Скачать 177.26 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЮРЬЕВЕЦКИЙ РАЙОН ОПТИМИЗАЦИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА Работу выполнила: Директор Елнатской школы Морева Елена Александровна с. Елнать, 2008 План работы. Вступление........................................................................................ с. 3.
а) совместители б) секции, кружки, клубы в) администрация г) младший обслуживающий персонал 3. Юридические тонкости процедуры сокращения.........................с.8-10 4. Приложение –
С сентября 2008 года наша школа в рамках эксперимента по комплексному проекту модернизации образования перешла на новую систему оплаты труда. Модель, предложенная нам Ивановским департаментом образования, предполагает для перехода ряд условий. Одно из них – соотношение педагогических работников и обслуживающего персонала школы. Доля первых в фонде оплаты труда должна составлять 70% (60% на селе), а на вторых должно приходиться 30% или 40% соответственно. Для тех, кто еще не вник в тонкости новой системы оплаты труда, смею напомнить, что к обслуживающему персоналу относятся и директор, и администрация школы, и воспитатели и все, чья работа не учитывается поурочно. Со слов Адамского А.И. в среднем по стране это соотношение в самом оптимальном варианте выдерживается в пределах 50% на 50%. В нашей школе, как и в любой сельской, где осуществляется подвоз детей из других сел, положение было еще хуже – 45% на 55%. Таким образом, оптимизация штатного расписания, на мой взгляд, один из важнейших и болезненных вопросов, с которым столкнется каждая школа при переходе на новую систему оплаты труда. В своей работе я намерена рассмотреть ряд вариантов сокращения штатного расписания, плюсы и минусы каждого варианта, а также затронуть юридическую сторону процедуры сокращения штатных работников в связи с переходом на подушевое финансирование.
Тюменская модель, по которой мы работаем, как и всякая, проходящая апробацию новинка, заключает в себе ряд недоработок. В частности, это противоречие между зарплатой педагогов и обслуживающего персонала. Так, зависимость заработной платы директора и его заместителей от среднего заработка учителей, существенно влияет на заработные платы остального обслуживающего персонала школы. Другими словами – чем больше получает учитель, директор и его замы, тем меньше остается денег в фонде заработной платы для воспитателей, медика, психолога, водителей автобуса, техничек и работников столовой. Никто не спорит, что качество обученности является важнейшим показателем работы школы, а денежное стимулирование учителя мощным фактором для повышения этого качества. Да и с чисто человеческой, житейской точки зрения каждый директор хочет, чтобы и его учителя, и он сам получали достойную заработную плату за свой нелегкий труд. Но в таком случае приходится жертвовать дополнительным образованием, внеучебной работой, чистотой и ухоженностью школьных помещений, полноценным питанием, физическим и психическим здоровьем учеников. Все это идет вразрез с новыми образовательными стандартами, которые предусматривают не только всестороннее развитие личности ребенка, но и обучение его в комфортных условиях, создание благоприятной образовательной среды. В связи с данной проблемой директор должен обязательно определить приоритет дальнейшего существования (не могу сказать развития) своей школы. Для этого необходимо провести анализ образовательного заказа родителей и учеников своей школы. Определить, к какому кластеру относится ваша школа, какие требования к образовательному процессу предъявляют ее ученики и их родители, какой объем дополнительных образовательных услуг могут предложить близлежащие дворцы искусства, спортивные и музыкальные школы, выразят ли желание вузы организовать для старшеклассников курсы, лекции, семинарские занятия. На основе данных исследований делайте вывод, сосредоточить ли в вашей школе всю работу только на выдачу качественных знаний по образовательному стандарту и подготовку поступления в вуз, или же школа даст обучающемуся весь спектр услуг и комфорта при скромных результатах обученности. Если для получения качественных знаний и высоких результатов родители и их дети согласны обучаться в условиях средних между бараком и казармой, а культурное развитие заменить элективами и факультативами, смело увольняйте обслуживающий персонал. Если родителям все равно, какие оценки будут у их детей в аттестате и деньги на поступление на бюджетное место для них не проблема, снимайте с учительской заработной платы коэффициенты, доплаты, урезайте часы и можно будет оставить весь штат без сокращения. Ситуация парадоксальная. В идеале хотелось бы и качественно и комфортно. Но где вы видели идеальную школу? Всегда чего-то не хватает. Хотя, логики в применении прокрустова ложа (70% и 30%) я не вижу. Почему в не самый тяжелый финансовый период существования нашей страны мы должны экономить на детях, сокращать психологов и техничек, недоплачивать учителям? По личному опыту знаю, что в наших школах нет лишних людей, там остались работать только те, кто не может жить без школы, а школа в свою очередь не может жить без них. В этом году я побывала в частном лицее «Гармония». Родители лицеистов, люди состоятельные, умеют считать деньги. Но они посчитали необходимым оплатить работу семидесяти сотрудников для своих 120 детей. Какое там соотношение в процентах, я не поинтересовалась, но эти дети имеют все. Вопрос мой относится к разряду риторических и ответа не требует, а штаты все же придется сокращать.
а) совместители Первое, что пришлось сделать, это решить, что сделать с теми, кто имеет небольшую нагрузку. Заработная плата этих учителей отрицательно влияет на средний заработок педагогического состава, а следовательно, и заработок администрации. Не секрет, что в каждой школе есть неплохие работники из обслуживающего персонала, которые перехватывали часок-другой преподавательской работы и избавляли меня от поиска специалиста или перегрузки основного состава. Как ни жалко, но их нагрузку пришлось отдать учителям. Так как моя школа небольшая, то дефицит нагрузки испытывают почти все. Особенно трудно учителям музыки, рисования, ОБЖ и начальных классов. Здесь можно предложить совмещение предметов внутри школы. Так, у нас один и тот же учитель преподает ОБЖ и физкультуру, другой физику совмещает с трудами, а учитель начальных классов преподает информатику. Конечно, от почасовиков из ВУЗов, специалистов для преподавания элективов и спецкурсов углубленного изучения предметов придется отказаться. Многое, из того, что сделано для перехода на НСОТ, не идет на пользу образовательному процессу, но между тем, «уплотнив» таким образом, преподавательский состав, мы смогли добиться среднего заработка в 10 тысяч рублей, что для сельской местности является весьма солидной суммой. б) кружки, секции, клубы Дополнительные занятия, не предусмотренные базисным учебным планом, а, следовательно, не включенные в сетку расписания, оплачиваться из учительского фонда не могут. Расставаться со всеми кружками и секциями сразу я посчитала предательством моих воспитанников, которые уже который год поют и пляшут, рисуют и вяжут, приносят школе спортивные кубки и дипломы с выставок. Для тех, кто совмещает кружковую работу с преподавательской деятельностью, я перенесла оплату работы за кружок в стимулирующую часть. Сумма в большинстве случае получилась символической, но все же лучше, чем ничего. Гораздо сложнее было осознать, что первые полгода они будут работать бесплатно, чтобы потом их работу простимулировали и оплатили, как говорят, по факту. Гораздо сложнее было с людьми, не включенными в штат учителей. Для них пришлось ввести в штат одну единицу педагога дополнительного образования и мелко-мелко ее разделить на 0,10 или 0,15 ставки. И все же от услуг, например, музыканта, пришлось отказаться. в) администрация Улучшив материальное положение преподавательского состава, я унынием обнаружила, что фонда заработной платы на обслуживающий персонал мне не хватает. Для школы в 200 человек при централизованной бухгалтерии в моем штате были три зама, старший воспитатель, завхоз, заведующий пришкольным участком, мастер производственного обучения, секретарь, библиотекарь, лаборанты, а еще мне хотелось бы в штат своего психолога, врача к медсестре и зама по информатике. Но мечты разбились о реальность, пришлось сокращать уже имеющийся штат, причем уменьшение объема нагрузки на администрацию и обслуживающий персонал не предвиделось. Поскольку воспитание и организация досуга в нашей школе отдана опытному специалисту и особенно острых проблем из-за благоприятного окружающего социума пока что нет, я отказалась от ставки старшего воспитателя. Его работу переложила на плечи заместителя по воспитательной работе и классных руководителей. Должность секретаря взяла на себя, а заместителя по трудовому обучению догрузила работой по хозяйственной части. Замом по информатике и по науке стал в одном лице заместитель по учебному процессу. Учителям же вменили в обязанность работу лаборантов, биолог стал заведовать пришкольным участком, а водитель автобуса совмещает свою работу с работой мастера производственного обучения. Символических доплат за новые обязанности хватило не всем, но при тотальной безработице на селе, люди были довольны тем, что остались на своих рабочих местах. Двух людей - секретаря и мастера производственного обучения пришлось сократить. Добавлю для тех, кто только приступает к столь болезненному вопросу, что расширение круга обязанностей с каждым надо обговорить индивидуально и внести соответствующие изменения в должностные инструкции. Что бы избежать дальнейших неприятностей, эти изменения желательно обговорить с профсоюзной организацией и Управляющим Советом школы и ознакомить всех персонально под роспись. г) младший обслуживающий персонал Специфика сельской школы с подвозными детьми не позволяет производить масштабные сокращения младшего обслуживающего персонала. Детей надо привезти и отвезти в три направления. Даже три наших автобуса не могут единовременно отвезти всех школьников, возим по очереди. Сокращение здесь равносильно срыву образовательного процесса. Поскольку младшие дети ждут, когда закончатся уроки у старших, а привезли всех в школу заранее, получается, что дети находятся в школе минимум восемь часов. Значит, детей надо накормить завтраком и полноценным обедом. Организовать централизованное питание практически невозможно, поскольку до ближайшего комбината питания, пусть даже он будет в Кинешме, более часа езды на хорошей машине. Приходится готовить обеды на месте. А это значит, как минимум нужен зав. производством, повар и работник для мытья посуды и уборки помещения. Единственное, что я смогла сделать – это отнять полставки у кухонного работника. Сначала она пыталась приходить попозже, уходить пораньше. Но объем работы таков, что справиться за четыре часа практически невозможно. Приходится задерживаться. Принцип «за меньшую ставку та же работа» распространился и на техничек, и на гардеробщицу, и на сторожа. За исполнение работы электрика получает доплату учитель физики. Один из водителей выполняет обязанности рабочего по зданию и за это стимулируется скорее символически, чем по результатам труда. В результате можно сказать, что условие (60% и 40%) мы выполнили, но истинный масштаб цены такого поступка будет виден через несколько лет. Оптимизация штатов на самом деле обернулась увеличением нагрузки на работников школы, и фактически увеличения заработной платы не произошло. За все прибавки придется отработать вдвойне, а может быть и втройне, выполнять несвойственные данной должности функции, отдать преподавание ряда предметов непрофессионалам и лишиться системы дополнительного образования.
Штатное расписание – это первичный учетный документ с одной стороны, с другой – это внутренний документ, локальный акт, самостоятельно разработанный в конкретной организации, в котором указывается структура, численность должностей, должностные оклады. В нем не перечисляются конкретные лица, занимающие те или иные должности. Разработка штатного расписания позволяет рационально распределить обязанности между работниками. Увольнение по сокращению численности штатов допускается при наличии следующих условий: если сокращение имело место; если увольнение продиктовано интересами производства; если увольняемый работник не имеет преимущественного права на оставления на работе, если нет возможности перевести работника на другую работу. В нашей школе пришлось производить увольнение, вызванное уменьшением ФОТ, введение в штаты двух водителей автобусов. Предоставьте другую работу В силу ч.1 ст. 180 ТК РФ при увольнении по сокращению численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу ( вакантную должность) в соответствии с ч.3 ст. 81 ТК РФ. Часть 3 ст. 81 ТК РФ определяет, что увольнение по сокращению численности или штата работников организации, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Кроме того, при решении вопроса о переводе работника на другую работу работодателю необходимо учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. Невыполнение работодателем обязанности по предоставлению другой подходящей для сотрудников работы является нарушением порядка увольнения и влечет восстановление последнего на работе в прежней должности. В соответствии со статьей 81 ТК РФ сокращение численности или штата работников является одним из оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Чтобы уволить работника по этому основанию, работодатель обязан соблюдать определенный алгоритм действий, установленный трудовым законодательством. Вместе с тем у организации появляется определенные обязанности перед работником, знать о которых полезно для каждой из сторон трудового договора. Предупрежден в срок Часть 2 ст. 180 ТК РФ устанавливает, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель получает письменное заявление работника об увольнении – оно станет дополнением к приказу об увольнении, с которым работник должен быть ознакомлен под запись (Приложение №3 ). Помимо соблюдения сроков уведомления работников, работодатель обязан произвести уволвольняемому все выплаты, установленные действующем законодательством РФ. Увольняемому работнику при расторжении трудового договора в связи с сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства. Но не свыше двух месяцев со дня увольнения ( ч.1 ст. 178 ТК РФ).Работодателем также должен быть рассмотрен вопрос об отпусках, не использованных работником. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска ( ст. 127 ТК РФ ). Есть ли привилегии? В тоже время расторжение трудового договора при сокращении численности штата работников возможно лишь при условии, что работник не имеет преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ ). По общему правилу привилегированное положение сохраняется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией. Указанные работники считаются более ценными, и уволить по сокращению их могут только в последнюю очередь. При равной производительности труда и квалификации работников предпочтение в оставлении на работе отдается семейным лицам, на содержании которых находится два и более иждивенца, лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества, а также работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от работы. В ТК РФ установлено несколько категорий работников, которые не могут быть уволены по сокращению штата. К ним относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет ( ребенка-инвалида до восемнадцати лет), и другие лица, воспитывающие детей без матери (ст.261 ТК РФ) Увольнение в связи с сокращением штата работника до 18 лет, помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.269 ТК РФ). Уведомить госорганы При принятии решения о сокращении штата работников работодатель обязан в письменном форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к каждому из сокращаемых работников, а также условия оплаты ( Приложение №4 ). Как видим, при увольнении по рассматриваемому основанию необходимо быть предельно внимательным и соблюдать установленный законодательством порядок, ведь в случае признания увольнения незаконным работник будет восстановлен на предыдущей должности, а работодателя могут обязать выплатить средний заработок за время вынужденного прогула. Приложение №1 Схема оптимизации штатного расписания Приложение №2 Муниципальное образовательное учреждение Елнатская средняя (полная ) общеобразовательная школа Приказ№70 от 30 июня 2008 г. В связи с переходом на новую систему оплаты труда в соответствии с Постановлением главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 30.05.200 № 367 «О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Юрьевецкого муниципального района в рамках комплексного проекта модернизации образования Ивановской области» П р и к а з ы в а ю: Внести изменения в штатное расписание работников Елнатской средней школы.
Сокращается должность старшего воспитателя – 1 ставка, лаборанта – 1 ставка, электрик – 0,25 ставки. Новое штатное расписание ввести в действии с 1 сентября 2008 года. Директор школы: Морева Е.А. С приказом ознакомлены: Муниципальное образовательное учреждение Елнатская средняя (полная ) общеобразовательная школа Приказ № 132 От 9сентября 2008года. О штатном расписании : В связи с переходом на новую систему оплаты труда в соответствии с Постановлением главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 30.05.2008года № 367 « О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Юрьевецкого муниципального района в рамках комплексного проекта модернизации образования Ивановской области», приказываю: Вести новое штатное расписание с 1 сентября 2008года на 2008-2009учебный год: 1. Директор -1ставка, 2. Зам. директора по учебной работе – 2 ставки, 3 Зам. директора по воспитательной работе – 1ставка, 4 .Завхоз -1ставка, 5. Секретарь - 0.5ставки, 6. Мастер производст. обучения -0.5 ставки, 7. Библиотекарь -1ставка, 8. Зав. производством столовой -1ставка, 9. Повар - 1ставка, 10. Подсобный рабочий - 0.5ставки, 11. Водитель -1ставка, 12. Рабочий по комплексному обслуживанию зданий- 4, 5ставки, 13. Гардеробщица -0.5ставки, 14. Сторож - 1ставка 15. Медицинская сестра - 1ставка, 16. Специалист дополнительного образования - 0.25 ставки 17. Воспитатель группы продленного дня - 1 ставка, 18. Лаборант по обслуживанию компьютеров - 0.5ставки Директор школы : Морева Е.А. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА Приказ № от 6 ноября 2008года О сокращение штата . В связи с оптимизацией штатного расписания на основании приказа за № 164 от 31 октября 2008 года согласно ст.81 п.2 ТК приказываю:
Директор школы: Морева Е.А. С приказом ознакомлены: Акимова Н.С. Красавин Н.Ю. Кокотова А.Г. Приложение №3 Акимовой Нине Сергеевне От МОУ Елнатская средняя школа Адрес: 155441 Ивановская область, Юрьевецкий район, с Елнать, ул. Сиротина,15 У В Е Д О М Л Е Н И Е В порядке ст.180 ТК РФ уведомляем Вас о том, что согласно приказу №___________ от 31.10.2008 в МОУ Елнатская средняя (полная) общеобразовательная школа утверждено новое штатное расписание, которое вводится в действие с 01.01.2009 года. В соответствии с новым штатном расписанием ваша должность заведующей хозяйством и секретаря будет сокращена. Иных вакантных должностей, которые можно было бы Вам предложить, не имеется. Директор школы Е.А. Морева Уведомление получил(а)___________________________________________________ Подпись Расшифровка Дата Приложение №4 ОГУ Юрьевецкий ЦЗН Кучма Ю.Г. Директора МОУ Ёлнатская средняя (полная) общеобразовательная школа Моревой Е.А. Списочная численность работников – 38 человек Списочная численность работников, подлежащих увольнению – 2 Дата высвобождения – 31 декабря 2008 года Сведения о высвобождаемых работниках, подлежащих увольнению в связи с сокращением штата:
Директор школы: Морева Е.А. |
Об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную постановлением Кабинета Министров... | В последнее время вопрос об обязательном наличии в организации штатного расписания подвергается сомнению. Вряд ли можно считать такое... | ||
Выписка из штатного расписания (предоставляется в произвольной форме, но должна содержать информацию о фио сотрудников, занимаемых... | Методика расчета штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр университета | ||
Расписание предназначено для документального оформления структуры, штатного состава и штатной численности предприятия в соответствии... | Расписание предназначено для документального оформления структуры, штатного состава и штатной численности предприятия в соответствии... | ||
Положение о системе оплаты труда работников мбоу сош №50 (далее – настоящее Положение) определяет порядок оплаты труда работников... | Целью настоящего Положения является регламентация и систематизация видов и форм оплаты труда, применяемых в мбоу основная общеобразовательная... | ||
Приложение 4 Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения | Василевич, С. Г. Разработка положения об оплате труда и штатного расписания в новых условиях / С. Г. Василевич // Консультант Плюс:... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |