Скачать 0.85 Mb.
|
Методические рекомендации по подготовке и реализации инвестиционных проектов путем заключения концессионных соглашений Фонд развития Югры, 2017 ОглавлениеПриложение 1 38 Приложение 2 44 Приложение 3 51 Приложение 4 52 Представленные Методические рекомендации по подготовке и реализации инвестиционных проектов путем заключения концессионных соглашений (далее - Методические рекомендации) содержат основные рекомендации исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по применению Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при подготовке инфраструктурных проектов. Методические рекомендации направлены на унификацию правовых, финансовых и управленческих механизмов с целью обеспечения эффективного привлечения частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, ускорения принятия управленческих решений, а также повышения уровня доступности и качества предоставляемых публичных услуг. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство являются одним из способов развития общественной инфраструктуры, основанным на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса и разделении рисков между партнерами, при котором частная сторона полностью или частично финансирует создание объекта общественной инфраструктуры и участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании. Концессионное соглашение является самостоятельным правовым институтом, заключение и реализация которого регулируется отдельным Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»), а также другими специальными федеральными законами в отношении конкретных объектов концессионных соглашений и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (статья 3 ФЗ «О концессионных соглашениях»). Основанием заключения концессионного соглашения всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования о реализации концессионного проекта. Способ заключения концессионного соглашения – проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Кроме того, положениями ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрены случаи, когда заключение концессионного соглашения проводится без проведения конкурса. Таким образом, отличительными признаками концессионного соглашения являются: договорная основа долгосрочного партнерства, регулируемая федеральным законодательством; возникновение/наличие и сохранение права федеральной, региональной или муниципальной собственности на объекты концессии; структурирование сделок с применением механизмов платежей концессионера за владение и пользование объектов в пользу публичного партнера (т.н. концессионная плата) и (или) платы концедента; финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах при создании, реконструкции, эксплуатации объекта концессии; передача частному партнеру прав владения и пользования объектом концессии, а также земельным участком под объектом концессии; гарантии прав концессионера, обеспечиваемые со стороны публичного партнера. С 1 февраля 2015 года утвержденным Правительством Российской Федерации формам концессионных соглашений в отношении отдельных объектов концессионных соглашений присвоен статус рекомендательного характера. (от формирования инициативы до реализации проекта) Возникновение концессионного проекта обусловлено наличием инициативы (частной или публичной стороны) и/или социального запроса, сформированного с учетом потребностей общества в определенных качествах жизнедеятельности его членов и выражающихся в необходимости обеспечения доступности публичных услуг общественной инфраструктуры с привлечением внебюджетного финансирования. Частная сторона может выразить частную концессионную инициативу, под которой понимается право лица, заинтересованного в реализации инвестиционного проекта на принципах государственно-частного партнерства инициировать заключение концессионного соглашения путем предоставления соответствующего предложения вместе с разработанным проектом концессионного соглашения. При этом, подготовительные мероприятия по формированию предложения о заключении концессионного соглашения могут осуществляться с привлечением специализированных институтов развития, специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления и профессиональных экспертов в области подготовки инвестиционных проектов. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны ежегодно до 1 февраля текущего календарного года утверждать перечень потенциальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, однако отсутствие в этом перечне каких-то объектов не препятствует заключению концессионного соглашения по этому объекту, так как указанный перечень носит информационный характер. Тем не менее, ежегодное утверждение публичной стороной реального перечня потенциальных объектов для заключения концессионных соглашений позволяет формировать процесс привлечения внебюджетных средств в общественную инфраструктуру более прозрачным и улучшает инвестиционную привлекательность отдельно взятого района, города или субъекта в целом. Общая схема реализации проекта концессии Общая схема первого этапа реализации проекта концессии На первом этапе реализации концессии рекомендуется заранее составить концепцию и структуру проекта, определить желаемые характеристики объекта, спрогнозировать и учесть изменения обстоятельств, которые возможно выявить в ходе реализации проекта на текущий момент. Информационная открытость и прозрачность имеют важное значение для реализации проектов государственно-частного партнерства наряду с выгодными условиями проекта для инвестора. Вышеуказанное достигается, в том числе, путем: - размещения в открытом доступе долгосрочных планов социально-экономического развития публичного образования, содержащих перечень инфраструктурных объектов; - утверждения в установленном порядке потенциального перечня объектов для заключения концессионных соглашений. Определение проекта осуществляется посредством фактической инициативы органов власти либо социального запроса, через получение информации от соответствующих объединений, обществ, проведение социологических исследований, указывающих на существующую инфраструктурную проблему, требующую решения. После оценки выполнения условий реализации проекта в форме концессионного соглашения (ограниченность бюджетного финансирования, необходимость привлечения в проект частных инвестиций, потребность в улучшении качества предоставляемых населению услуг) проводится разработка методического и информационного документального сопровождения проекта в отношении определенного объекта концессионного соглашения. Положения ФЗ «О концессионных соглашениях» не содержат понятия объекта концессионного соглашения, указанное понятие определяется из предмета концессионного соглашения, приведенного в разделе 1 настоящих методических рекомендаций и содержащегося в статье 3 ФЗ «О концессионных соглашениях». Так, объектом концессионного соглашения может выступать недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Перечни объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, установлены статьей 4 ФЗ «О концессионных соглашениях». В соответствии с указанной статьей закона объектами концессионного соглашения являются: 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса. Специальное регулирование: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2) объекты железнодорожного транспорта. Специальное регулирование: Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». 3) объекты трубопроводного транспорта. Специальное регулирование: Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». 4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур. Специальное регулирование: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ. 5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки. Специальное регулирование: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ. 6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи. Специальное регулирование: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ. 7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов; Специальное регулирование: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ. 8) гидротехнические сооружения; Специальное регулирование: Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 9) объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; Специальное регулирование: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». 10) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Специальное регулирование: Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до 31.12.2017 года. 11) метрополитен и другой транспорт общего пользования. Специальное регулирование: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». 12) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения. Специальное регулирование: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 13) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения. Специальное регулирование: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1); Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 14) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений. 15) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации. 16) объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; Специальное регулирование: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 17) объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях», в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий. 18) объекты социального обслуживания граждан. 19) объекты газоснабжения. Специальное регулирование: Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Таким образом, перечень допустимых объектов концессионного соглашения является закрытым. При этом, положения ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривают возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, что позволяет реализовывать комплексные инфраструктурные проекты при условии, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (исключение составляют объекты ЖКХ). По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности по концессионному соглашению реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения не допускается. Кроме того, законодательство предусматривает ряд способов включения в концессионный проект имущества, прямо не предусмотренного указанным перечнем. Среди таких способов следующие: 1. Часть 9 статьи 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает возможность предоставления концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). 2. Движимое и недвижимое имущество, не относящееся к объекту соглашения, может быть создано концессионером в процессе осуществления им деятельности, предусмотренной соглашением. Режим такого имущества и распределение прав собственности на него регулируются условиями концессионного соглашения. Такое имущество может принадлежать как концеденту, так и концессионеру (пункт 10 статьи 3 ФЗ «О концессионных соглашениях»). Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит. 3. В периметр концессии также может включаться имущество, не принадлежащее ни концеденту, ни концессионеру. В случае если такое имущество предназначено для использования по общему назначению с объектом концессионного соглашения, для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о КС вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению. Таким образом, имущество, которое может быть включено в периметр концессионного проекта, не ограничено перечнем объектов концессии. При решении вопроса об определении объекта концессионного соглашения также необходимо учитывать, что от правильного определения объекта зависит то, в чьей собственности он должен и может находиться, а, следовательно, кто может быть концедентом. Например, если автодорога: а) общего пользования; б) находится в границах населенных пунктов поселения; в) не входит в перечни автодорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой, то такая автодорога является автодорогой общего пользования местного значения, которая должна находиться в собственности поселения (часть 8, 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах) и концедентом должно являться поселение. С 01 января 2017 года внесены изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях» (Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях») в части установления особенностей концессионного режима в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения , отдельных объектов таких систем. Указанные изменения предусматривают: - порядок передачи в концессию в составе объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концессионеру недвижимого имущества незарегистрированного имущества (водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей) с установлением обязательств концессионера по его регистрации за счет собственных средств (часть 5 статьи 39, часть 3 статьи 43 ФЗ «О концессионных соглашениях») при выполнении установленных законом условий; - закреплена возможность учета при определении размера концессионной платы (и утверждении тарифов для концессионера) неисполненных на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговых обязательств унитарных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения, по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательства по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций, а также обязательства по уплате налогов и сборов в случае, если срок между датой возникновения соответствующих долговых обязательств и датой принятия решения о заключении концессионного соглашения составляет более двух лет (части 2,3 статьи 41 ФЗ «О концессионных соглашениях»). Концепция проекта – это совокупность специальной, исходной информации, документов, требуемых для реализации инвестиционного проекта, включающей техническую, юридическую и финансовую модели. Концепция проекта является динамичной и может корректироваться в зависимости от конкретного инвестиционного проекта, его жизненного цикла и изменяющихся условий его реализации. Указанные ниже требования к полноте концепции носят общий, рекомендательный характер и в зависимости от сложности и специфики конкретного инвестиционного проекта могут изменяться или дополняться иными составляющими (например, транспортной моделью, производственной моделью, отдельно разрабатываемым детальным планом мероприятий и пр.). В отношении типовых объектов концепция может быть разработана в обобщенном виде. |
О содействии в подготовке и (или) участии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» в реализации новых инвестиционных... | Порядок, в целях унификации последовательности разработки, требований к структуре, содержанию, оформлению, методам расчета показателей... | ||
Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по исключению инвестиционных проектов из Реестра... | Содействие в привлечении инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов | ||
Вляет на рассмотрение Межведомственной комиссии, в том числе, Паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной приложением... | Распоряжением Председателя Правительства РФ д. А. Медведева от 28. 08. 2014 №1651-р фгау «Российский фонд технологического развития»... | ||
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к составлению сметы расходов реализации мероприятий... | Бюджета развития Российской Федерации и Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе... | ||
Оао «Птицефабрика Зеленецкая» «Реконструкция и модернизация свиноводческого комплекса» | Методические рекомендации предназначены для руководителей и сотрудников администраций муниципальных образований области, участвующих... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |