Скачать 4.24 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ сборник материалов для детских школ искусств (часть 1) Москва 2012 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ Монография сборник материалов для детских школ искусств (часть 1) Автор-составитель: А.О. Аракелова Москва 2012 ББК 85.31 + 74.268.53 О 11 Одобрено Экспертным советом по образованию в сфере культуры и искусства при Минкультуры России. Протокол № 1 от 21.12.2011 г. Рекомендовано к использованию в качестве учебно-методического пособия для высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства Российской академии музыки им. Гнесиных. Автор-составитель: А.О. Аракелова, заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий Минкультуры России, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Консультанты: И.Е. Домогацкая, директор Детской музыкальной школы имени И.С. Баха, кандидат педагогических наук; Д.К. Кирнарская, проректор по творческой и инновационной работе Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения; В.Я. Юмашин, проректор Учебно-методического объединения Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат философских наук. О 11 О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч. : монография : сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О. Аракелова. – Москва : Минкультуры России, 2012. - Ч.1. – 118 с. Настоящая монография состоит из двух частей. В первой части представлены рекомендации по организации и реализации образовательного процесса в детских школах искусств, а также примерные графики учебного процесса и учебные планы по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства. Вторая часть монографии будет содержать рекомендации по составлению программ учебных предметов, проведению итоговой аттестации обучающихся, а также примерные учебные планы и графики образовательного процесса по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного, декоративно-прикладного, хореографического, циркового и театрального искусства. При разработке данных рекомендаций автор основывался на многолетнем опыте деятельности детских школ искусств, статистических данных, существовавшей и существующей законодательной и нормативной правовой базы в области образования, в том числе образования в сфере культуры и искусства. Монография предназначена для руководителей и педагогических работников детских школ искусств, детских музыкальных, хоровых, художественных, хореографических, театральных, цирковых и других школ, средних и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы в области искусств, работников органов управлений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учебно-методических кабинетов и центров, а также читателей, интересующихся вопросами сохранения и развития системы образования в области искусства. Технические редакторы: А.А. Головина, М.Г. Макиенко, Я.В. Юсупова. ББК 85.31 + 74.268.53 ã Министерство культуры Российской Федерации, 2012 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………………………5 Глава 1. Рекомендации по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств……………………………………………………………………...9 1.1.Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств, в том числе по различным видам искусств………………………………………..9 1.2.Рекомендации по разработке правил приема и порядка отбора детей в образовательные учреждения в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств ……………………………………………19 1.3.Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств ………………………………………………..25 1.4.Рекомендации по разработке учебных планов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств …………………………………29 1.5.Рекомендации по разработке графика образовательного процесса при реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств…………………………………………………………………………………………34 Глава 2. Примерные учебные планы дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства……………..............................................36 2.1.Примерный график образовательного процесса………………………………………...36 2.2.Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»………………….40 2.3.Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»…...50 2.4.Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»……………………………………………………………………………………………..61 2.5.Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»………………83 Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»………...88 Примерные учебные планы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»………...110 Введение Современное общество переживает такой этап, когда назрела необходимость пересмотра одной из важнейших социальных сфер – образования. Подтверждением тому являются приоритеты государственной политики на современном этапе, социально-экономические преобразования в стране за последние годы, частые изменения законодательных актов в области образования, обострившиеся демографические и духовно-нравственные проблемы общества. Система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью общей системы отечественного образования – она как лакмусовая бумага выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период. Именно поэтому исторический опыт зарождения и становления уникального отечественного явления - системы ШУВ («школа-училище-вуз», как было принято именовать ее в ХХ веке в кругу профессионалов, а в настоящее время детская школа искусств, среднее и высшее профессиональное учебное заведение), весьма актуален в период реформ. В течение последних 20 лет (сначала стихийно и точечно, а затем организованно и громогласно) поднимались проблемы функционирования этой системы, казалось бы, одной из самых незыблемых, устоявшихся, проверенных временем, обеспечивающей не один десяток лет высокий уровень образования, признанный во всем мире. Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских школ искусств не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств, в том числе детские музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические, цирковые школы, школы художественных ремесел, школы эстрадного искусства и другие детские школы по различным видам искусств, получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. Вопрос: чему учить и как – всегда волновал общество. Не случайно любая реформа в области образования в первую очередь затрагивает его содержание. Именно поэтому предметом данного сборника являются рекомендации по самым основным организационным направлениям образовательной деятельности детских школ искусств, разработанные с учетом сложившихся на протяжении многих десятилетий лучших традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры, духовно-нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения. Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрено сохранение исторически закрепившихся за данными образовательными учреждениями наименований. Норма закона в части формулировки «детские школы искусств, в том числе по различным видам искусств», подразумевает наличие и детских школ искусств, и детских музыкальных, хоровых, художественных, театральных, хореографических, цирковых школ, а также детских школ, имеющих другие наименования. Использование в рекомендациях данного сборника определения «детская школа искусств» без перечисления других наименований детских школ является лишь обобщающим указанием на данные образовательные учреждения, цели, задачи и деятельность которых отличны от других образовательных учреждений дополнительного образования детей (кружков, секций, клубов, домов детского творчества, станций юных натуралистов и пр.). Особые цели и задачи детских школ искусств требуют и единых на территории страны подходов к оценке качества реализации образовательной деятельности, а также тесно с ней связанных – творческой и культурно-просветительной деятельности. Федеральный закон № 145-ФЗ был разработан и принят в целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, обеспечения права граждан на обучение и эстетическое воспитание, а также во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р. Данный федеральный закон учитывает основные положения и задачи Концепции, в которой отмечено, что высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в ХХ веке уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств. Несмотря на то, что ДШИ являются основой для последующего получения профессионального образования в области искусства, на протяжении 20 лет, до принятия Федерального закона № 145-ФЗ, законодательными и подзаконными актами их деятельность была ориентирована только на общеэстетическое развитие подрастающего поколения, которым традиционно занимался и занимается целый ряд других учреждений дополнительного образования детей (кружки, студии, секции при домах культуры или народного творчества и пр.). Выполняет такие функции с той или иной долей успешности и общеобразовательная школа, имеющая в программах обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисование и др.). В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5370 детских школ искусств, что составляет около одной трети всех учреждений дополнительного образования детей. Согласно статистике последних лет число ДШИ (музыкальных, художественных, хореографических и др.) заметно сократилось: в 1985 году детских школ искусств было 5890, в 1990 году – 6591, в 2001 году – 5837, в 2008 – 5456. Утрата такого количества ДШИ не может не сказаться отрицательно на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом. На протяжении ХХ века детские школы искусств выполняли важную социально-культурную и социально-экономическую миссию: в первую очередь – это допрофессиональная подготовка детей, выявление наиболее одаренных, способных в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы в области искусства в средних и высших профессиональных учебных заведениях, а во вторую – общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Более чем столетняя практика функционирования детских школ искусств как учреждений допрофессиональной подготовки, имеющих учебные программы и планы, обязательные на всей территории страны, доказала свою состоятельность. В последние годы, с выходом в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором детские школы искусств были определены как учреждения дополнительного образования детей, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров для отрасли культуры, поскольку перед детскими школами искусств были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования сделал необязательной функцию выявления одаренных детей, ранней их профессионализации с целью подготовки к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. В результате у преподавателей стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника школы как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего навыками и умениями, необходимыми для продолжения образования. Разработанные в начале 2000-х годов Минкультуры России Примерные учебные планы для детской школы искусств имели лишь рекомендательный характер. Каких-либо обязательных норм, отражающих специфику деятельности именно детских школ искусств, законодательство не предусматривало. Такая ситуация негативно сказалась и на качестве реализации образовательной деятельности, и на социальном статусе педагогических работников, и на материально-техническом оснащении ДШИ. Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу детских школ искусств крайне негативно отразилось на всей системе образования в сфере культуры и искусства: - утрачены традиционные методические связи и преемственность образовательных программ среднего звена (музыкального или художественного колледжа/техникума) с детской школой искусств; - в детских школах искусств стали закрываться хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов, а вместо них открываются отделения эстрадного детского вокала; - целый ряд учебных предметов, значимых для дальнейшего профессионального образования одаренных детей, во многих ДШИ перестал реализовываться; - снизился не только конкурс при приеме абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, особенно по классам оркестровых струнных и духовых инструментов, хорового дирижирования, теории музыки и музыковедения, но и качество подготовки абитуриентов; - на протяжении ряда лет страна переживает социально-культурный и духовно-нравственный кризис общества. Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного и культурного пространства страны – должно быть одной из первоочередных задач федеральных, региональных и муниципальных органов власти, так как утрата первого звена трехступенчатой модели образования в области искусства может привести к невосполнимой потере завоеванных позиций отраслевого образования, признанного во всем мире именно благодаря системе высокоэффективного профессионального образования в области искусства, апробированной на протяжении ХХ века. С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает: - реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями; - выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения; - полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, реализуемых в муниципальных детских школах искусств. Реализация закона № 145-ФЗ позволит осуществлять деятельность детских школ искусств в соответствии с историческими традициями и социальной значимостью благодаря совместным усилиям органов власти и педагогических коллективов. |
Об освоении дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств | Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013 г. №1145, а также с учётом федеральных государственных требований,... | ||
Российской Федерации статей 29, 30, 34, 43,61,62 на основании федеральных государственных требований минимуму содержания, структуре... | Начальник управления образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района | ||
Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №161, с учетом рекомендаций из сборника материалов для детских школ искусств «О реализации... | Данное постановление на официальном сайте администрации города Сочи | ||
Российской Федерации» статей 29, 30, 34, 43,61,62 на основании федеральных государственных требований минимуму содержания, структуре... | Предоставление информации о реализации программ основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительных... | ||
«Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного... | Томска в процессе освоения ими основных образовательных программ (далее ооп) начального общего, основного общего, среднего общего... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |