Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.)


НазваниеУчебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.)
страница1/27
ТипУчебное пособие
blankidoc.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации

(грант Президента РФ, распоряжение № 140-РП от 04.04.2002 г.)
Вартанов А. С.
Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учебное пособие. — М.: КДУ;

Высшая школа, 2003. — 320 с. ISBN 5-98227-001-6 (КДУ) ISBN 5-06-004662-1 («Высшая школа»)
Учебное пособие известного искусствоведа и критика Анри Вартанова посвящено самым заметным явлениям в жизни телевидения последних лет.

Три больших раздела: «Проблемы», «Передачи», «Звезды» — содержат очерки об актуальных проблемах развития сегодняшнего российского ТВ; об отдельных, самых известных в последние годы программах (как публицистических, подводящих еженедельные итоги политических событий в стране и в мире, так и посвященных вопросам культуры и искусства); о творчестве наиболее ярких и популярных ведущих, признанных «звезд» домашнего экрана.

Очерки написаны в свободной форме дневника зрителя, внимательно следящего за происходящим в эфире, строго судящего ТВ за присущие ему многие недостатки и поддерживающего отдельные творческие удачи.
Слово к читателю
Где, когда, на каком еще материале

может критик, пишущий об искусстве,

вмешаться, активно вмешаться в дело,

практически касающееся миллионов людей?

В. Саппак. Телевидение и мы.
Собранные в этом учебном пособии критические эссе Анри Вартанова выходили первоначально в журнально-газетной периодике. Анри Суренович — постоянный телеобозреватель журнала «Журналист» и газеты «Труд», лауреат премии «За журналистское мастерство» Союза журналистов России. Первый наш телекритик Владимир Саппак тоже написал вроде бы журнальные статьи, опубликовал их в «Новом мире». А потом вышла книга «Телевидение и мы», выдержавшая три издания и остающаяся «телебиблией» для новых поколений режиссеров и журналистов ТВ. Коренным образом изменились социально-политические условия существования «голубого экрана», ставшего цветным — но подмеченные критиком эстетические закономерности и требования к телеработникам, исходящие из общечеловеческих норм этики, остались прежними — более того, проблемы обострились.

Я считаю Анри Вартанова прямым продолжателем дела Саппака и потому приветствую появление критических эссе в виде сборника, книжку эту я буду рекомендовать студентам и спрашивать со всей строгостью знание телевидения девяностых-двухтысячных годов. Где еще можно узнать про ТВ конца пятидесятых — начала шестидесятых, как не из работы Саппака? Точно так же стремительно уходит в историю ТВ рубежа веков. Само ТВ не заботится о сохранении своей истории. Теленачальство справедливо полагает, что в будущем придется стыдиться нынешней коммерциализации зрелищ, погони за рейтингом любой ценой. А Вартанов-летописец в своей келье, уставленной видеомагнитофонами, независимо от начальства пишет историю, но не как бесстрастный свидетель, а как публицист, отстаивающий совершенно определенные социально-нравственные позиции.

«Запас прочности» статей Вартанова, та основательность наблюдений, суждений и выводов, которая позволяет переиздавать их порой через много лет, базируется на том, что автор не просто публицист, а еще и серьезный ученый-искусствовед.

Однако он очень хорошо понимает, какой стиль уместен в докторской диссертации и как должны отличаться от этой диссертации прямые обращения к заинтересованному читателю.

В середине 60-х годов журнал «Советское радио и телевидение» провел широкую дисскусию о дикторах и комментаторах, о еженедельном обозрении «Эстафета новостей» — прообразе нынешних «Итогов», «Вестей» и «Намедни». Суждения Анри Суреновича о личности «телеперсонажа», об идеальном ведущем ничуть с тех пор не устарели. В середине 80-х он констатировал: «Характерен резкий разрыв между возвышенными эстетическими и просветительскими установками критиков и действительными потребностями массового зрителя».

ТВ существует для массового зрителя, но руководствоваться должно не только пресловутым рейтингом (простым подсчетом зрительского «поголовья»), а и высшими интересами общества. Эти интересы вовсе не являются простой суммой интересов каждого зрителя. Телекритики, ведущие телекритики России заменяют сейчас некий общественный совет, подсказывающий и теленачальству, и всему обществу, что на наших экранах хорошо, а что никуда не годится. Настоящих квалифицированных телекритиков у нас совсем немного (как, впрочем, и в других странах, к примеру, в США). Не к каждому мнению прислушиваются телепрофессионалы. Анри Вартанов входит в первую пятерку наиболее авторитетных критиков, не уступая этой позиции вот уже много лет. Потому я и приветствую выход в свет «Актуальные проблемы...».

НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ НОРМАЛЬНОЕ!

Г. Кузнецов,

зав. кафедрой телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ

Вячеслав Брагин, руководивший в течение года с небольшим — с конца 1992 до начала 1994 г. — крупнейшей телекомпанией «Останкино» и снискавший единодушное неодобрение (специально выбираю самое вежливое определение) профессионалов, критиков, политиков, войдет в историю отечественной электронной прессы как человек, сыгравший существенную роль в разрушении государственной монополии на ТВ.

Именно он создал невыносимые условия для живых, думающих людей в своей компании и подвигнул их уйти из нее, рискнув поработать на ниве независимого телетворчества.

«Заслуга» Брагина в том, что ушли не один-два, а большая группа людей. И не рядовые или, тем более, малоодаренные, — а самые лучшие. Ушли: второй человек в компании, ее Генеральный директор И. Малашенко, шеф Информационного Агентства О. Добродеев, ведущий самой серьезной политической программы Е. Киселев, лучшие журналисты Т. Миткова, М. Осокин, Л. Парфенов...

Не стану описывать сложностей жизни, которую начали эти люди. Скажу лишь о том, что видно было и со стороны. На первых порах новая телекомпания (а ее назвали «НТВ», не расшифровав аббревиатуры, в которой очевидными были только две последние буквы) не имела своего канала и пользовалась эфиром Пятого, Санкт-Петербургского. Забегая вперед, скажу, что арендный договор с коллегами из северной столицы был заключен на три программы: «Итоги», «Намедни» и «Сегодня». Причем заключен весьма тщательно, с такими юридическими гарантиями, чтобы изгнание НТВ с Пятого канала грозило последнему огромными штрафными санкциями. Такая предусмотрительность оказалась весьма нелишней: уже первые недели вещания НТВ породили у некоторых весьма влиятельных особ из властных структур желание уничтожить независимую телекомпанию проверенным партийным способом. Чужими руками: расторгнув ранее заключенный договор. Не удалось. Это, кстати сказать, стало первым, весьма показательным свидетельством основательности, с какой была задумана и воплощена в жизнь новая телекомпания.

Следует отметить, шаги НТВ производят впечатление последовательностью и четкостью как организационных, так и творческих решений. Договор с Пятым каналом не помешал продолжающейся борьбе за свой, Четвертый канал. Он был получен через несколько месяцев после того, как началось вещание НТВ.

Этот недостаток — отсутствие своего канала — компания сумела обернуть достоинством: легче начинать тремя отдельными передачами, нежели сразу сеткой вещания. Было дополнительное время для подготовки остальных программ.

Умно было проведено перенесение «Итогов» с Первого, «останкинского», канала на Пятый. Уже во всю велась работа над будущими передачами НТВ, а программа Е. Киселева продолжала выходить по ТВ-1. Это продолжалось до 19 сентября, а спустя два воскресенья, с 10 октября мы уже смотрели «Итоги» из Санкт-Петербурга.

Я начал свой разговор об НТВ с некоторых фактов организационно-административного характера не случайно. Если б меня спросили, чем выделяется новая телекомпания на фоне всех остальных, я бы, пожалуй, назвал вначале не передачи или их авторов, — а именно тех, кто сумел придумать и последовательно осуществить непривычный для отечественного ТВ план вещания, при котором все основные компоненты находятся в единстве и гармонии. Создается такое впечатление, что НТВ существует в эфире не один десяток лет: настолько тут все солидно, неслучайно, зрело. А ведь компания не только по стажу работы в электронной прессе, но и по возрасту весьма далека от солидности. Если сравнивать по этому показателю НТВ с «Останкино» или «Россией» — двумя государственными компаниями-гигантами, — молодость новорожденной компании станет в особенности очевидной. Но дело, понятно, не в паспортных данных, в том, как начали работать новички эфира. Как сразу, без раскачки и мучительных поисков, определили высокую планку в эфире.

Достоинства любой телекомпании сегодня основываются на трех «китах». На информационных передачах, на специальных программах, на демонстрируемых фильмах. Самое необходимое, позволяющее отличить солидную компанию от той, что крутит старые киноленты, обильно перемежаемые рекламой, — блок собственных информационных программ. Как ежедневных, так и недельных. Начав свое вещание с «Сегодня» и «Итогов», НТВ очень скоро утвердило себя как лучшая в России информационная телекомпания. Впрочем, «Итоги» имели превосходную репутацию и тогда, когда выходили в программах «Останкино».

А вот «Сегодня» стала нововведением НТВ.

На примере этой передачи я бы рискнул рассказать об основных творческих принципах, на которых строится работа НТВ.

Сначала — о том, чего там нет. Нет ставших за многие годы привычными пороков отечественной телеинформации, — сообщений о тех событиях, которые кому-то из власть предержащих кажутся очень важными и появляются на экране в результате «телефонного права», пафосных комментариев, заменяющих сообщение о реальных фактах, суконного, канцелярского языка, переполненного газетными штампами и ничего не значащими выражениями, фигур умолчания, возникающих из-за политических (и даже уже — групповых, партийных) причин.

Всего этого — и многого другого, с чем прекрасно знаком наш отечественный зритель, живший прежде в пору, когда существовала лишь одна разновидность государственного, партийного ТВ, — на НТВ нет по определению. «Ну, и что, — возражают поклонники государственного ТВ, — зато в НТВ есть другая, не менее жесткая, зависимость, — от капитала, от тех структур и личностей, которые щедро финансируют новую телекомпанию». И вспоминают Сильвио Берлускони, владельца итальянских телесетей, который с их помощью в течение нескольких месяцев сумел создать новую партию, победить на выборах и стать премьер-министром.

Разговор о деньгах как источнике всех успехов НТВ ведется постоянно. Сначала говорили о высоких зарплатах (да еще в «зеленых»!), которыми, дескать, сманили с ТВ-1 лучших журналистов. Затем — о щедрости в покупке для показа лучших зарубежных и отечественных лент. Даже газета «Известия», ценящая НТВ за ее творческие достижения, интервью с руководителем редакции художественных программ, занимающейся формированием кинорепертуара, озаглавила «Было бы что купить — и НТВ не пройдет мимо» (8.04.94).

В подобных разговорах сквозит раздражение и обида. Действительно, на госТВ зарплаты сегодня ниже, чем на НТВ. (Правда, многие ушлые телевизионщики компенсируют ее «левыми» доходами от заполонившей экраны рекламы.) И фильмы, демонстрируемые в эфире, не такого высокого качества. Но достаточно проанализировать и новостные, и кинематографические программы НТВ, чтобы понять: не в деньгах тут дело. Если уж искать непременно корыстные причины, то они, скорее всего, в разбуженном на НТВ авторском самолюбии, кураже, который позволяет журналистам, что называется, прыгнуть выше головы. Достаточно сравнить «Сегодня» с «Вестями» («Россия») или «Временем» (ТВ-1), чтобы убедиться в этом.

Начну с первого, что видит зритель, — с титра. Имя ведущего включено в название программы: «Сегодня с Михаилом Осокиным» или «с Татьяной Митковой». То есть, информационные программы, которые у господ конкурентов существуют обезличенными, с чередующимися без всякой видимой логики ведущими, тут являются авторскими. И зритель знает, что всю эту неделю он будет видеть на экране М. Осокина, а на следующей «Сегодня» поведет Т. Миткова. И очень скоро замечает, что у этих двух журналистов информация выглядит по-разному.

Другое важное качество, также определяемое с первого же взгляда, — построение выпусков новостей на НТВ. В отличие от «Вестей» и «Новостей», здесь каждый сюжет более основателен, он занимает больше времени, в нем нет привычного скольжения по поверхности событий. И нет, конечно, торчащих из информации «ушей», указывающих на то, говоря терминами латинян, «кому это выгодно». Никогда прежде мы не имели столь объективную информацию в эфире.

Третье — упор на личность репортера, который, в отличие от других компаний, где он существует строкой субтитра, присутствует в кадре и называет себя. Это именно качество, а не хорошая зарплата, привлекает к НТВ лучших журналистов. Сегодня там работают такие мастера репортажа, как В. Лусканов, В. Кара-Мурза, Е. Масюк, А. Зараелян, А. Герасимов, М. Светличный, П. Орлов, Э. Мацкявичюс. Причем, НТВ не только привлекает уже сложившихся звезд, но и помогает становлению новых. Скажем, последний из названных мною выше журналистов был приглашен на НТВ, будучи студентом журфака МГУ (причем даже не телевизионного, а газетного отделения), и вскоре стал парламентским корреспондентом НТВ. Ему принадлежат самые острые и интересные сюжеты с таким политиком, как В. Жириновский.

Надо сказать, начиная выпуск ежедневной информационной программы, НТВ бросалось в омут головой. Не было, в отличие от госкомпаний, ни одного корпункта, — ни в ближнем или дальнем зарубежье, ни в одном городе России. Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации НТВ вышло с честью. В небольшой степени пользовалось информацией, полученной от крупнейших мировых телесетей. Но, главное, во все места, где происходили важные события, посылало своих корреспондентов. То есть, говоря профессиональным языком, от системы собкоров перешло к системе спецкоров. Объявив своим девизом «Новости — наша профессия», молодая телекомпания посылала журналистов в те места, где происходили самые важные события. Понятно, что в этих условиях охват событий был не беспредельно широким, зато выигрыш достигался за счет глубины.

Прошло какое-то время, и НТВ сумело наладить связи с талантливыми, прежде мало кому известными журналистами на местах. Заключило с ними контракты и стало широко использовать присылаемые с мест сюжеты. Из репортеров-контрактников особенно хорош А. Ткаченко из Киева. Его работа заслуживает тем более высокой оценки, что посвящена, чаще всего, очень острым и сложным политическим темам, в которых подчас сталкиваются лоб в лоб интересы двух славянских государств. Верный принципам НТВ, журналист смело, без оглядки на реакцию властей или же «ЦУ» редакторов высказывает свою точку зрения на происходящее.

В суждениях критики по поводу первых месяцев вещания на НТВ преобладают самые высокие оценки. Характерно, что, противопоставляя новую телекомпанию двум государственным гигантам, специалисты говорят, чаще всего, об объективности, как принципе информации. В спорах на тему: факт или комментарий к нему, — опыт НТВ приводится как подтверждение верности факту, в то время, как госТВ обычно обвиняют в тенденциозном стремлении насиловать реальные обстоятельства в угоду нужному власти комментарию-выводу. Внимательный анализ, однако, свидетельствует, что в информационных программах НТВ гораздо больше субъективного начала, нежели у госкомпаний.

Вернее даже — личностного, потому что в нашей традиции термин «субъективность» принято воспринимать как нечто искажающее объективную, реальную картину мира.

Программа Е. Киселева «Итоги», которая для большинства зрителей выглядит эталоном глубины и объективности политического анализа, является, вместе с тем, весьма личностной. В первое время, когда программа выходила по каналу «Останкино», была заметна откровенно-пропрезидентская ориентация ее ведущего. За это, кстати сказать, в антипрезидентском «Парламентском часе» депутат И. Шашвиашвили обещал однажды первым среди журналистов после победы над Б. Ельциным расстрелять Е. Киселева. Затем стало заметно охлаждение ведущего «Итогов» к президенту. В День независимости России, 12 июня 1994 г. он привел ошеломляющие данные опроса социологов из фонда «Общественное мнение», согласно которому более половины россиян считают объявление независимости ошибкой.

Этот пример показывает, что Е. Киселев свою позицию выражает, чаще всего, через объективные данные или через всесторонний, скрупулезный анализ. Трудно согласиться с известным театральным критиком И. Соловьевой (см. «Вечерний клуб», 11 июня 1994 г.), «что тенденциозность программы с участием Лужкова и Чубайса, в которой он (Е. Киселев — А. В.) явно подыгрывал одной стороне, была видна всем». Речь идет об «Итогах» от 5.06.94, в которых подробно, в течение 38 минут (что скорее было бы основанием для упрека в нарушении композиции передачи ради одного сюжета), рассматривался конфликт вокруг путей приватизации в Москве. Прочтя суждение И. Соловьевой, я не поленился пересмотреть программу: в ней было дано слово каждому из спорящих, рассмотрены их аргументы, приведены, как заведено, суждения экспертов и т. д. Могу высказать свою гипотезу: очевидно, И. Соловьева считает одну из сторон стопроцентно правой, поэтому всякая попытка беспристрастного разбирательства сразу же воспринимается, как тенденциозная.

Это, впрочем, не означает, что Е. Киселев не имеет срывов, когда его чувства выплескиваются на экран без достаточно взвешенного анализа. Уже в первых вышедших по НТВ «Итогах» (10.10.93) был допущен резкий выпад против руководителя «Останкино» В. Брагина: поводом стали споры насчет того, имел ли он право отключать вещание по Первому каналу в ту октябрьскую ночь, когда шел штурм здания ТВ. Или не менее резкое суждение о М. Полторанине (28.11.93) в пору, когда тот выступал против разгосударствления Четвертого телеканала, на который претендовало НТВ.

Если уж искать недостатки у этой, несомненно, лучшей из аналитических, недельных программ, то они заключены в другом. Мне кажется, Е. Киселев склонен иногда усложнять вопросы, которые он обсуждает. Привлекая в качестве экспертов и комментаторов людей, обремененных докторскими степенями и профессорскими званиями, которые жаждут свою ученость показать, он ставит дополнительный барьер между собой и аудиторией. Я заметил, что когда во время отпуска Е. Киселева его заменял - Доренко, то привлекаемые им в качестве экспертов журналисты-специалисты в той или иной области оказались более доступными для понимания. То же самое следует сказать и о М. Гефтере. философ, историк, литератор — он обладает даром говорить на понятном большинству языке. Е. Киселев одно время привлекал его для экспертных оценок, а потом перестал это делать.

Другой изъян Е. Киселева, как ведущего, — его страсть к драматически острым политическим сюжетам. В этом качестве политического тележурналиста нет ничего дурного. Скорее, наоборот. Но Е. Киселев иногда драматизирует те факты и события, которые того не стоят. Приведу пример с так называемой «Версией №1» (20 и 27 марта 1994г.), раздутой сверх всех допустимых размеров. Несмотря на то, что некоторые эксперты «Итогов» говорили в передаче о главной цели «Версии», как о стремлении отвлечь общественное внимание от других проблем, Е. Киселев продолжал снова и снова возвращаться к этой теме.

Третий упрек, который можно было бы сделать журналисту, — это неровность его работы. Вслед за превосходными выпусками «Итогов» могут появиться совершенно бесцветные, где глубокомысленные экспертные оценки и комментарии вызывают у зрителей ощущение скуки или, того хуже, раздражения.

Перепады качества зависят, чаще всего, от насыщенности прошедшей недели значительными событиями. Политические сенсации, даже если они происходят в день выхода программы в эфир, будто подстегивают ведущего, придают ему сил. В считанные часы он успевает сделать яркую, насыщенную, напряженную программу. Но, понятно, не каждая неделя богата сенсациями: подлинный класс тележурналиста-политолога состоит в том, чтобы и рядовая, ничем внешне не выделяющаяся неделя, стала поводом для серьезной и содержательной передачи.

Думаю, и сам Е. Киселев согласится с подобной постановкой вопроса: ведь он — это чувствуется во всем его поведении на экране — исповедует солидный телевизионный стиль. А это, мне кажется, наряду с объективностью, один из ведущих принципов НТВ в целом. Он проявляется во всем: в том, как спокоен и устойчив ежевечерний ритм передач с «шагом» в 30 минут, в неизменности сетки вещания, объявленной накануне наступающей недели, в отсутствии подобострастной политической суетливости перед власть предержащими, в игнорировании быстротекущей телевизионной моды, которая заставляет многие телеканалы бессовестно обезьянничать друг по отношению к другу.

Солидарность и самостоятельность в особенности заметны в кинорепертуаре НТВ. Как и в политических, информационных передачах, молодая телекомпания идет здесь своей дорогой. Она сразу же отказалась участвовать в гонке «мыльных опер» на экране. Ее специалите в телекино — мини-сериалы: они несравненно короче по количеству серий и настолько же выше по художественному качеству. Кроме того, НТВ обратилось к документальным и познавательным сериалам, посвященным самым знаменитым преступлениям, правящим монаршим династиям, истории авиации, великим полководцам и т. д. Кинофильмы — отечественные и зарубежные — четко распределены в рубриках: «Мир кино», «Кино 80-х», «Детям и взрослым», «Наше старое кино» и т. д.

Интерес к былому — не только в кино, но и на экране — также стал открытием НТВ. На этом канале можно увидеть отдельные выпуски популярных некогда телепрограмм: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Кабачок "13 стульев"». И убедиться лично в том, насколько правы те из зрителей-ветеранов, которые говорят, что ТВ тридцатилетней давности было куда интереснее, нежели нынешнее.

При том, что сегодня и в других телекомпаниях (в особенности, в ТВ-6 «Москва») резко повысился уровень показа кинофильмов (не путать с телефильмами, которые во всем мире, даже больше, чем у нас, резко уступают им в своем качестве), НТВ превосходит остальных разнообразием кинорепертуара. Это, в значительной мере, зависит от вкуса и энергии В. Арсеньева, руководителя редакции художественных программ. Хотя, понятно, в большом числе демонстрируемых в течение каждой недели лент нередко попадаются и весьма негодные. В качестве примера приведу откровенно-конъюнктурную, безнадежно-бездарную картину «Назад в СССР» (30.01.94), причем, к сожалению, подобные произведения проникают сквозь строгое сито отбора в НТВ.

Информационные передачи и кинопоказ составляют, в совокупности, львиную долю эфирного времени НТВ. Это дало основание недоброжелателям компании (а их немало — в связи с тем, что многим, как уже говорилось выше, не дают покоя высокие заработки журналистов НТВ) бросать в адрес НТВ обвинения типа недавно прозвучавшего в газете «Московский комсомолец» из уст Элины Николаевой, ведущей «ТелеГазеты»: «А тут еще, — писала она, — некоторые телекомпании, например, НТВ, взяли в моду вообще не производить художественные программы, ссылаясь на их дороговизну. Схема телевидения с каждым днем упрощается в сторону незатейливого выбора: новости + мыло...» (МК, 2.06.94. Выделено Э. Николаевой).

Сказанное здесь не соответствует действительности: никто из руководителей НТВ на дороговизну никогда не жаловался.

И свои собственные программы они производят, или заказывают независимым продюсерам, что одно и то же. О них я хотел бы сказать подробнее.

Самое большое место в сетке вещания (после информационных и кинематографических программ, разумеется) занимают спортивные передачи. Они выходят под разными рубриками: «Такова спортивная жизнь», «Футбольный клуб», «Теннис в полночь», «Автоспорт: высшие достижения», «Футбол планеты». Над их созданием работают известные спортивные тележурналисты А. Бурков, К. Кикнадзе, А. Дмитриева. Последняя, в прошлом знаменитая теннисистка, ведет передачи о своем виде спорта, выгодно отличающиеся от таковых, идущих по другим телеканалам: напомню, к примеру, рассказ в эфире о входящем в четверку турниров «Большого шлема» Открытом чемпионате Франции, изуродованном в «Останкино».

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что у той же А. Дмитриевой, когда она выходит за пределы своего вида спорта, случаются неудачи: напомню «Век Олимпиады», где она в диалоге с Ю. Ростом обсуждает проблему допинга в спорте, применяя к этой проблеме принципы свободы личности. Получается, исходя из них, каждый человек вправе распоряжаться своим здоровьем, а посему и волен применять допинг. Странная, надо сказать, логика!

Кроме названных выше программ, которые НТВ производит в своих недрах, есть и заказные, сделанные на REN-TV и АТВ. У каждого из этих, широко известных телеобъединений, есть свое лицо, свои предпочитаемые формы и темы. REN-TV славится производством недорогих программ, в центре которых стоит какая-то популярная личность. На НТВ были «Шесть вечеров с Юрием Никулиным» или передачи Ю. Роста из его мастерской-«конюшни». Все они построены, кроме того, на мастерстве рассказчика, на его обаянии. Э. Рязанов, понятно, обладает и мастерством и обаянием. Ю. Рост — тоже. Жаль, правда, что-то ли в погоне за дешевизной и простотой в производстве, то ли из-за отсутствия времени передачи эти обладают уж какой-то особой бесхитростностью, если не сказать, примитивностью драматургии.

Вот, скажем, как построены все шесть серий-вечеров, посвященных Ю. Никулину. Они сидят вдвоем с Э. Рязановым, вспоминают шаг за шагом творческий путь артиста цирка и кино.

Тот живо и, как всегда, остроумно рассказывает о каком-то эпизоде своей биографии, описывая свой цирковой номер или же кинороль. После этого на экране возникают этот самый номер или фрагмент фильма. Зрителю предлагается посмотреть иллюстрацию-подтверждение к тому, что ему только что было рассказано на словах. Эффект свежести восприятия исчезает.

Не стану углубляться в анализ аналогичных программ Ю. Роста: в них тоже, наряду с удачами («Печальное путешествие на Кавказ») есть явные промахи («Спрыгни на Аляску»). Дело, впрочем, не в достоинствах и недостатках отдельных передач.

Для портрета телеканала важнее другое: заказывая независимым продюсерам программы (или покупая уже готовые), руководство НТВ достаточно снисходительно относится к результатам их творчества. Я бы не стал делать столь категорических выводов, если бы некоторая неуверенность НТВ в тех случаях, когда оно имеет дело со сложными (неинформационными) передачами, не обращала на себя внимания.

Приведу в качестве примера две программы, которые НТВ получила «по наследству» от Четвертого канала, когда он еще принадлежал «Останкино», — это «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» и «Времечко». Подробнее о них сказано в других очерках. Здесь остановлюсь лишь на некоторых качествах Д. Диброва, которые получили развитие на волнах НТВ. В частности, на его корыстолюбии. Он, впрочем, не скрывает этого, говоря, что приехал в столицу за славой и деньгами (см. программу от 10.04.94). В конце концов, стремление к славе и богатству не может считаться порочным. Другое дело, средства, какими достигается эта цель. Д. Дибров с очарованием непосредственности может сообщить во время передачи, в каком именно магазине он приобрел свой шикарный пиджак, делая ему бесплатную рекламу (6.02.94).

Может грозить столичному ГАИ за то, что с его машины сняли номера за парковку в неположенном месте (20.03.94). Может, наконец, открыто рекламировать проводимую принадлежащим ему АО «Диос» телефонную викторину «05». Не стану описывать суть этой грабительской для зрителей игры: о ней написали чуть ли не все газеты. Судебная палата по информационным спорам сделала Д. Диброву замечание и передала связанные с нею материалы в прокуратуру. Люди, получившие после этой игры немалые телефонные счета, стали жаловаться повсюду, в том числе и звонить в студию во время дибровской передачи.

Меня, признаться, не меньше, чем самая афера с игрой-викториной, покоробила высокомерно-развязная манера, с какой кумир публики отвечал несчастным в прямом эфире.

Другой случай с Д. Дибровым, который значительно пошатнул его авторитет, — приглашение на передачу лидера «Памяти» Д. Васильева (15.05.94) и обещание ему позвать еще и некоего «Александра Петровича», в коем многие угадали А. Баркашева.

Думаю, эти два эпизода в творческой биографии Д. Диброва отвратили от него не только многих зрителей, но и руководство НТВ, которое, как я уже говорил, склонно строить респектабельную, солидную программу.

С этой точки зрения, мне кажется, не очень подходит к стилю и позиции НТВ «Времечко». Родившаяся в недрах Четвертого канала передача эта была понятна, пока звучала пересмешником по отношению к громоздкой системе казенной телеинформации, воплощаемой бессмертной программой «Время». В НТВ, где информация поставлена и полно, и объективно, такая передача, в которой, кстати, факты сообщаются с большим опозданием и не всегда точно, вряд ли была нужна.

В обеих этих программах есть объединяющие их черты. Во-первых, нескрываемая вульгарность (я ее происхождение связываю с молодежным стёбом). Во-вторых, обратная телефонная связь со зрителями. Первое, как нетрудно догадаться, резко противоречит направлению, проводимому в НТВ. Второе, напротив, близко принципам телекомпании, стремящейся использовать в своей работе современные средства вещания, которые немыслимы без обратной связи. Расставание с подобными передачами может лишить канал той живости, которой, наряду с солидностью, он привлекает к себе. Поэтому, наверное, отказавшись от одной из этих программ, НТВ сохранило другую.

P.S. Я сказал в начале, что название НТВ не было расшифровано устроителями молодой телекомпании. Зрители и критики сразу же стали искать разгадки аббревиатуры. Вариантов было немало: «Новое», «Независимое», «Негосударственное», даже «Не наше» (так называли телеканал патриоты, углядевшие в ней зарубежные творческие влияния). Я бы, признаться, предложил расшифровать первую букву названия, как «Нормальное». Впервые, наверное, в нашей истории появилось такое ТВ, каким оно и должно быть. Четко выстроенное. Добротное.

Информационное. Объективное. Развлекательное.

Нормальным также я вынужден признать и данные, которые сообщают об НТВ социологи. На вопрос, какие программы НТВ они стараются посмотреть, зрители выстроили рейтинг «пирамиду» предпочтений. Так вот, как и во всех других телеканалах, здесь тоже пальму первенства держат художественные фильмы. А, скажем, превосходная информационная программа «Сегодня», гордость компании, собирает в три раза меньшую аудиторию, нежели фильмы. Увы!
1994
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconКомитет по образованию распоряжение
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1999 года n 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconВерховный суд «подталкивает» Президента РФ
Президент РФ принял Указ n 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации,...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconВерховный суд российской федерации
«ж» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 03 ноября 2006 года №1226 «О внесении изменений в положение о порядке рассмотрения...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconПриказ мвд РФ от 2 февраля 2007 г. N 118
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconКомментарий к федеральному закону
Президента рф, вносившими в него изменения, только с изданием Указа Президента РФ от 10 января 2003 г. N 19 "О признании утратившими...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconУтверждено указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002...
Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconРоссийской Федерации
Порядок и разработанным в целях реализации Федерального закона от 31. 05. 2002 n 62-фз "О гражданстве Российской Федерации" и Указа...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconПриказ о введении в действие миграционных карт зарегистрирован в...
Российской Федерации"1 Указа Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 г. N 232 "О совершенствовании государственного управления...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconПравила назначения и выплаты стипендии президента российской федерации...
Указ президента российской федерации об учреждении стипендии президента российской федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих...

Учебное пособие издано при поддержке Президента Российской Федерации (грант Президента рф, распоряжение №140-рп от 04. 04. 2002 г.) iconПриказ от 18 июня 2003 г. N 313 об утверждении правил пожарной безопасности...
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru