Скачать 270.9 Kb.
|
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 ГОРОДА ТЮМЕНИ ( МАОУ СОШ № 27 города Тюмени) Ул. Пермякова, 39а, г. Тюмень, 625051 тел/факс: (3452) 35-07-39 Е-mail: school27@mail.ru РЕФЕРАТ по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Формулы речевого этикета как средство развития коммуникативных способностей школьников» Выполнила: Ученицы 7 «А» класса Шангова Екатерина Михайловна Преподаватель: Тюменцева Ксения Алексеевна СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ «Нельзя ни от кого требовать, ни высшей добродетели, ни высшего ума, но можно и нужно требовать от всех соблюдение правил вежливости», - говорил Владимир Сергеевич Соловьев. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Первое представление о человеке, как правило, формируется на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Проблема развития коммуникативных способностей актуальна сейчас, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Человек должен уметь при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. А для подростков общение является ведущим видом деятельности. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Поэтому вопрос развития коммуникативных способностей с помощью формул речевого этикета нас заинтересовал. Предметом исследования являются формулы речевого этикета. Объектом являются коммуникативные способности школьников. Цель работы: доказать, что формулы речевого этикета могут способствовать развитию коммуникативных способностей школьников. Выдвинута гипотеза о том, что с помощью формул речевого этикета, можно развивать коммуникативные способности у школьников. В работе решаются следующие задачи:
Методы и приёмы:
Анкетирование - письменная форма опроса. В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата. Мы в своей работе использовали материал книг: Гольдина В. Е. «Этикет и речь»; Формановской Н. И. «Речевой этикет и культура общения»; Акишиной А.А., Формановской Н. И. «Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения»; Балакай А.Г. «Толковый словарь русского речевого этикета». ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы нечего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась в жизни? Владимир Александрович Солухин Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, не зная строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего состоит и как функционирует. Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние. Большое внимание мы уделили работам этих авторов:
Коммуникация - сообщение, общение [Ожегов, 2014, с. 242]. Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды: - информационно-коммуникативная - способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения; - аффективно-коммуникативная - способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику; - регуляционно-коммуникативная - способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы. Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения [Ожегов, 2014, с. 242]. Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости [Байбурин, Топорков, У истоков этикета, 1990, с. 98]. Устойчивых формул вежливости, которые относятся к языковой системе этикета, называют обычно речевым этикетом. Как и знаки неречевого этикета, формулы вежливости используют в ограниченном кругу вполне определённых ситуаций. Речевой этикет - это правила речевого поведения в данных этикетных ситуациях. А.А. Акишина и Н.И. Формановская – авторы многочисленных работ о современном, русском речевом этикете - выделяют такие этикетные ситуации, как «Приветствие», «Прощание», «Привлечение внимания и обращение», «Знакомство», «Приглашение», «Просьба», «Совет», «Предложение», «Разрешение», «Запрещение», «Согласие», «Отказ», «Поздравление», «Пожелание», «Благодарность», «Извинение», «Соболезнование» [Гольдин, 2009, с.40]. Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения. Приветствие. - Горячий привет! Доброе утро (день, вечер)! Добро пожаловать! Здравствуйте! Моё почтение. Приветствую вас. Рад вас видеть. Привет [Балкай,2004, с.633]. Прощание. - В добрый путь! Всего доброго! До новой встречи! До завтра. До свидания! Не прощаюсь. Пока. Прощайте. Рад был вас видеть. Рад был повидаться [Балкай,2004, с.641]. Привлечение внимания и обращение. - Будьте добры. Будьте любезны. Вам не трудно…? Вас не затруднит …? Извините за беспокойство. Вы не подскажите? Любезнейший. Позвольте спросить… Послушайте! Чем могу быть полезен? Я вам не мешаю? [Балкай,2004, с.654] Знакомство. - Будем знакомы! Давайте познакомимся. Очень приятно познакомиться! Рад нашему знакомству! Разрешите представиться [Балкай,2004, с.660]. Предложение, просьба, приглашение, совет. - А, что если бы …? Берегите себя! Буду ждать. Будьте любезны. Будьте добры. Вас не затруднит? Всегда рады вас видеть! Могу ли я дать вам совет? Мне нужен ваш совет! Подскажите, пожалуйста. Посоветуйте мне. Примите мой дружеский совет. Не подскажите ли...? Пожалуйста. Позвольте. Разрешите мне надеяться на вас. Соблаговолите [Балкай,2004, с.662]. Согласие, положительный ответ на просьбу. - Будьте спокойны. Вы правы. Меня это совсем не затруднит! Да, конечно. Конечно. Разумеется да! Безусловно, да! Верно. Действительно. Хорошо. Ладно. Сию минуту. Обязательно сделаю! С удовольствием! Можете быть уверенны! Я не возражаю. Я не против. Договорились. Почему бы и нет? [Акишина, Формановская, 2009, с.84 - 99] Отказ, запрещение. - Нет. Конечно, нет. Совсем нет. Разумеется, нет! Безусловно, нет! Отнюдь нет! Это не правильно! Вы неправы! [Акишина, Формановская, 2009, с.99-100] Извинение. - Извините. Извините, пожалуйста. Простите. Виноват(а). Прошу прощения. Приношу свои глубокие извинения. Прошу простить. Я хочу перед вами извиниться. Позвольте попросить у вас прощения. Не сердитесь на меня. Я не хотел вас обидеть! [Акишина, Формановская, 2009, с. 110 -111] Соболезнование, сочувствие - Я вам сочувствую. Примите мои сочувствия. Мне жаль. Мне жалко, что так случилось. Как мне жаль вас! Я вас понимаю. Я так вас понимаю! Успокойтесь. Не волнуйтесь. Не беспокойтесь. Не расстраивайтесь. Не огорчайтесь. Не горюйте. Не думайте об этом. Держите себя в руках. Не падайте духом. Не теряйте надежды. Соберитесь с силами. Выбросьте всё из головы. Не принимайте это близко к сердцу. Не поддавайтесь настроению. Не обращайте внимания на это. Надо это забыть. Надо надеяться на лучшее. Всё будет хорошо. Всякое бывает в жизни. Я вам искренне соболезную. Примите моё глубокое соболезнование. Я скорблю вместе с вами. Я разделяю вашу глубокую скорбь. Я подавлен горем, которое обрушилось на вас [Акишина, Формановская, 2009, с.126- 129]. Поздравление, пожелания - От всей души вас поздравляю! С праздником! Примите мои поздравления! Шлю вам свои поздравления! Успехов вам! Счастья! Удачи! Крепкого вам здоровья! Долгих лет жизни! Не болейте. Выздоравливайте. Поправляйтесь. Примите мои горячие пожелания! Я хочу поздравить вас. Разрешите вас поздравить. Спокойной ночи! Приятного сна! [Акишина, Формановская, 2009, с. 155-159] Благодарность - Спасибо. Большое, спасибо. Благодарю. Я вам благодарен. Я вам признателен. Примите мою благодарность. Я вам многим обязан. Не хватает слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам признателен! Моя благодарность не знает границ [Акишина, Формановская, 2009, с.162-163]. Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку: - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите. Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны). Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель). Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство). Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их. С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать). На основании представленного выше материала мы можем сделать вывод о том, что речевой этикет: 1. способствует установлению контакта между собеседниками; 2. привлекает внимание слушателя, выделяет его среди других собеседников; 3. позволяет засвидетельствовать уважение; 4. помогает определить статус происходящего общения. Хочется отметить, что в нашем современном обществе правилами речевого этикета владеют немногие. Таким образом, проблема владения речевым этикетом, речевыми формулами остается открытой. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Общение используется подростками не только как ведущий вид деятельности, но и как способ преодоления трудностей во взаимодействии с окружающими. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Если ваши коммуникативные способности и качества личности вызывают у вас тревогу, не стоит огорчаться. Их можно развивать в любом возрасте. Достаточно запомнить наиболее удобные и приемлемые для вас упражнения для развития коммуникативных способностей. Они помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно выполнять в компании друзей и близких. Чтобы понять, как развивать коммуникативные способности приведем несколько примеров методов и приемов. |
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими... | На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной... | ||
Реферат – это обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, книги) | Целями освоения дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере» являются формирование иноязычной коммуникативной... | ||
Восполнить последние, во многом, призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей очной, заочной... | ||
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной (курсовой) работы с «Развитие познавательного интереса младших школьников во внеклассной... | Диалогическая речь Выпускник научится: вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;... | ||
Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует... | «Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |