Скачать 145.84 Kb.
|
Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» Ближевская Любовь Винигдидовна, учитель истории и обществознания Цели урока:
Задачи урока:
Форма проведения урока: урок-практикум, работа в группах Методические материалы, технические средства обучения:
(Учащиеся заранее разделены на три группы) План урока:
Содержание урока: 1. Учитель: На уроке сегодня мы будем говорить правовом регулировании семейных отношений. Вы уже знаете, что такое семья. А есть ли, по вашему мнению, смысл праву вмешиваться в семейные отношения? Не является ли это нарушением тайны личной жизни? Учащиеся высказывают свои суждения. Учитель говорит о том, что юридической основой создания новой семьи является брак. Так называют союз одной женщины и одного мужчины. В нашей стране в брак можно вступить с 18 лет. Демонстрируется слайд: Условия заключения брака:
2. Достижение брачного возраста Нельзя заключать брак: 1. Между близкими родственниками. 2. Между усыновителями и усыновленными. 3. Если хотя бы одно лицо уже в браке. 4. Если лицо недееспособно из-за расстройства психики. После обсуждения слайдов учитель поясняет, что законом предусмотрено снижение брачного возраста. Разрешение на брак несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет выдается органом местного самоуправления по месту жительства лиц. Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключения брака лицом моложе 16 лет. Каждая группа учащихся получает задание решить задачи: 1 группа: Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В ЗАГСе она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из-за нарушения принципа его добровольности? 2 группа: Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему? 3 группа: Татьяна и Виктор подали заявление в ЗАГС, и день свадьбы был назначен на 5 июля. Однако 4 июля Татьяна поссорилась с Виктором и решила не выходить замуж. Правомочно ли поведение сторон в этой ситуации после составления? Возникли ли между ними юридические права и обязанности? После обсуждения один ученик из каждой группы дает ответ. Демонстрируется слайд: Супруги Личные правоотношения: Имущественные отношения: -выбор фамилии -законный -выбор места жительства -договорный -выбор профессии Учитель поясняет, что супруги равны между собой, их личные и имущественные права регулируются законом. Все имущество, приобретенное во время брака, относится к совместной собственности мужа и жены. При разводе его делят на равные доли, если не было иного соглашения, оформленного юридически. Вещи индивидуального пользова-ния (зубная щетка, одежда, обувь и т.д.) принадлежат каждому супругу в отдельности. Не являются собственностью другого и вещи, полученные одним из них по наследству, в дар, а также добрачное имущество. Чтобы избежать возможных конфликтов в будущем, жених и невеста или муж и жена могут заключить брачный контракт. В нем оговариваются любые условия владения, распоряжения совместным имуществом, материального содержания друг друга. В брачном договоре не должно быть условий, ущемляющих естественные права человека, унижающих его честь и достоинство. Группы получают образец брачного контракта, с которым должны ознакомиться, и задания для выполнения. Брачный договор Мы, нижеподписавшиеся, гр-н_____________________проживающий по адресу______________и гр-ка________________________проживающая по адресу______________намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем.
либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом г-ну____________ принадлежит одна четвертая доля названного имущества, а гр-ке_____________принадлежит три четвертых доли названного имущества.
либо в результате ее недостойного поведения имущество, нажи- тое во время брака и относящееся к общей совместной собстве- нности супругов, считается с момента расторжения брака об- щей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну_______ принадлежит три четвертых доли названного имущества, а гра- жданке_______________ одна четвертая доля названного иму- щества. 2. Особенности правового положения отдельных видов имущества. 2.1. Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а так- проценты по ним являются во время брака и в случае его расто- ржения собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны.
а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в слу- чае его расторжения тому из супругов, на имя которого оформ- лено приобретение акций и ценных бумаг.
Являются во время брака и в случае его расторжения собствен- ностью того из супругов, который ими пользовался.
ная бытовая техника являются в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака—собственностью гр-ки___________.
брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака—собственностью гр-на__________. 3. Дополнительные условия. 3.1. Гр-ка_________предоставляет гр-ну____________в период бра- ка пользование (право проживания с правом регистрации пос- тоянного места жительства—прописки) принадлежащим граж- данке______________на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу_________________.
нин____________обязуется в двухнедельный срок после расторжения брака освободить указанное жилье, прекратив в установленном порядке регистрацию по указанному адресу своего постоянного места жительства. 4. Заключительные положения. 4.1. Супруги ознакомлены нотариусом с правовыми последствиями избранного ими правового режима имущества.
ного удостоверения ( с момента регистрации брака).
щего договора, супруги оплачивают поровну.
торых хранится у нотариуса___________ -и по одному выдает- ся гр-ке____________ и гр-ну________________. Задание 1 группе: Ирина составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все недвижимое имущество, купленное в браке, принадлежит Ире и останется с ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы Семейного кодекса. Как разрешить конфликт? ( Конфликт будет разрешен на основании брачного контракта) Задание 2 группе: Ксения хочет заключить с будущим мужем брачный контракт, в котором планирует распределить обязанности по уборке квартиры. Можно ли в контракте обязать вторую половину вести домашнее хозяйство? (Нет. Брачный контракт регулирует только имущественные отношения. Оговаривать в нем домашние обязанности незаконно). Задание 3 группе: У Сергея опасная работа. Он хочет в брачный контракт внести пункт о наследовании имущества его супругой. Можно ли вносить в брачный контракт вопросы, связанные с наследованием? (Нет. Вопросы наследства в брачном контракте не рассматриваются) 3. Учитель говорит о том, что семейное право регулирует не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми. Какими обязанностями по отношению друг к другу обладают родители и дети? (Ответ на вопрос предлагается найти самостоятельно в учебнике на стр.112). Ребята говорят, что родители обязаны: --содержать, воспитывать своих детей --заботиться о здоровье, развитии, образовании --защищать интересы детей Дети обязаны: --содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей --оказывать помощь нетрудоспособным бабушкам и дедушкам. Однако если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанных обязанностей. 4. Учитель: Самым важным вопросом нашего урока является вопрос о правах детей. Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, где дети окружены заботой государства, где решению проблемы детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царят бесправие и насилие над ними. В нашей стране продолжают существовать нерешенные проблемы в области прав ребенка. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской ласки, рождаются дети с физическими и психическими недостатками. Велика детская смертность. Серьезного лечения требуют дети из зон радиационного заражения. Межнациональные конфликты добавили еще одну проблему—увеличивается число детей-беженцев, сирот войны. Экономические трудности страны отражаются на интересах детей—в условиях безработицы прежде всего страдают дети. Государство в силу различных обстоятельств не всегда выполняет свои обязательства по защите детства. Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле. В 1989 году была принята Декларация о правах ребенка. Демонстрируется слайд: Конвенция о правах ребенка—международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. Группы получают тексты с отрывками из Конвенции и задания. 1 группа: Ст.1 Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Ст.3
Ст.5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка. Ст.6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Ст.7. 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Ст.9. 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение не- обходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка. 2. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит лучшим интересам ребенка. Ст.10. 1. В соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 ст.9 заявления ребенка и его родителей на въезд в государство-участник или на выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи. --Определите понятие «ребенок» --Назовите семейные права ребенка --Какие обязанности возлагает Конвенция на родителей? 2 группа: Статьи 12. 1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. 2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства Ст.13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Ст.14. 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Ст.15. 1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. 2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Ст.16. 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства. --Назовите общегражданские и политические права детей --С какого возраста мнению ребенка придается юридический смысл? --С какого возраста дети могут самостоятельно обращаться в суд? 3 группа: Ст.28. 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставления в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией Ст.29. 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН; с) воспитание уважения к окружающей среде. Ст.30. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. Ст.31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Ст.38. 1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение. 2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. 4. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними. Ст.39. Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. --Назовите социальные права детей --Что означает право на образование? --Какими правами обладают дети, попавшие в зону вооруженных конфликтов? 5. Учащиеся после ответов на вопросы сами делают выводы и обобщения по теме, отмечают наиболее заинтересовавшие моменты урока В тетрадях записываются вопросы и задания домашней работы: 1. Почему необходимо защищать детство? Приведите примеры нарушения прав ребенка со стороны государства, различных организаций, конкретных людей. В чем они выражались, какова общественная опасность этих нарушений? 2. Практикум. К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации. Выставление оценок в журнал и дневники учащимся. |
Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации | Урок английского языка в 5 классе по теме ‘Holidays in English-speaking Countries’ | ||
Полная, многодетная, одинокая мать/отец, неполная семья/ утеря кормильца, развод, родители инвалиды 1,2 группы, ребенок инвалид,... | Итак, ребята сегодня, у нас на уроке снова сказка. Цель нашего урока закрепить пройденный материал по теме «Сложение и вычитание... | ||
Оснащение урока: компьютер, мультимедиа проектор, обычная доска, наглядность, текст для чтения, бланк теста, кроссворд | Усынина Ольга Витальевна, учитель обществознания высшей квалификационной категории, моу гимназия №76, г. Челябинск | ||
Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д | Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” | ||
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований... | Семейное право отрасль права, которая регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |