимальная) цена контракта на соответствующий финансовый год (письмо Минэкономразвития России от 18.08.2011 N 17632-АС/Д28). Одновременно, письмом от 20.02.2009 N Д05-919 Минэкономразвития России информировало, что при нулевой начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) заказчик вправе самостоятельно установить "шаг аукциона" (определить величину изменения предложения о цене контракта в денежном выражении).
| 6.
| С учетом того, что кредитные организации должны обслуживать банковские счета органов Федерального казначейства без взимания платы, в связи с чем лимиты бюджетных обязательств на оплату услуг кредитных организаций до органов казначейства не доводятся, вправе ли Управление заключать государственные контракты, по которым будут предоставляться банковские услуги, на срок, превышающий один год?
| В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для оказания следующих финансовых услуг: 1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты); 2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам; 3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг; 4) доверительное управление ценными бумагами; 5) негосударственное пенсионное обеспечение. Частью 4 статьи 18 Закона N 135-ФЗ установлено, что срок действия договоров об оказании финансовых услуг, заключаемых в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не может быть более чем пять лет, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. Таким образом, Управление вправе заключать государственные контракты на обслуживание и ведение банковских счетов на срок не более чем 5 (пять) лет.
| |