Скачать 394.05 Kb.
|
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Методические рекомендации Барнаул 2014 УДК 37.08 ББК 74.04 (2) А92 Составители-разработчики: Калашникова Н.Г., Бутенко О.Н., Соловьева Е.Е., Иванищева С.Б., Овсиевская И.Н. Общее руководство Ю.Н. Денисов, заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образования и молодежной политики, к.х.н., профессор Рецензенты Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности: методические рекомендации. – Барнаул, 2014г. Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в помощь руководителям образовательных организаций и аттестующимся педагогическим работникам. В методических рекомендациях рассматривается порядок создания аттестационной комиссии образовательной организации, деятельность аттестационной комиссии образовательной организации, содержание представления работодателя на аттестующегося педагогического работника. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2014 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края, 2014 Введение В связи с вступлением в действие с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – организация). В связи с этим возникает необходимость разъяснения руководителям и специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций края процедуры проведения аттестации данного вида в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276. В методических рекомендациях рассматривается порядок создания аттестационной комиссии образовательной организации (далее – аттестационная комиссия организации) и ее деятельность, содержание представления работодателя на аттестующегося педагогического работника, оформление результатов аттестации. В состав приложений входит примерный Порядок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, формы документов, примерные представления работодателя на педагогических работников, аттестующихся в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь: - руководителям организаций в проведении процедуры аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности; - аттестующимся педагогическим работникам в подготовке к аттестации. 1.Общие положения
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится на основе оценки их профессиональной деятельности один раз в пять лет и является обязательной. Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). В образовательной организации разрабатываются и утверждаются приказом нормативные акты, регламентирующие проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (приложение 1). Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя (приложение 2). Работодатель (руководитель образовательной организации) формирует список работников, подлежащих аттестации на текущий календарный год, составляет график проведения аттестации (заседаний аттестационной комиссии организации), ежеквартально издает приказ о проведении аттестации. В приказ включается список педагогических работников, подлежащих аттестации, указывается дата проведения аттестации (дата заседания аттестационной комиссии организации). Приказ о проведении аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого под роспись не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения аттестации в соответствии с графиком. Содержание данного раздела соответствует положениям примерного Порядка проведении аттестации педагогических работников краевых образовательных организаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (приложение 3). 2.Формирование аттестационной комиссии организации
Для проведения аттестации педагогических работников распорядительным актом работодателя создается аттестационная комиссия организации. Численность аттестационной комиссии организации может составлять 5-7 человек. В состав аттестационной комиссии организации входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. В обязательном порядке в состав аттестационной комиссии организации включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Рекомендуется включать в состав аттестационной комиссии организации представителей муниципальных органов управления образованием, руководителей школьных методических объединений, заведующих предметными кафедрами, высококвалифицированных педагогов (аттестованных на высшую квалификационную категорию, имеющих опыт методической работы, пользующихся авторитетом у коллег). В случае малочисленного состава педагогов в образовательной организации возможно привлечение в состав аттестационной комиссии организации руководителей муниципальных/краевых методических объединений, общественных методистов и т.п. Персональный состав аттестационной комиссии организации утверждается приказом работодателя. Полномочия членов аттестационной комиссии описаны в примерном Положении об аттестационной комиссии краевой государственной образовательной организации (Приложение 4). 3.Работа аттестационной комиссии организации
Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации. Педагогический работник должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии организации. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.), аттестация педагогического работника переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестация проводится без его участия. На заседании аттестационной комиссии организации рассматриваются представление работодателя, дополнительные сведения, предоставленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления), результаты внешней экспертной оценки). Результаты внешней экспертной оценки могут быть представлены по выбору в виде: - результатов квалификационных испытаний, проведенных независимой экспертной организацией Алтайского края – КГБОУ АКИПКРО; - результатов участия педагогических работников в краевых и муниципальных конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Преподаватель года», «Воспитатель года», «Вожатый года», «Сердце отдаю детям», «Лучший мастер по профессии»; - результатов иных процедур, разработанных на уровне организации, включающих обязательную внешнюю экспертизу. Процедура должна включать критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогического работника и быть закреплена локальным актом (приказом) организации. На заседании аттестационной комиссии возможно проведение собеседования с аттестующимся педагогическим работником по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей. Основой для собеседования могут быть квалификационные характеристики должностей работников образования (профессиональный стандарт, единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), в которых на федеральном уровне закреплены должностные обязанности педагогических работников, а также требования к специальным знаниям, умениям, которыми работник должен владеть при выполнении должностных обязанностей. В случае если образование аттестующегося педагогического работника не соответствует требованиям единого квалификационного справочника и/или профессионального стандарта к образованию и обучению, работодатель в представлении дает рекомендацию педагогическому работнику пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации. В межаттестационный период аттестационная комиссия организации осуществляет контроль за исполнением рекомендаций по результатам предыдущей аттестации. 4. Результаты аттестации педагогического работника
Секретарь аттестационной комиссии организации оформляет протокол заседания (приложение 5), в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании. Протокол хранится у работодателя вместе с представлением, дополнительными сведениями, характеризующими профессиональную деятельность аттестующегося, представленными самим педагогическим работником. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: – соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника); – не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника). Решение аттестационной комиссией организации принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии организации. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии организации считается, что педагогический работник соответствует занимаемой должности. Результаты аттестации педагогического работника, присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования, заносятся в протокол. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения составляется выписка из протокола (Приложение 6), содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении. Работодатель знакомит работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней. Выписка из протокола и представление работодателя хранятся в личном деле педагогического работника. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Представление работодателя (руководителя образовательной организации)
Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления работодателя (приложение 7) в аттестационную комиссию организации. Представление работодателя включает в себя следующие сведения о педагогическом работнике: – фамилия, имя, отчество; – наименование должности на дату проведения аттестации (в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013г. № 678; – дата заключения трудового договора по этой должности; – уровень образования и (или) квалификации по направлению подготовки как это отражено в документе об образовании; – информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; (информация о повышении квалификации/профессиональной переподготовке, которая включает в себя: название курсов, наименование учреждения профессионального образования, дату окончания курсов, результат итоговой аттестации по прохождении курсов, например: «Научно-теоретические и методические основы современного естественно-научного образования», КГБОУ АКИПКРО, 22.02.2013, 108 часов. Программа повышения квалификации освоена на базовом уровне.) – результаты предыдущей аттестации (в случае ее проведения) например, «присвоена вторая квалификационная категория 20.12.2008г.»; – мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Для объективности оценки профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников работодателю (руководителю образовательной организации) при подготовке представления рекомендуется использовать: результаты внутришкольного контроля, например: – аналитические справки о посещенных уроках (учебных занятиях); - уровень обученности по предмету (отношение числа успевающих на «4» и «5» к общему числу обучающихся); - результативность работы педагога с разными категориями обучающихся (одаренными, слабоуспевающими, не владеющими русским языком и т.д.); – результаты промежуточной и итоговой аттестации школьников, в том числе, ГИА, ЕГЭ; – результаты использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения по предмету, во внеклассной работе, в воспитательной работе; – результаты работы учителя как члена методического объединения; – результаты внеурочной деятельности по предмету (творческие и научные достижения учащихся) и др.
– результаты квалификационных испытаний; – результаты участия педагогических работников в краевых и муниципальных конкурсах профессионального мастерства: «Учитель года», «Воспитатель года» и др. В таком случае документом, подтверждающим результат профессиональной деятельности педагогического работника и используемым работодателем при подготовке представления является выписка из итогового протокола заседания жюри краевого или муниципального конкурса с указанием места аттестующегося педагогического работника в рейтинге участников конкурса. -результаты иных процедур, разработанных на уровне организации, включающие обязательную внешнюю экспертизу.
Содержание, процедура проведения и результаты квалификационных испытаний педагогических работников Содержание квалификационного испытания для каждой должности определяется на основе требований Единого квалификационного справочника и /или профессионального стандарта Педагог для должностей «учитель», «воспитатель» Для проведения квалификационных испытаний муниципальная образовательная организация ежеквартально в срок до 5 числа первого месяца квартала представляет списки аттестующихся на подтверждение соответствия занимаемой должности в МОУО и конспекты уроков (занятий), разработанные аттестующимися и представленные в электронном виде. Муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, а также краевые образовательные организации формируют заявку по форме, представленной в таблице 1 и передают ее до 10 числа первого месяца квартала в НМЦ экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО в электронном виде на электронный адрес: akipkro-malakhova@yandex.ru (внимание: тема письма – район, из которого поступает заявка или название краевой организации) для подготовки содержания квалификационных испытаний для педагогических работников, аттестующихся на подтверждение соответствие занимаемой должности. Одновременно с заявкой МОУО отправляют на указанный выше электронный адрес: - реестр принятых работ (конспектов уроков/занятий); - конспекты уроков (занятий); - согласие аттестующегося на обработку персональных данных. Таблица 1. Заявка на прохождение квалификационного испытания педагогическими работниками, аттестующимися в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в ____ квартале 2014 года __________района
Ф.И.О. исполнителя, должность Телефон _________, e-mail_____________ Дата______________ Подпись ___________________ После получения заявки отдел квалификационных испытаний КГБОУ АКИПКРО в течение 5 дней составляет график проведения квалификационных испытаний (тестирования) и выставляет его на сайте АКИПКРО. За 5 дней до тестирования (в соответствии с графиком) отдел квалификационных испытаний КГБОУ АКИПКРО направляет координаторам (ответственным за проведение аттестации) в МОУО и краевых организациях списки данных для входа в систему тестирования (логины, пароли). Тестирование может проводиться в пунктах проведения квалификационных испытаний при муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования (Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи №716 от 21.03.2011 «Об утверждении муниципальных пунктов проведения квалификационных испытаний педагогических работников») или в образовательных организациях, в которых работают аттестующиеся педагогические работники. В день проведения тестирования отдел квалификационных испытаний КГБОУ АКИПКРО организует онлайн сопровождение тестирования. Отдел квалификационных испытаний КГБОУ АКИПКРО, не позднее 5 дней до даты заседания аттестационной комиссии образовательной организации готовит протоколы итоговых результатов квалификационных испытаний на каждого аттестующегося и отправляет их координаторам. Результаты квалификационного испытания включают оценку качества конспекта урока (учебного занятия) или фрагмента рабочей программы и результаты тестирования. Результаты квалификационного испытания (таблица 2) могут быть представлены:
Таблица 2. Результаты квалификационного испытания
Вывод: результаты квалификационного испытания свидетельствуют о соответствии Ивановой М.И. занимаемой должности «учитель». По результатам квалификационного испытания уровень профессиональной компетентности и результативности труда педагогического работника считаются соответствующими занимаемой должности, если средневзвешенная оценка результатов квалификационного испытания составляет не менее 0,55 баллов, при условии, что оценка конспекта учебного занятия составляет не менее 0,5 балла. В представленном конспекте урока (учебного занятия) педагог должен продемонстрировать: – уровень владения учебным материалом через раскрытие темы урока; – уровень владения базовыми педагогическими компетенциями в области:
По результатам квалификационного испытания педагогическим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности, устанавливается коэффициент доплаты в соответствии с пунктом 7 примерного Порядка проведения аттестации педагогических работников краевых образовательных организаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (Приложение 3). Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приложение 1 Наименование образовательной организации ПРИКАЗ 00.00.2014 г. № ___
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», с целью организованного проведения аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить Порядок проведения аттестации педагогических работников (приложение 1). 2. Утвердить Положение об аттестационной комиссии образовательной организации (приложение 2). 3.Утвердить состав аттестационной комиссии образовательной организации (приложение 3). 4.Утвердить график заседания аттестационной комиссии образовательной организации (приложение 4). 5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой. Руководитель образовательной организации: _______________/______________ подпись расшифровка подписи Приложение 2 Наименование образовательной организации ПРИКАЗ 00.00.2014г. № ____
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 07.04. 2014 № 276, приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от ___.____. 2014 №___ «Об утверждении модельных нормативных актов, регламентирующих проведение аттестации педагогических работников краевых образовательных организаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности» ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Провести заседание аттестационной комиссии ____.____. 2014г. в соот-ветствии с графиком заседаний АК на 2014 год. 2.Утвердить список педагогических работников, подлежащих аттестации в _______________ (приложение 1). указать месяц, год 3.Установить срок проведения аттестации педагогических работников с ____.____. 2014г. по ____.____. 2014 г. 4.(Ф.И.О. ответственного, должность) организовать проведение аттестации в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. 5.Контроль исполнения приказа оставляю за собой. Руководитель образовательной организации: _____________/____________ подпись расшифровка подписи С приказом ознакомлены: 1. ______/____________/____________________ дата подпись расшифровка подписи 2. ______/___________/_____________________ дата подпись расшифровка подписи Приложение 3 Примерный Порядок проведения аттестации педагогических работников краевых государственных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности I.Общие положения 1.Настоящий примерный Порядок (далее-«Порядок») проведения аттестации педагогических работников краевых государственных образовательных организаций (далее-«краевые организации») определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников краевых организаций в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям. Порядок применяется к педагогическим работникам краевых организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором. 2.Основными задачами проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. 3.Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. |
Данные рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующих федеральных нормативных правовых актов | В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,... | ||
Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо... | |||
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных... | Аттеста́ция (от фр. Attestation, от лат. Attestātio — свидетельство подтверждение) — определение квалификации | ||
Аттеста́ция (от фр. Attestation, от лат. Attestātio — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации | Об утверждении документов образовательной организации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия... | ||
Предварительный график аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |