Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения


НазваниеМетодика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения
страница1/7
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7




УТВЕРЖДЕНА




Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 сентября 2015 г. № 123


МЕТОДИКА
оценки состояния развития национальных
механизмов «единого окна»




I. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 1.3 раздела XII плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 19 (далее – план мероприятий), и подпунктом 1.3.4 детализированного плана на 2015 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 4 февраля 2015 г. № 4 (далее – детализированный план), в целях оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» и определяет порядок проведения анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна», предусмотренного пунктом 1.4 раздела XII плана мероприятий и пунктом 1.4 детализированного плана.

Настоящая Методика предназначена для применения
Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) и
государствами – членами Евразийского экономического союза
(далее соответственно – государства-члены, Союз) в качестве методических рекомендаций при проведении такого анализа.

2. Настоящая Методика основывается на положениях рекомендаций и руководств организаций и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций по созданию механизма «единого окна», Руководства Всемирной таможенной организации по исследованию времени выпуска, Компендиума Всемирной таможенной организации «Как построить среду «единого окна», Методических рекомендаций по сравнительному анализу законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств, Методики анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Коллегии Комиссии от 9 июня 2015 г. № 63 (далее – Методика по общим процессам).

В настоящей Методике учтены:

результаты проведенного Комиссией тематического исследования «О реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности»;

отчет о подходах к моделированию и анализу государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью в государствах-членах (далее – бизнес-процессы), подготовленный в соответствии с пунктом 1.2 детализированного плана;

опыт и знания, полученные в ходе международных семинаров, конференций и консультаций с международными экспертами.

Анализ возможностей по гармонизации и минимизации сведений, содержащихся в документах, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, предусмотренный подпунктом 1.4.4 детализированного плана, проводится на основании методики, разрабатываемой в соответствии с разделом 3 детализированного плана.
II. Определения
3. Для целей настоящей Методики используются понятия, которые означают следующее:

«акты» – международные договоры и акты, составляющие право Союза, и нормативные правовые акты государств-членов в области внешнеэкономической деятельности;

«анализ бизнес-процессов» – систематизированный сбор данных о процессах, совершаемых заинтересованными лицами, государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов, с целью их идентификации, оценки и последующей оптимизации;

«графики временных и финансовых затрат» – графики, описывающие взаимосвязь бизнес-процессов с временными и финансовыми затратами, необходимыми для их завершения;

«диаграмма прецедентов» – диаграмма, отображающая основные бизнес-процессы и участвующих в них субъектов;

«заинтересованные лица» – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства-члена, а также физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена;

«карточка бизнес-процесса» – подробное текстовое описание бизнес-процесса, указанного в схеме действий;

«направления перемещения товаров» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза, вывоз товаров с такой территории и транзит товаров по таможенной территории Союза;

«схема действий» – графическое описание действий, выполняемых заинтересованными лицами, государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов в бизнес-процессе, приведенное в диаграмме прецедентов;

«элементы национального механизма «единого окна» – составные части механизма взаимодействия между государственными органами, уполномоченными организациями и участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов, которые в совокупности образуют национальный механизм «единого окна».

Иные понятия, используемые в настоящей Методике, понимаются в значениях, определенных планом мероприятий.
III. Цели и задачи анализа состояния развития
национальных механизмов «единого окна»
4. Целями проведения анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» являются оценка состояния развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах и подготовка заключения по каждому государству-члену, содержащего рекомендации по дальнейшему развитию национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, оптимизации бизнес-процессов, а также определение приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна».

5. В рамках проводимого анализа решаются следующие задачи:

а) анализ организационно-правовой основы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах
(далее – анализ организационно-правовой основы), включающий в себя:

анализ созданной институциональной основы, обеспечивающей реализацию Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 (далее – Основные направления), и плана мероприятий;

анализ актов, регулирующих вопросы внедрения и развития механизма «единого окна»;

анализ сферы охвата национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах;

анализ актов по сферам государственного регулирования в области внешнеэкономической деятельности на предмет выявления барьеров и правовых пробелов, препятствующих развитию механизма «единого окна»;

исследование правоприменительной практики реализации механизма «единого окна» в государствах-членах;

определение целевых показателей национальных проектов, направленных на создание национальных механизмов «единого окна»;

б) анализ технологической основы развития национального механизма «единого окна» в государствах-членах (далее – анализ технологической основы), включающий в себя:

определение перечня приоритетных экспортных, импортных и транзитных операций (далее – приоритетные операции);

анализ существующих бизнес-процессов в соответствии с перечнем приоритетных операций, определение степени и уровня их автоматизации;

определение «узких мест» при переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам;

в) анализ информационно-технической основы внедрения и развития национального механизма «единого окна» в
государствах-членах (далее – анализ информационно-технической основы), включающий в себя:

анализ состояния развития отдельных элементов национального механизма «единого окна» (экспресс-анализ);

изучение национальных программ государств-членов по развитию локальных механизмов «единого окна»;

определение технических возможностей и правовых оснований для создания в государствах-членах портала национального механизма «единого окна»;

анализ практики уплаты обязательных платежей в электронном виде и возможности предоставления такой услуги в рамках национального механизма «единого окна»;

анализ состояния развития систем электронного правительства, межведомственного информационного взаимодействия, электронного документооборота при взаимодействии заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов;

г) анализ сильных и слабых сторон национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах, возможностей и перспектив развития этих механизмов, включающий в себя:

выявление вопросов, которые необходимо урегулировать в государствах-членах при реализации Основных направлений;

определение приоритетных областей, требующих усиления потенциала и оказания организационно-правовой, технологической и информационно-технической помощи в целях развития национальных механизмов «единого окна»;

д) подготовка предложений и рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие национальных механизмов «единого окна», оптимизацию бизнес-процессов, а также определение приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна».
IV. Объекты анализа состояния развития
национальных механизмов «единого окна»
6. При проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» рассматриваются следующие объекты:

а) институциональная основа, обеспечивающая внедрение и развитие механизма «единого окна», в том числе реализацию Основных направлений и плана мероприятий;

б) акты, регулирующие вопросы внедрения и развития механизма «единого окна»;

в) судебные и административные решения;

г) сфера охвата национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах;

д) акты по сферам государственного регулирования в области внешнеэкономической деятельности на предмет выявления барьеров и правовых пробелов, препятствующих развитию механизма «единого окна»;

е) правоприменительная практика реализации механизма «единого окна» в государствах-членах;

ж) целевые показатели национальных проектов, направленных на создание национальных механизмов «единого окна»;

з) бизнес-процессы в рамках приоритетных операций, включая акты, их устанавливающие;

и) национальные программы государств-членов по развитию локальных механизмов «единого окна»;

к) портал национального механизма «единого окна» в части определения технической возможности и правовых оснований его создания в государствах-членах;

л) практика уплаты обязательных платежей в электронном виде и возможность предоставления такой услуги в рамках национального механизма «единого окна»;

м) системы электронного правительства, межведомственного информационного взаимодействия, электронного документооборота при взаимодействии заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

7. Анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится по следующим направлениям:

а) анализ организационно-правовой основы;

б) анализ технологической основы;

в) анализ информационно-технической основы.

8. Оценка состояния развития национальных механизмов «единого окна» осуществляется в соответствии с указанными в пункте 2 настоящей Методики рекомендациями и руководствами Организации Объединенных Наций и руководством Всемирной таможенной организации на основании поступивших от государств-членов итоговых отчетов.
V. Сферы регулирования и виды исследуемой деятельности
9. Анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» охватывает:

а) сферы государственного регулирования, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность: таможенное, валютное, налоговое, таможенно-тарифное, нетарифное, техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер, регулирование финансовых услуг (банковских, страховых), транспорт и перевозки, интеллектуальная собственность и др.;

б) виды деятельности: внешнеторговая, предоставление транспортных и логистических услуг, финансовых услуг (банковских, страховых), таможенное дело.
VI. Источники информации
10. При проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» используются следующие источники информации:

а) первичные: акты, в том числе указы, национальные (государственные) программы, постановления, планы мероприятий («дорожные карты») и др.;

б) вторичные: комментарии к законодательству
государств-членов, регламенты, письма, инструкции, распоряжения, ведомственные приказы, отчеты государственных органов и (или) уполномоченных организаций государств-членов в области внешнеэкономической деятельности, отчеты независимых экспертов, выполненные по заказу государственных органов государств-членов (например, «Регулятивные и процедурные барьеры в торговле в Беларуси», «Регулятивные и процедурные барьеры в торговле в Казахстане», «Исследование готовности законодательной системы Российской Федерации к внедрению принципа «единого окна» для внешней торговли»), судебные и административные решения, аналитические материалы и др.

11. При проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» в качестве дополнительных источников информации также используются статьи по обзору законодательства государств-членов, отчеты и рекомендации различных конференций и семинаров, международные комментарии и другие открытые источники информации.
VII. Рекомендации по организации проведения анализа
состояния развития национальных механизмов «единого окна»
12. Анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится государствами-членами и Комиссией в соответствии с настоящей Методикой и в сроки, установленные пунктом 1.4 раздела XII плана мероприятий.

В целях оптимального распределения ресурсов и соблюдения установленных сроков анализ организационно-правовой основы, анализ технологической основы и анализ информационно-технической основы могут проводиться параллельно.

13. Государства-члены определяют ответственный за организацию проведения анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» государственный орган (создают рабочую группу) (далее – ответственный орган государства-члена).

14. Ответственный орган государства-члена определяет государственные органы, уполномоченные организации и представителей бизнес-сообщества государства-члена, участвующие в проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» (далее – участники анализа).

При этом состав участников анализа целесообразно формировать по тематическим блокам («электронная таможня», «оплата, платежи и электронная коммерция», «разрешительные документы», «транспорт и логистика», «информационные технологии») исходя из организационной структуры механизма, обеспечивающего реализацию плана мероприятий, предусмотренной пунктом 6.1 раздела XII плана мероприятий (далее – тематические блоки).

15. Ответственный орган государства-члена либо участники анализа вправе привлекать к проведению анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» научно-исследовательские и образовательные учреждения, независимых экспертов, в том числе бизнес-аналитиков, представителей консалтинговых компаний и других экспертов.

16. Ответственный орган государства-члена направляет участникам анализа настоящую Методику для проведения работ по анализу состояния развития национальных механизмов «единого окна» в пределах их компетенции и в зависимости от распределения по тематическим блокам.

17. Участники анализа проводят анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» в пределах своей компетенции в части решения задач, предусмотренных абзацами пятым и шестым подпункта «а», подпунктом «б» и абзацами четвертым и пятым подпункта «в» пункта 5 настоящей Методики, и направляют результаты в ответственный орган государства-члена.

18. Ответственный орган государства-члена:

а) проводит анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» в части решения задач, предусмотренных абзацами вторым, третьим, четвертым и седьмым подпункта «а» и абзацами вторым, третьим и шестым подпункта «в» пункта 5 настоящей Методики;

б) осуществляет проверку отчетов, представленных участниками анализа, на предмет их полноты и достаточности, исключения дублирования информации и при необходимости возвращает данные отчеты участникам анализа для дополнительной проработки;

в) формирует итоговый отчет по результатам анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» в порядке, предусмотренном разделом XII настоящей Методики;

г) направляет в Комиссию итоговый отчет о результатах анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» с приложением документов (опросных листов, таблиц и др.), заполненных участниками анализа, в том числе представителями бизнес-сообщества государства-члена.

19. Анализ состояния развития национальных механизмов «единого окна» проводится структурными подразделениями Комиссии, определяемыми в соответствии с приказом Председателя Коллегии Комиссии, по направлениям деятельности данных подразделений, на основании итоговых отчетов по результатам анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна», представленных государствами-членами.
20. Структурные подразделения Комиссии:

а) осуществляют сбор и обобщение итоговых отчетов по результатам анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна», представленных государствами-членами;

б) проводят оценку состояния развития национальных механизмов «единого окна» в части решения задачи, предусмотренной
подпунктом «г» пункта 5 настоящей Методики;

в) разрабатывают заключение по каждому государству-члену, содержащее рекомендации по дальнейшему развитию механизма «единого окна», оптимизации бизнес-процессов, а также определению приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна».
VIII. Методы и способы исследования
21. При проведении анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» могут применяться:

методы исследования (системный анализ, правовой анализ, экспертные оценки, моделирование, «мозговой штурм», аналогия и сравнение, опрос (вопросно-ответный метод) и др.);

способы исследования (собеседование, анкетирование, интервьюирование, заполнение опросных листов, карточек, построение графиков и диаграмм, проведение консультаций, собеседований и др.).

22. Показатели, с помощью которых исследуются объекты анализа, предусмотрены в соответствующих разделах и приложениях к настоящей Методике.


IX. Порядок проведения
анализа организационно-правовой основы
23. Анализ организационно-правовой основы проводится в целях:

а) определения институциональной основы, обеспечивающей реализацию Основных направлений;

б) оценки готовности правовой базы для внедрения и развития национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах;

в) определения правовых оснований создания портала национального механизма «единого окна» в государствах-членах;

г) выявления правовых пробелов, затрудняющих внедрение и развитие национальных механизмов «единого окна» в
государствах-членах;

д) выявления барьеров, возникающих при взаимодействии заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов при совершении экспортных, импортных и транзитных операций, межведомственном информационном взаимодействии, а также препятствующих развитию электронной коммерции;

е) выработки предложений и рекомендаций по устранению выявленных правовых пробелов и барьеров.

24. В рамках проводимого исследования анализируются акты, в том числе регулирующие следующие вопросы:

а) внедрение и развитие национального механизма «единого окна»;

б) создание портала национального механизма «единого окна»;

в) порядок совершения экспортных, импортных и транзитных операций;

г) электронный документооборот при взаимодействии заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов (выдача, использование электронных документов, применение электронной цифровой подписи (электронной подписи), идентификация и аутентификация участников информационного взаимодействия);

д) межведомственное информационное взаимодействие;

е) развитие и применение электронной коммерции, использование электронных счетов-фактур (инвойсов), контрактов и других электронных документов, ответственность (обязательства и ответственность сторон, заключивших электронную сделку), признание электронных документов в качестве доказательств в суде (арбитраж и урегулирование споров), при страховании рисков и в нотариальной деятельности;

ж) интеллектуальная собственность (права на интеллектуальную собственность и базы данных);

з) доверенное хранение, использование, пересылка, архивирование электронных документов в рамках применения национального механизма «единого окна» при соблюдении требований по информационной безопасности, включая организацию разграниченного доступа к электронным документам;

и) конкуренция.

25. При проведении анализа организационно-правовой основы развития национальных механизмов «единого окна» участники анализа используют формы опросных листов согласно приложению № 1 (далее в настоящем разделе – опросные листы).

26. Анализ организационно-правовой основы включает в себя следующие этапы:

а) составление перечня актов, необходимых для заполнения опросных листов;

б) проверка актуальности выбранных актов. Для получения точной и более полной информации участникам анализа необходимо проверить наличие отметок об изменениях, внесенных в данные акты, и изучить акты, к которым имеются отсылки в тексте;

в) распределение собранного материала по вопросам, содержащимся в опросных листах;

г) заполнение опросных листов (с указанием ссылок на акты);

д) подготовка отчета по результатам анализа организационно-правовой основы и направление его ответственному органу государства-члена.

27. Опросные листы заполняются участниками анализа в произвольной форме (примеры заполнения опросных листов приведены в приложении № 1 к настоящей Методике).

В случае если при проведении анализа организационно-правовой основы выявлены правовые пробелы и (или) барьеры, такая информация указывается в соответствующем поле опросного листа.

Предложения по совершенствованию актов в части устранения выявленных правовых пробелов и (или) барьеров приводятся в конце опросного листа (в соответствующем поле).

28. Отчет об анализе организационно-правовой основы формируется согласно приложению № 2 и рекомендациям, указанным в разделе XII настоящей Методики.

X. Порядок проведения анализа технологической основы
29. Анализ технологической основы проводится в целях:

а) описания существующих бизнес-процессов;

б) определения степени и уровня автоматизации бизнес-процессов;

в) выявления административных барьеров и определения «узких мест» при переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам;

г) подготовки предложений по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов с учетом лучших практик для сокращения временных и финансовых затрат.

30. Для проведения анализа технологической основы по каждому направлению перемещения товаров сформирован примерный перечень бизнес-процессов согласно приложению № 3. Все операции в примерном перечне бизнес-процессов распределены по тематическим блокам: «электронная таможня», «оплата, платежи и электронная коммерция», «разрешительные документы», «транспорт и логистика».

31. Перечни приоритетных операций, в отношении которых проводится анализ технологической основы, формируются участниками анализа на основании указанного примерного перечня бизнес-процессов при соблюдении следующих условий:

а) перечни приоритетных операций формируются отдельно по каждому направлению перемещения товаров;

б) в каждый перечень приоритетных операций включаются не менее 2 взаимосвязанных между собой операций из каждого тематического блока примерного перечня бизнес-процессов;


в) выбор приоритетных операций осуществляется исходя из:

стратегического значения для экономики государства-члена;

частоты применения операций во внешнеэкономической деятельности (например, регистрация внешнеторгового договора (контракта), получение лицензии на ввоз или вывоз товаров, сертификация, страхование, транспортировка груза, доставка товаров, временное хранение, таможенное декларирование и др.);

необходимости выявления административных барьеров и определения «узких мест» при переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам.

Анализ технологической основы проводится отдельно по каждому направлению перемещения товаров в соответствии с перечнем приоритетных операций.

32. Для анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна» и получения сопоставимых данных используются результаты анализа технологической основы только по приоритетным операциям.

Операции, не включенные в перечни приоритетных операций, могут исследоваться участниками анализа в соответствии с настоящей Методикой самостоятельно в рамках проводимых в
государствах-членах мероприятий по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

33. При проведении анализа технологической основы участники анализа описывают бизнес-процессы (как они реализуются в настоящее время) в порядке, предусмотренном настоящим разделом, и формируют отчет по результатам анализа.

Описание существующего бизнес-процесса должно быть четким, ясным, лаконичным, позволяющим наглядно и доступно в текстовом, табличном и графическом виде отобразить все совершаемые в рамках описываемого бизнес-процесса действия, их последовательность и взаимосвязь друг с другом, а также включать информацию о среде и условиях реализации данного бизнес-процесса, в том числе информацию о субъектах, исходных ресурсах и результатах каждого действия, критериях начала и завершения бизнес-процесса, степени и уровне его автоматизации, количественные и другие показатели.

В дополнение к указанному описанию прилагаются списки выявленных административных барьеров и «узких мест», а также предложения по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

34. Описание существующих бизнес-процессов осуществляется поэтапно:

а) определение критериев и рамок проводимого анализа;

б) сбор справочной информации о бизнес-процессах;

в) заполнение карточек и графическое моделирование бизнес-процессов;

г) оценка существующих бизнес-процессов, выявление административных барьеров, определение «узких мест» и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

35. Основными критериями проведения анализа технологической основы являются:

а) выбор товара (по одному товару отдельно для каждого направления перемещения товаров);

б) определение страны назначения (при вывозе товара с таможенной территории Союза);

в) определение страны отправления (при ввозе товара на таможенную территорию Союза);

г) определение страны отправления и страны назначения (при транзите товара по таможенной территории Союза);

д) выбор вида транспорта, на котором осуществляется перемещение товара;

е) определение условий поставки товара;

ж) определение условий оплаты товара;

з) определение перечня приоритетных операций.

36. Дополнительные критерии, необходимые для проведения анализа технологической основы, определяются участниками анализа самостоятельно. Выбор товара для каждого направления перемещения осуществляется участниками анализа на основе следующих критериев:

а) стратегическое значение товара для экономики
государства-члена;

б) интенсивность конкуренции;

в) готовность лиц, выполняющих различные роли и функции в рамках анализируемого бизнес-процесса, принять участие в сборе справочной информации.

37. Для описания существующих бизнес-процессов сбор справочной информации осуществляется путем проведения опросов, организации собеседований, рабочих встреч, совещаний, консультаций по вопросам согласно приложению № 4 с широким кругом лиц, выполняющих различные роли и функции в рамках анализируемого бизнес-процесса.

При этом под широким кругом лиц понимаются представители малого, среднего и крупного бизнеса, в том числе лица, оказывающие транспортные, логистические, финансовые (банковские, страховые) услуги, услуги в сфере таможенного дела, а также должностные лица государственных органов и (или) уполномоченных организаций государств-членов, которые позволяют увидеть один и тот же бизнес-процесс с разных точек зрения.

38. Участники анализа при описании существующих
бизнес-процессов с использованием полученной информации:

строят диаграмму прецедентов;

разрабатывают схемы действий;

заполняют карточки бизнес-процессов;

составляют графики временных и финансовых затрат.

Указанные действия осуществляются в соответствии с алгоритмом согласно приложению № 5.

При построении диаграммы прецедентов и схем действий рекомендуется использовать унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) для визуализации существующих бизнес-процессов, а также руководствоваться требованиями к графической нотации, используемой для оформления технологических документов общего процесса, приведенными в приложении № 5 к Методике по общим процессам, и примерами, указанными в Руководстве по анализу бизнес-процессов для упрощения торговых процедур Организации Объединенных Наций.

39. Диаграмма прецедентов обеспечивает графическое представление бизнес-процессов, которые подлежат детальному анализу. В такой диаграмме указываются все анализируемые бизнес-процессы, лица, выполняющие различные роли и функции в рамках этих бизнес-процессов, и фактические связи между бизнес-процессами и участвующими лицами.
Диаграмма прецедентов показывает рамки проводимого анализа. Такая диаграмма строится участниками анализа только в отношении приоритетных операций.

40. Схема действий подробно отображает каждый бизнес-процесс, указанный в диаграмме прецедентов. Схема действий визуализирует последовательность совершаемых операций, подробно отображает потоки информации и (или) документов между заинтересованными лицами, государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

Визуализация помогает участникам анализа формулировать идеи и логическую последовательность операций.

Схема действий создается участниками анализа отдельно на каждую приоритетную операцию, включенную в диаграмму прецедентов. В процессе построения схемы действий могут возникать различные вопросы, которые рекомендуется фиксировать и впоследствии использовать при проведении собеседований, рабочих встреч, совещаний, консультаций с широким кругом лиц.

Схема действий отображает начало осуществления приоритетной операции, документы, представляемые в рамках данной операции, ряд последовательных действий ее участников, а также завершение приоритетной операции.

41. Карточка бизнес-процесса является основным документом, характеризующим бизнес-процесс и отображающим практические аспекты бизнес-процесса и каждое действие, указанное в схеме действий.

Карточка бизнес-процесса включает в себя следующие структурные элементы:

сфера регулирования (указываются наименования тематического блока и области внешнеэкономической деятельности, к которой принадлежит анализируемая операция);

вид взаимодействия (указывается один из видов информационного взаимодействия (B2B, B2G/G2B или G2G));

наименование бизнес-процесса (указывается наименование анализируемой операции в именительном падеже);

акты, в том числе правила и инструкции (указываются реквизиты акта (актов) (наименование, дата принятия и регистрационный номер,
в том числе в органах юстиции, орган, принявший данный акт),
в соответствии с которым регламентирована анализируемая операция);

участники (указываются заинтересованные лица, государственные органы и (или) уполномоченные организации государства-члена, ответственные за выполнение определенных действий в рамках анализируемой операции);

исходные ресурсы и критерии начала бизнес-процесса (указывается информация о действиях, непосредственно предшествующих началу данного бизнес-процесса);

действия и связанные с ними документы (описывается последовательность действий, выполняемых участниками
бизнес-процесса, и перечисляются используемые в ходе совершения этих действий документы и содержащиеся в них сведения);

результат и критерии завершения бизнес-процесса (указывается информация о завершении бизнес-процесса (конечный результат));

наименование документа, выданного после завершения
бизнес-процесса (указывается наименование документа, оформляемого по завершении бизнес-процесса);

набор сведений в выданном документе (приводится перечень сведений, содержащихся в документе, оформленном по завершении бизнес-процесса);

время, необходимое для завершения бизнес-процесса (указывается предельное время, необходимое для завершения бизнес-процесса);

способ передачи сведений (указываются один или несколько способов передачи сведений: на бумажном носителе, в электронном виде (электронный документ, электронный вид документа или сканированный документ));

автоматизация бизнес-процесса (указывается информация о степени и уровне автоматизации бизнес-процесса);

финансовые затраты (указывается информация о финансовых затратах, необходимых для осуществления бизнес-процесса);

источники финансирования (указываются средства, за счет которых осуществляются расходы на получение (оказание) услуги);

используемые информационные системы и программные средства (указываются сведения об информационных системах и программных средствах, используемых при получении (оказании) услуги);

показатели и индикаторы, характеризующие бизнес-процесс (указываются показатели и индикаторы, установленные в отношении бизнес-процесса);

акты, в которых определены показатели и индикаторы оценки бизнес-процесса (указываются реквизиты акта (актов) (наименование, дата принятия и регистрационный номер, в том числе в органах юстиции, орган, принявший данный акт), в соответствии с которым определены показатели и индикаторы оценки бизнес-процесса).

Карточка бизнес-процесса заполняется участниками анализа на каждую приоритетную операцию исходя из сформированной схемы действий.

42. График временных затрат имеет вид вертикальной диаграммы Ганта и строится на основе данных, содержащихся в диаграмме прецедентов, схемах действий и карточках бизнес-процессов. Указанный график отражает общее количество временных затрат от момента начала осуществления приоритетных операций до их завершения.

43. График финансовых затрат имеет вид вертикальной диаграммы Ганта и строится участниками анализа на основе данных, содержащихся в диаграмме прецедентов, схемах действий и карточках бизнес-процессов. Указанный график отражает общую сумму денежных затрат от момента начала осуществления приоритетных операций до их завершения.

44. По каждому бизнес-процессу проводится оценка на предмет степени и уровня его автоматизации, выявляются административные барьеры и «узкие места» при переходе от документов на бумажном носителе к электронным документам, а также формируется отчет по результатам проведенного анализа, содержащий предложения по оптимизации приоритетных бизнес-процессов.

45. Отчет об анализе технологической основы формируется согласно приложению № 6 и рекомендациям, указанным в разделе XII настоящей Методики.

XI. Порядок проведения анализа
информационно-технической основы
46. Анализ информационно-технической основы проводится в целях:

а) определения степени реализации отдельных элементов национального механизма «единого окна» (экспресс-анализ);

б) изучения национальных программ государств-членов по развитию локальных механизмов «единого окна» и последующего распространения накопленного положительного опыта в других государствах-членах;

в) определения технической возможности создания в государствах-членах портала национального механизма «единого окна»;

г) определения степени развития сервисов для упрощения процедур взаимодействия с использованием информационных технологий (система электронного правительства), а также степени развития сервисов межведомственного информационного взаимодействия;

д) выработки предложений и рекомендаций по развитию информационно-технической основы национального механизма «единого окна».

47. При проведении анализа информационно-технической основы участники анализа используют формы опросных листов согласно приложению № 7 (далее в настоящем разделе – опросные листы).

48. Анализ информационно-технической основы включает в себя следующие этапы:

а) сбор информации о реализованных, находящихся на стадии реализации, запланированных проектах по развитию отдельных элементов национального механизма «единого окна» (экспресс-анализ), а также о локальных механизмах «единого окна»;

б) распределение собранного материала по вопросам, содержащимся в опросных листах;

в) заполнение опросных листов (с указанием ссылок на акты);

г) подготовка отчета по результатам анализа информационно-технической основы и направление его ответственному органу государства-члена.

49. Опросные листы заполняются участниками анализа в произвольной форме (примеры заполнения опросных листов приведены в приложении № 7 к настоящей Методике).

Предложения по совершенствованию информационно-технической основы национального механизма «единого окна» приводятся в конце опросной формы (в соответствующем поле).

50. Отчет об анализе информационно-технической основы формируется согласно приложению № 8 и рекомендациям, указанным в разделе XII настоящей Методики.
XII. Рекомендации по оформлению итогового отчета
51. Ответственный орган государства-члена по результатам проведенного анализа формирует итоговый отчет.

52. Итоговый отчет отражает позицию государства-члена по текущему состоянию развития национального механизма «единого окна».

53. К содержащейся в итоговом отчете информации предъявляются следующие требования:

а) ясность изложения информации. Форма изложения должна быть простой, позволяющей понять цели и задачи проведенного анализа, заключения и выводы должны быть сформулированы в логической последовательности. Если в тексте отчета используются специальные технические термины, сокращения, они должны быть объяснены.
В отчете следует выделять наиболее важные вопросы и ключевые предложения, использовать рубрикацию, заголовки и при необходимости наглядные средства (таблицы, графики, диаграммы);

б) точность информации. Содержащаяся в отчете информация должна быть правдивой, заключения и выводы должны подтверждаться собранными фактическими данными. Любая неточность в отчете может вызвать сомнения в обоснованности всего отчета;

в) полнота информации. Отчет должен содержать достаточный объем фактических данных, необходимых для обоснования результатов проведенного анализа, а также отвечать требованиям, предъявляемым к структуре отчета;

г) объективность информации. Отчет не должен содержать преувеличений и излишнего подчеркивания выявленных недостатков и преимуществ, выводы должны побуждать к принятию необходимых решений и действий. В отчете внимание должно акцентироваться не на критике недостатков, а на рекомендациях по их устранению;

д) убедительность информации. Результаты анализа должны соответствовать конечным целям и задачам проводимого анализа. Выводы должны быть аргументированы, а заключения и
рекомендации – логически следовать из представленных фактических данных;

е) лаконичность информации. Объем информации, содержащейся в отчете, не должен превышать разумных пределов, учитывая масштабы и характер проводимого анализа. При изложении отчета следует избегать ненужных повторений, а также учитывать, что излишние подробности отвлекают внимание от наиболее важных положений отчета.

54. В отчет могут быть включены критические замечания, а также заключения о том, была ли достигнута цель проводимого анализа.

При этом в отчет следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения, преимущества, в том числе положительные результаты, а также выявленные проблемы, не связанные непосредственно с целью проводимого анализа, но требующие проведения дополнительной работы в рамках развития национального механизма «единого окна».

55. Итоговый отчет включает в себя следующие разделы:

а) аннотация;

б) введение;

в) отчет об анализе организационно-правовой основы;

г) отчет об анализе технологической основы;

д) отчет об анализе информационно-технической основы;

е) рекомендации;

ж) заключение.

56. В аннотации приводится краткое содержание всех разделов итогового отчета.

Аннотация должна быть сдержанной по форме (не содержать общих слов), содержательной (отражать основное содержание и результат исследования), структурированной (следовать логике построения итогового отчета). Аннотация может публиковаться самостоятельно в отрыве от основного текста и должна быть понятна без обращения к итоговому отчету.

57. Во введении указываются правовые основания, актуальность проведенного анализа, цели, задачи и объекты анализа, информация об ответственном органе государства-члена, составившем итоговый отчет, уполномоченном органе, утвердившем такой отчет, участниках анализа, сроках, в течение которых проводился анализ, а также иная информация и пояснения.

58. В разделе «Отчет об анализе организационно-правовой основы» итогового отчета указываются результаты проведенного анализа, оформленные в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 2 к настоящей Методике.

59. В разделе «Отчет об анализе технологической основы» итогового отчета указываются результаты проведенного анализа, оформленные в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 5 к настоящей Методике.

60. В разделе «Отчет об анализе информационно-технической основы» итогового отчета указываются результаты проведенного анализа, оформленные в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 8 к настоящей Методике.

61. В разделе «Рекомендации» итогового отчета выделяются основные проблемы, препятствующие развитию национального механизма «единого окна» в государстве-члене, и приводятся рекомендации по их устранению.

62. В заключении указываются итоговые результаты анализа, делаются выводы о достижении поставленных целей и задач.

63. С целью обеспечения надлежащего качества итогового отчета ответственному органу государства-члена рекомендуется:

а) сформулировать предварительные выводы и рекомендации на основании отчетов об анализе организационно-правовой основы, анализе технологической основы и анализе информационно-технической основы и обеспечить их согласование с участниками анализа с целью подготовки проекта итогового отчета;

б) направить проект итогового отчета в национальный координирующий (совещательный) орган государства-члена, уполномоченный на реализацию плана мероприятий, для одобрения;

в) утвердить одобренный итоговый отчет в уполномоченном органе государств-члена, ответственном за реализацию Основных направлений в соответствии с пунктом 6.3 детализированного плана.
XIII. Использование результатов анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна»
64. Результаты проведенного анализа состояния развития национальных механизмов «единого окна», отраженные в итоговом отчете, будут использоваться:

а) Комиссией при подготовке:

заключений по каждому государству-члену, содержащих рекомендации по дальнейшему развитию национальных механизмов «единого окна», оптимизации бизнес-процессов, определению приоритетных направлений сближения национальных механизмов «единого окна», для последующего рассмотрения Евразийским межправительственным советом;

детального описания функций и архитектуры эталонной модели национального механизма «единого окна»;

ежегодных детализированных планов;

б) государствами-членами при определении мер, направленных на развитие национальных механизмов «единого окна» и совершенствование внешнеэкономической деятельности;

в) рабочей группой по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, созданной в соответствии с пунктом 6.2 детализированного плана, при исполнении плана мероприятий в соответствии с тематическими блоками, в том числе для выработки предложений по оптимизации бизнес-процессов, переходу на электронный документооборот в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, организации межгосударственного информационного взаимодействия.

65. Итоговые отчеты государств-членов публикуются на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 7.2 раздела XII плана мероприятий.

XIV. Заключительные положения
66. Настоящая Методика может быть использована государствами-членами и Комиссией в качестве основы для последующего проведения анализа в рамках реализации плана мероприятий и детализированных планов.


_____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Методике оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна»

(форма)
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconИнструкция по проведению единого государственного экзамена в пункте...
Оото гиа). Распределение участников егэ с ограниченными возможностями здоровья (далее – овз), детей-инвалидов и инвалидов осуществляется...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconМетодика оценки социально-экономического эффекта хода реализации...
Общие подходы и принципы реализации целевых программ в сфере образования

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconМетодика оценки аутентичности компонентов вс №
Рекомендации по контролю сроков тоиР компонентов, а также их ресурсного состояния

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 4 () Методика...
СД. Ф. 13. 4 () Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная)

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconПравила обследования и мониторинга технического состояния buildings and constructions
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconМетодика
Методика оценки кредито- и платежеспособности заемщика (далее – Методика) описывает процедуру андеррайтинга потенциального заемщика,...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconМетодика проведения оценки качества условий предоставления услуг в мбук «мтк» Общие положения
Балашиха, утвержденных Постановлением администрации городского округа Балашиха от 03. 06 2014г с целью осуществления их деятельности...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconИнструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации...
Ульяновской области с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий...

Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» I. Общие положения iconИнструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации...
Ульяновской области с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru