Раздел 2. Механизм организации и ликвидации предпринимательской фирмы Тема 2.2. Порядок регистрации предпринимательской фирмы Цель и задачи темы Целью темы является ознакомление с процедурой государственной регистрации фирмы.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
характеристика правового режима и целей государственной регистрации;
изучение процедуры постановки на налоговый учет;
ознакомление с механизмом открытия банковского счета.
| Оглавление 2.2.1. Правовой режим и цели государственной регистрации фирмы
| 2.2.2. Процедура государственной регистрации и постановки на нало-говый учет предпринимательской фирмы и ее обособленных подраз-делений
| 2.2.3. Открытие банковского счета фирмы
| 2.2.4. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания
| Выводы
| Вопросы для самопроверки
| Библиография
|
| Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации Тьюторы Тесты
|
2.2.1. Правовой режим и цели государственной регистрации фирмы Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности – это внешне выраженное, зафиксированное законом положение субъекта, ведущего эту деятельность, порядок формирования и использования его имущества и ответственности в хозяйственном обороте.
Данное понятие включает в себя три основных элемента.
Определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства.
Установление имущественных отношений как по поводу создания базы для предпринимательской деятельности, так и в отношении распределения ее результатов.
Распределение ответственности внутри избранной формы и во вне, перед контрагентами и потребителями.
Статус предпринимательской фирмы Существуют следующие форм предпринимательской деятельности:
индивидуальные предприниматели;
коммерческие юридические лица;
некоммерческие юридические лица;
организации, не являющиеся юридическими лицами;
осуществление предпринимательской деятельности путем договорных форм объединения без создания организации.
Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности рассматривается как совокупность имущественных и организационных признаков, способ формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственность друг перед другом и контрагентами.
Имущественные отношения Имущественные признаки отражают то, на основе какой формы собственности или вещного права действует предприниматель.
Если имущество государственное, то это – государственное предприятие, находящееся в федеральной собственности субъекта Федерации. Если предприятие основывает свою деятельность на базе муниципального имущества или с его преобладанием, речь идет о муниципальном предприятии. Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов характеризуется частной формой собственности.
Имущественные признаки выражаются также в соотношении прав на имущество участников (учредителей) и самой организации. По этому критерию выделяются три модели имущественных отношений:
Участники (учредители) хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов, передавая имущество организации, теряют на него право собственности собственниками имущества, в том числе внесенного учредителями вклада, имущества, приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, становятся сами юридические лица. Однако у участников возникают обязательственные права: на получение дохода, дивидендов, корпоративное право на участие в управлении делами, право на ликвидационную квоту.
Учредители государственных, муниципальных предприятий, учреждений остаются собственниками закрепленного за такими организациями имущества. Сами же предприятия и учреждения владеют, пользуются, распоряжаются имуществом на основе производных вещных прав: хозяйственного веденья или оперативного управления.
Учредители общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц вообще не имеют имущественных прав – ни вещных, ни обязательственных.
Распределение ответственности Организационные признаки выражаются во внутренней структуре управления делами предприятия.
Так, в государственных и муниципальных предприятиях органом управления является управляющий, принятый по контракту руководитель. В товариществах эту функцию выполняют один или несколько участников. В хозяйственных обществах – общее собрание и специально сформированные в соответствии с законом и уставом органы управления.
Организационные признаки выражаются и в особенности взаимодействия собственника (участников), которые проявляются, прежде всего, в различии их участия в делах предприятия.
Так, собственник государственного муниципального предприятия, определяя цели его деятельности, не вмешивается в дальнейшем в оперативную деятельность. В товариществе на вере управление осуществляется полными товарищами, вкладчики же не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищами, выступать от его имени иначе, как по доверенности.
Организационные признаки проявляются и в различиях по конструкции ответственности.
Так, в полном товариществе участники солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества своим личным имуществом. В обществах с ограниченной ответственностью участники не отвечают перед кредиторами общества, а несут лишь риск убытков в размере своего вклада, по долгам же отвечает само общество принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя. Определяя режим предпринимательской деятельности, нужно иметь в виду общее понятие юридического режима.
Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему, которая характеризуется специфическими приемами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм.
Правовой режим определяется как совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности. Правовой режим может быть классифицирован на отдельные виды по объекту его применения и структурирован по элементам правового режима и связям между ними.
Правовой режим предпринимательства имеет несколько целей, к которым относятся:
установление общего порядка, предполагающего некоторое единообразие, транспарентность, контролируемость и управляемость;
защита прав всех третьих лиц;
включение предпринимателя в инфраструктуру рынка;
обеспечение эффективности собственности предпринимательской деятельности.
Регистрационный режим, с позиции целей правового регулирования предпринимательской деятельности, должен включать в себя следующие компоненты:
определение форм видов деятельности, подлежащих регистрации;
создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
разработка процедуры и правил регистрации предпринимательства, образец документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.
Российское законодательство исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в таком качестве.
Государственная регистрация преследует следующие цели:
осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой предпринимательства;
проведение налогообложения;
получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности внесенных в соответствии с ней в реестр сведений.
Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему ознакомится с ним.
Принцип общественности означает, что любое лицо считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр (на основании публикаций данных реестра в официальных изданиях), что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в нем сведений.
Принципа достоверности гарантирует презумпцию правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.
|