Скачать 0.61 Mb.
|
Методические рекомендации по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних В связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 423) Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. 1. Передача полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями предусмотрена статьей 132 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законами субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. При этом частью 6 указанной статьи установлен закрытый перечень положений, которые должны быть отражены в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при осуществлении передачи государственных полномочий, к которым в том числе относятся виды муниципальных образований, органам местного самоуправления которых могут быть переданы соответствующие полномочия, а также объем указанных полномочий. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ1 органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Таким образом, Федеральным законом № 48-ФЗ устанавливается, что: 1) полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ, то есть соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации; 3) полномочия по опеке и попечительству передаются в полном объеме. Исходя из вышеизложенного следует, что Федеральным законом № 48-ФЗ установлен объем передаваемых органам местного самоуправления полномочий, к которым относятся все без исключения полномочия по опеке и попечительству2. Возможность разделения указанных полномочий между исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом № 48-ФЗ не предусмотрена. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, обязательно должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 535 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возложены: контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ при передаче полномочий органам местного самоуправления в законодательстве субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы: порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль. Таким образом, несмотря на полномочия по контролю, возложенные на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. Также исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий. 2. Обеспечение органами опеки и попечительства своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства Решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и является полномочием по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, по данным вопросам, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Полномочие органов опеки и попечительства по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает в случаях получения сведений о смерти родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительном отсутствии родителей, уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Новеллой законодательства в рассматриваемой сфере является то, что к числу детей, оставшихся без попечения родителей, защиту прав и интересов которых должны осуществлять органы опеки и попечительства, теперь в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ)3 отнесены дети, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В связи с этим специалисты органов опеки и попечительства должны проводить обследование условий жизни и воспитания, в том числе, детей, находящихся в подобных семьях, вести учет детей указанной категории и составлять план мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи. При этом необходимо учитывать, что решение, которое выносится органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке. Учет указанной категории детей целесообразно вести в отдельном журнале, где должны быть зафиксированы все этапы работы с такими детьми и их семьями (приложение 1). 3. Осуществление отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан организациями В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ на образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающими социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства могут возлагаться полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Постановлением Правительства Российской Федерации № 423 утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан соответствующими организациями. В соответствии с указанными Правилами порядок контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочий устанавливается органом опеки и попечительства, то есть этот порядок утверждается актом органа опеки и попечительства. Полномочия могут осуществляться организациями на возмездной или безвозмездной основе на основании договора с органом опеки и попечительства. Для осуществления указанных полномочий руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующие документы. При этом необходимо отметить, что основной целью возложения полномочий является обеспечение возможности привлечения квалифицированных в требуемой области специалистов. Указанная возможность становится актуальной и в случаях отсутствия или недостаточного наличия у органов опеки и попечительства необходимых организационных, технических и иных возможностей по осуществлению такой работы. Реализация данной нормы на практике позволит постепенно реорганизовать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в учреждения по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей. Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2009 г., регистрационный № 15610). По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов орган опеки и попечительства может принимать решение о передаче полномочий организации либо об отказе в передаче полномочий с указанием причин. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 48-ФЗ. 4. Организация подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ полномочие по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, таких как приемная семья, патронатная семья (далее – граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями), которое включает в себя обязательность проведения обследования условий их жизни, возложено на орган опеки и попечительства. Постановлением Правительства Российской Федерации № 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами. Данными Правилами впервые введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем. Перечень документов, предусмотренный пунктом 4 указанных Правил, является обязательным для граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При отсутствии одного из указанных документов установить опеку или попечительство невозможно. Предоставление указанных документов обусловлено необходимостью всестороннего соблюдения прав и законных интересов ребенка. Подпунктом «з» пункта 4 Правил предусматривается представление гражданами в орган опеки и попечительства справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, которые выдаются соответствующими уполномоченными органами по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе. Порядок, сроки выдачи и форма указанных справок федеральным законодательством не установлены. В связи с этим необходимо учитывать следующее. В соответствии с подпунктами 24.2, 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям законодательства. По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ). Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению указанных вопросов (пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ). В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам. На основании статьи 14 ЖК РФ соответствующими полномочиями в области жилищных отношений наделены также органы местного самоуправления. С учетом изложенного вопросы, связанные с выдачей справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, должны быть урегулированы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными указанным органам Федеральным законом № 184-ФЗ и ЖК РФ. Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся также в письмах Минобрнауки России от 1 февраля 2010 г. № АФ-20/06 и Роспотребнадзора от 29 сентября 2009 г., № 01/14387-9-32. Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи такого гражданина. Однако в случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, об этом необходимо сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем. На основании указанного акта и всех представленных документов органом опеки и попечительства принимается мотивированное решение о назначении опекуна или попечителя (о возможности гражданина быть опекуном или попечителем) либо решение об отказе в назначении опекуна или попечителя (о невозможности гражданина быть опекуном или попечителем). Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо об отказе в назначении опекуна или попечителя оформляется в форме акта, предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами органа опеки и попечительства. Это могут быть постановление, приказ или распоряжение (приложение 2). При этом акт органа опеки и попечительства должен содержать указание: о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности безвозмездно; о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и о заключении соответствующего договора (оговариваются вид договора – о приемной семье, патронатной семье, выплате вознаграждения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств третьих лиц, и сроки его заключения); об отказе в назначении опекуна или попечителя с указанием причин отказа. В случае, когда ребенок передается под опеку или попечительство гражданину, постоянно проживающему в другом муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации, и непосредственно после установления опеки или попечительства подопечный переезжает в место жительства опекуна или попечителя, выносить акт о возмездном исполнении гражданином обязанностей по опеке или попечительству нецелесообразно, поскольку заключать соответствующий договор будет уже орган опеки и попечительства по новому месту жительства опекуна или попечителя вместе с подопечным. После переезда и получения личного дела ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя и подопечного вправе принять решение о возмездном исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей. Об этом необходимо вынести новый акт органа опеки и попечительства, на основании которого и будет заключаться соответствующий договор. Следует отметить, что акт об отказе в назначении опекуна или попечителя и заключение о невозможности гражданина быть опекуном или попечителем обжалуются только в судебном порядке. Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, установлена процедура учета органами опеки и попечительства таких граждан. Сведения о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, рекомендуется вносить в журнал учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина или назначить опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина (приложение 3), проживающих на территории данного муниципального образования. В журнал также целесообразно заносить сведения о результатах рассмотрения обращения гражданина и о решении, принятом органом опеки и попечительства по заявлению гражданина. В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства гражданина. При этом, как правило, гражданин состоит на регистрационном учете по месту своего жительства. В случае если гражданин зарегистрирован в одном месте жительства, а проживает в другом месте жительства, вопрос о том, в каком месте его жительства проводить обследование условий его жизни, должен решаться органом опеки и попечительства с учетом следующего. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Понятие места жительства конкретизировано в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1). Согласно статье 2 Закона № 5242-1 местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Место, где гражданин проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина), является местом его пребывания. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, Законом № 5242-1 введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 16 апреля 2002 г. № КАС02-176 отметил, что регистрация не входит в понятие «место жительства», а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Следует также учитывать, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П пункт 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, устанавливавший, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на срок до 6 месяцев, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. В связи с вышеизложенным в случае приобретения жилого помещения в кредит и, как следствие, невозможности зарегистрироваться по месту проживания, проживания гражданина на законных основаниях на жилой площади, где он не зарегистрирован, и других подобных случаях в качестве места жительства гражданина органом опеки или попечительства может рассматриваться иное жилое помещение (нежели то, в котором он зарегистрирован) при наличии документа, являющегося основанием для проживания гражданина в указанном жилом помещении (свидетельства о праве собственности, договора найма (поднайма), согласия на проживание лица, предоставляющего гражданину жилое помещение, свидетельства о праве на наследство жилого помещения, решения суда о признании права пользования жилым помещением, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иного документа или его надлежаще заверенной копией). Пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ закреплена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. Эта обязанность конкретизирована в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 423. В соответствии с пунктом 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 423, орган опеки и попечительства обязан организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний для граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и желающих пройти подготовку и психологическое обследование. Подготовку могут проводить не только работники органов опеки и попечительства, но и привлеченные специалисты (педагоги, психологи, юристы и т.д.). Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем. Подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе. При этом любой гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем (вне зависимости от того является он родственником ребенка или посторонним гражданином), вправе пройти подготовку и получить необходимые юридические, психологические и иные знания и навыки. Полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, целесообразно передавать соответствующим организациям в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 423 и приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334. В частности, к такой работе могут привлекаться уже действующие на территории муниципального образования и субъекта Российской Федерации образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае орган опеки и попечительства будет выступать организатором процесса подготовки с учетом возможностей и потребностей субъекта Российской Федерации. |
Российской Федерации (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. №432) Министерство образования Республики... | Постановление Правительства Российской Федерации n 423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства... | ||
Работодателю организации, осуществляющей деятельность с участием несовершеннолетних, по применению норм Трудового законодательства... | Работодателю организации, осуществляющей деятельность с участием несовершеннолетних, по применению норм Трудового законодательства... | ||
Работодателю организации, осуществляющей деятельность с участием несовершеннолетних, по применению норм Трудового законодательства... | Далее Методические рекомендации содержат основные рекомендации исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления... | ||
Федерации, постановлением администрации от 04. 05. 2010г. №113 «Об утверждении Порядка разработки утверждения и реализации стандартов... | Федерации, постановлением администрации от 04. 05. 2010г. №113 «Об утверждении Порядка разработки утверждения и реализации стандартов... | ||
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общего образования | Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |