Методические рекомендации. Ижевск, 2013г


Скачать 484.25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации. Ижевск, 2013г
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4
c:\users\zorina ia\desktop\лого\без-фона-ммс.gif

Материалы семинара-практикума

«Стажировка управленческих кадров».
Кадровое делопроизводство и оформление наградных документов в образовательной организации.

Методические рекомендации.

c:\users\zorina ia\desktop\лого\12715921961d5pm9.jpg

Ижевск, 2013г.

Кадровая политика образовательной организации.

Бельтюкова Е.П., начальник отдела документообеспечения

и кадровой работы Управления образования Администрации города Ижевска.
Все большее число людей в нашей стране разделяют положение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником ее долговременного процветания. В свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности руководителей всех уровней. Это и понимание важности этой отрасли управления, знания общих закономерностей поведения человека в организации, владения современными методами управления персоналом.

Одним из необходимых условий и гарантий того, что с людьми обращаются в соответствии с декларируемыми организацией ценностями, является четкая формулировка кадровой политики организации.

Вопросам “кадров”, “кадровой стратегии и политики”, “стратегии управления персоналом”, “формированию трудового потенциала”, “формированию человеческих ресурсов” посвящено значительное количество работ как зарубежных (М. Армстронга, И. Ансоффа, Р. Аткинсона, Г. Беккера, А. Смита и др.), так и отечественных (Т.Ю, Базарова, А.Я. Кибанова, Б. М. Генкина, С.В. Шекшня, С.А. Дятлова и др.) авторов. Очень много и Интернет – ресурсов.

Важно понимать, что Кадровая политика существует в любой организации, но ее ясная формулировка говорит о том, что компания во главу угла ставит “человеческий фактор”.

По определению кадровую политику считают “социальным явлением, отражающим наиболее общие, стратегические направления деятельности субъекта социологического управления по формированию, развитию и рациональному использованию профессионального и трудового потенциала предприятия, организации, общества”.

В настоящее время кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала.

Опыт показывает, что особое значение имеет каждый работник, возрастает влияние качества его труда на конечные результаты всей компании. Не нужно забывать о моральном и материальном стимулировании, а также социальных гарантиях как самых важных аспектах кадровой политики.

Основная проблема кадровой политики - организация отношений власти – подчинения и совместной деятельности, определение ролей субъектов организации, определение форм, задач, содержания деятельности субъектов организации, принципов и методов их взаимодействия. Кадровая политика зависит от восприятия руководством организации персонала. И образовательные организации не исключения.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно – педагогических работников образовательных учреждений. По статистическим данным средний возраст педагогов города Ижевска составляет 43 года, руководителей – 48 лет.

“Утечка умов” является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования.

Главная задача – отбор и подготовка будущих учителей. Для этого нужна в ОО программа, подразумевающая создание системной работы в этом направлении. Выработать систему отбора и подготовки школьных управленцев – одна из основных задач по организации управленческой работы в организации. Учить детей должен учитель, владеющий в совершенстве новейшими методическими, информационными, коммуникационными технологиями.

Важно помнить, что директор не должен брать все функции на себя, а нужно стремиться к созданию взаимодополняющей команды. Руководитель не должен и не может быть лидером во всем, нужно создание взаимодополняющей команды - как кадровое мероприятие.

Отсюда определяются задачи кадровой стратегии:

  1. Подготовка кадров. Именно подготовка, несмотря на то, что это не функция образовательного учреждения. Изучая профессиональные возможности своих сотрудников, вы можете создать неформальную систему проблемных семинаров, творческих групп, направить своих людей на, если можно так сказать, личностно проблемные курсы повышения квалификации.

  2. Создание условий постоянной потребности в самообразовании.

Создание так называемого квалифицированного запаса кадров, который применительно к сегодняшней ситуации может показаться избыточным, но в перспективе даст возможность развивать качество процесса. Данные кадры легко можно будет переквалифицировать, они быстрее адаптируются в новых структурных изменениях. Так, предвидя наступающее сокращение начальной школы, ряду учителей, в которых администрация видела ценностный ресурс, было предложено переквалифицироваться на специальности психология, логопедия и т.д. Тем самым сохраняются профессиональные кадры до периода окончания демографического кризиса, сохраняется человеческое достоинство учителей, не окунув их в проблемы безработицы, решаются кадровые задачи основной школы. Поднимается имидж школы, которая заботится о своих сотрудниках;

  1. Разработка новых форм стимулирования. Среди множества используемых нами рычагов поощрения следует отметить такой, как доверие. Доверие работать в трудном классе, руководить проблемным семинаром и т.д.

  2. Создание системы обратной связи. Это всегда “западающая” составная часть управленческих функций. Наряду с доверием передача ответственности за дополнительный функционал. Установление правильного соотношения доверия и контроля, свободы, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины.

  3. Формирование команды единомышленников.

В школе, к сожалению, сложилась и утвердилась система так называемого пожизненного найма. Вопрос карьеры здесь сложен в силу недостаточности ступеней вертикального продвижения: учитель, заместитель директора, директор. Но ведь доказано, что каждые 3–4 года сотруднику требуется перемещение, иначе наступает застой, консервация личности, Повышение по службе дает людям моральное удовлетворение престижного выделения, что является оценкой его достоинств окружающими, являясь главным мотивационным фактором.

Вся кадровая политика ОО должна быть направлена на совершенствование учебно- воспитательного процесса, улучшение качества обучения и воспитания и внедрение инноваций. Известно, что любая, даже казалось бы очень положительная инновация требует затрат времени и энергии педагогов. Именно от отношения учителей к очередному управленческому новшеству руководителя и зависит, в основном, его реализация. Начинающий инновационный процесс администратор сталкивается с далеко неоднозначной реакцией педагогов. Он имеет дело с неоднородными группами, у каждой из которых свои ожидания в отношении поведения директора.

В образовательных учреждениях не всегда принимают положительно какие-либо нововведения, изменения. Сопротивление сотрудников возникает всегда и связано:

  • с непониманием необходимости перемен;

  • радикальным введением новых задач;

  • с неподготовленностью людей;

  • с действием фактора организационной инерции, которая охватывает, в лучшем случае, до 30% членов коллектива;

  • с фактором неопределенности результата;

Чтобы активно внедрять инновации нужно минимизировать сопротивление сотрудников. Сегодня в системе образования нужны управленцы, предпочитающие делать ставку на инновации и перспективы, не рассчитывающие на мгновенную отдачу. От необходимости перемен не избавлена ни одна школа. Учебное заведение, которое не развивается, рискует просто перестать существовать. А развитие — это поиск и внедрение новых технологий, совершенствование знаний, умений и навыков педагогов, повышение их профессиональной квалификации. В этих условиях на руководителя ложится тяжелое бремя взвешивать все “за” и “против”, постоянно думать, каким образом действовать, и принимать такие решения, которые не оттолкнут педагогов. Ведь, строго говоря, изменяется не организация как таковая, а люди в ней. И правильно выстроенная кадровая политика ОО поможет Вам в этом.
Делопроизводство

Работа с документами – неотъемлемая часть деятельности администрации образовательного учреждения, которая придаёт юридическую силу управленческому решению. В образовательных организация часто отсутствует специальная служба документационного обеспечения управления и директору приходится самостоятельно разбираться в огромном количестве нормативных актов, регламентирующих процессы создания документов, работы с ними и их архивировании.

Основные понятия делопроизводства приведены в нормативной базе, подготовленной к стажировке.

Инструкция по делопроизводству

Инструкция определяет единый порядок работы с документами. Инструкция разработана в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в Федеральных органах исполнительской власти, утвержденной приказом Росархива от 23 декабря 2009 года № 76, Законом Удмуртской Республики от 20 июня 2000 года № 202-П “Об обращениях граждан», ГОСТом Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Соблюдение правил, предусмотренных настоящей Инструкцией, обязательно для всех работников учреждения.

Положения инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных компьютерных технологий.

Номенклатура дел образовательного учреждения

Номенклатура дел - систематизированный перечень наименований дел, формируемых в учреждении, с указанием сроков их хранения.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. №558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.


  • Раздел 1 включает документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;

  • Разделы 2 - 4 включают документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;

Рраздел 5 содержит документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;

  • Раздел 6 включает документы об информационном обслуживании деятельности организаций;

  • Раздел 7 включает документы по организации труда, нормированию труда, тарификации, оплате труда, охране труда;

  • Раздел 8 содержит документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;

  • Раздел 9 содержит документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей;

  • Раздел 10 включает документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;

  • Раздел 11 содержит документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в том числе, социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;

  • Раздел 12 содержит документы, отражающие организацию деятельности первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).


Примерная номенклатура дел составлена для общеобразовательных учреждений, является методическим пособием и носит рекомендательный характер. Примерная номенклатура дел разработана с целью оказания методической помощи в организации делопроизводства, правильного формирования документов в дела, составления чётких, унифицированных заголовков дел, определения сроков хранения документов, а также для упрощения дальнейшего упорядочения документов, обеспечения своевременной передачи дел общеобразовательными учреждениями, являющимися источниками комплектования муниципальных архивов на постоянное хранение и отбора к уничтожению документов с истекшими сроками хранения.

Примерная номенклатура дел построена по функциональному принципу, ее разделами служат основные функции или направления деятельности

В конкретной номенклатуре дел могут отсутствовать целые разделы, подразделы, предусмотренные примерной номенклатурой дел, в случае, если данное направление деятельности не предусмотрено уставными задачами, и соответствующая работа не проводится, например «Бухгалтерский учет и отчетность», «Кадры», «Профсоюзный комитет», «Музей». В тоже время некоторые документы, перечисленные в разделах и подразделах по названным направлениям деятельности, могут образовываться в работе образовательного учреждения и в таком случае должны отражаться в конкретной номенклатуре дел.

В конкретную номенклатуру включаются все документы, реально образующиеся в деятельности общеобразовательного учреждения, независимо от вида носителя, степени конфиденциальности и способа фиксации документной информации. Конкретная номенклатура дел ежегодно уточняется, с целью включения заголовков вновь появившихся документов, либо изъятия заголовков дел (или целых разделов номенклатуры дел), не образующихся в текущем делопроизводственном году.

Объединять в одно дело можно только документы с одинаковыми сроками хранения. Не допускается формирование в одно дело документов постоянного и временного сроков хранения.

К некоторым видам документов временного хранения в примерной номенклатуре дел сделана отметка «ЭПК» (экспертная проверочная комиссия). Это означает, что часть таких документов, сформированных в дело, может иметь научно-историческое значение, поэтому они должны быть отобраны на постоянное хранение в ходе проведения экспертизы ценности документов при их упорядочении. Экспертизу ценности документов с отметкой «ЭПК» проводит экспертная комиссия общеобразовательного учреждения с привлечением квалифицированных специалистов. Оставленные на постоянное хранение документы формируются в отдельные дела при достаточном объёме и освещении вопроса, либо, при неполном объёме, присоединяются по содержанию документов к аналогичным делам.

Отметка «ДМН» (до минования надобности) означает, что документы имеют ограниченное практическое значение. Срок их хранения определяется специалистами общеобразовательного учреждения, но не может быть менее одного года (выносится на рассмотрение экспертной комиссии учреждения).

Отметка «ДЗН» (до замены новыми) означает, что документы отбираются к уничтожению после составления новых документов этой группы.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации Ижевск 2013 удк 378. 14 Ббк 74. 580. 267
И 883 Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод рекомендации. / авт сост. М. Г. Савельева, Т. А. Новикова,...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса автошколы Димитровград 2014г
Праительства РФ от 01. 11 2013г.,порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по применению кодекса российской федерации...
Председатель Комиссии, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Н. А. Харина

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconПриказ от 05. 04. 2012 г. №46 о/д г. Ижевск о введении курса орксэ...
Ижевск, ул. Камская, 6 «А», тел. /факс 66-64-34, инн 1835036961; e-m: school36

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по применению методов определения начальной...
Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по применению методов определения начальной...
Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconМетодические рекомендации по применению методов определения начальной...
Федерального закона от 05. 04. 2013г. №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...

Методические рекомендации. Ижевск, 2013г iconВ редакции решения Собрания представителей Камешкирского района Пензенской области
Камешкирского района Пензенской области от 06. 12. 2011г. №824-153/2, от 27. 02. 2012г. №882-158/2, от 05. 09. 2012г. №104-11/3,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru