Скачать 370.6 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Банковские операции на тему: «Организация и формы безналичных расчетов» Новосибирск 2010 Содержание Введение……………………………………………………………..3 Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов…………..5 1.1. Понятия и виды безналичных расчетов…………………………………5 1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………….........15 Глава 2. Анализ безналичных расчетов и их учет………………..17 2.1. Анализ проведения безналичных расчетов…………………………….17 2.2. Операционный учет безналичных расчетов……………………………22 Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов……………………………………………………………...30 Заключение …………………………………………………………34 Список использованных источников……………………………..37 Приложения Введение Одной из основных функций банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всей экономики. Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований. В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в такой экономической ситуации, когда глобальное реформирование платежной системы совпало по времени с процессом компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Данная работа направлена на изучение системы безналичных расчетов, имеющая огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей: задержка платежей в каком - либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности. Целью работы является изучение и характеристика безналичных расчетов. Задачи данной курсовой работы - рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов, выявить проблемы организации и найти пути их решения. Работа состоит из трех глав: Первая глава содержит основные понятия и положения, связанные с проведением безналичных расчётов, характеризует основные принципы их организации. Во второй главе – общие правила проведения расчетов по корреспондентским счетам кредитных организаций. Задача третьей главы – проблемы безналичных расчетов и пути их решения. Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществленные посредством перечисления по счетам кредитной организации и путем зачета взаимных требований. Осуществляются безналичные расчеты через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению го владельца, на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями. Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и др. кредитных инструментов. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:
Расчеты платежными поручениями Это - самая распространенная в настоящее время форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета (рис.1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики. Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д. Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, то есть до отгрузки товара; после отгрузки товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. Расчеты платежными поручениями (Приложение 1) 1 – плательщик передает в свое учреждение банка платежное поручение; 2 – банк списывает деньги со счета плательщика и передает их в банк получателя с платежным поручение для зачисления на его расчетный счет; 3 – банк зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги, на счет получателя; 4 – плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета. 5- банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств. Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Аккредитивная форма расчетов Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента произвести поставщику платеж при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы». Виды аккредитивов:
Покрытый – предполагает, что покупатель предварительно под сделку депонирует средства в банке поставщика. Непокрытый – предполагает, что банк поставщика и банк покупателя постоянно сотрудничают и оперативность оплаты не вызывает сомнения. Отзывной – предполагает, что покупатель в случае отгрузки ему некачественного товара может отозвать задепонированные средства из банка поставщика. Безотзывной – не предполагает возврат депонента, даже если отгружен некачественный товар. Аккредитивная форма расчетов (Приложение 1) 1 – покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива; 2 – банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику; 3 – авизирующий банк извещает поставщика об открытии в его пользу аккредитива; 4 – поставщик исполняет договорные отношения по поручению покупателя; 5 – поставщик оформляет и поставляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву; 6 – авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект, полученных от поставщика; 7 –банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех услуг аккредитива оплачивает их; 8 – банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю; 9- авизирующий банк зачисляет поставщику причитавшуюся ему сумму средств. Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Расчеты чеками При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его. Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек удобен для расчетов в случаях: • когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа; • когда продавец заранее не известен. Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Подразделяются на:
Расчеты чеками: (Приложение 1) 1- чекодатель подает заявление в банк о выдаче ему чека и передает платежное поручение, для депонирования денежных средств для оплаты чеков; 2- банк чекодателя заполняет все реквизиты чека и передает его чекодателю; 3- чекодатель за выполненный объем работ передает чек чекодержателю; 4- чекодержатель передает чек в свой банк, который оплачивает и зачисляет деньги на счет чекодержателя; 5- банк чекодателя направляет в свой РКЦ чек, который зачисляет деньги на корреспондентский счет чекодержателя; 6- банк чекодателя списывает средства по корреспондентскому счету в РКЦ. В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - в пользу лица, и по его приказу другому лицу, по предъявительскому - в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские - могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные - путем оформления передаточной надписи (индоссамента). Порядок расчетов чеками: • чекодателю запрещен индоссамент чека; • чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента; • требуется обязательно предварительное депонирование чекодателем средств на отдельном счете. Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Расчеты по инкассо Представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов, оформленных в соответствии с исполнительным листом осуществляет действия по получению от плательщика платежа. В основе инкассовых операций лежит договор поручения. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производится по распоряжению плательщика или без его распоряжения, и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика. Расчеты платежными требованиями Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта. Без акцепта плательщика расчеты проводятся в случаях:
Платежные требования выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика. Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету №90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней. На безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт. Расчеты платежными требованиями: (Приложение 1) 1 - поставка товара (оказание услуг) от поставщика к покупателю; la - передача платежного требования-поручения в банк покупателя; 2 – банком-покупателем передаются расчетные документы покупателю для акцепта; 3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя; 4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет. Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Вексельная форма расчетов Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя. Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение | |||
Документы, предоставляемые для открытия счетов. Содержание и порядок формирования юридических дел клиентов | |||
Ошибки при осуществлении денежных переводов физических лиц и возможные пути их устранения | «Организация и учёт безналичных расчётов в кредитных организациях (расчёты платёжными поручениями, аккредитивами)» | ||
Организация безналичных расчетов, как способы исполнения денежных обязательств предприятий (фирм) | Организация безналичных расчетов, как способы исполнения денежных обязательств предприятий (фирм) | ||
Организация безналичных расчетов, как способы исполнения денежных обязательств предприятий (фирм) | ПМ. 01 Ведение расчетных операций, мдк. 01. 01 Организация безналичных расчетов, уп. Пм. 01 [Текст]: методические указания по выполнению... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |