Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Постатейный)
Введение
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - комментируемый Закон) с 1 января 2010 г. регулирует отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР - на обязательное пенсионное страхование, ФСС - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС - на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты (но не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения).
Это регулирование заменило предусматриваемое ранее в гл. 24 "Единый социальный налог" части второй НК РФ, а также в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - в части уплаты страховых взносов в ПФР.
Как отмечалось авторами законопроекта, определяемые объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, в основном совпадают с установленными гл. 24 НК РФ объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по ЕСН для данной категории налогоплательщиков. Размер страховых взносов для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, предлагается определять исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется по отношению к страховым взносам, подлежащим уплате в каждый государственный внебюджетный фонд, как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховой взнос, и соответствующего установленного тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз. Закон также воспроизводит применительно к страховым взносам положения гл. 24 НК РФ в части круга плательщиков, а также порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов. Существующие льготы по уплате ЕСН распространять на страховые взносы не предполагается.
Кроме того, Закон включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов возлагается на: ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФОМС; ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с НК РФ наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов).
Закон также включает в себя переходные положения, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС, а также определяет порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2010 г.
Одновременно с комментируемым Законом принят и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 N 213-ФЗ, которым в связи с принятием данного Закона внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в т.ч. в НК РФ и БК РФ, а также законы о конкретных видах обязательного социального страхования - Федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (новое наименование), "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
|