Скачать 5.34 Mb.
|
КОММЕНТАРИЙ К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29 марта 2011 года Н.В. ПЛАСТИНИНА Автор: Пластинина Наталия Вячеславовна - практикующий юрист с 13-летним опытом работы: представление интересов граждан в суде, консультирование по вопросам гражданского законодательства, в том числе по имущественным, жилищным спорам, по вопросам защиты прав потребителей. Автор имеет обширную практику по трудовому праву, социальной защите населения. Любой работник в процессе своей рабочей деятельности сталкивается с множеством вопросов, разъяснять которые не всегда входит в обязанности штатного кадровика или юриста предприятия-работодателя. Иногда на предприятии нет нужного специалиста, а иногда нет и возможности обратиться к стороннему специалисту в области трудового права. Штудирование официальных текстов нормативных актов, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации, зачастую не дает полного и точного ответа на возникающие вопросы. Книга представляет собой практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. В книге уделяется повышенное внимание рассмотрению наиболее острых и часто возникающих вопросов, как у работников, так и у работодателей. Также в книге рассмотрены и наиболее не затронутые в официальных комментариях вопросы. Издание будет интересно как работникам, так и работодателям, не имеющим в штате специалиста по трудовому праву. Книга предназначена для широкого круга читателей. При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 29.03.2011. Часть I Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.1. Основные принципы и запреты трудового законодательства (ст. ст. 2 - 4) Трудовое законодательство Российской Федерации (далее - РФ), как и законодательство в иных сферах (уголовное, гражданское и пр.) основывается на нескольких базовых нормативных актах, к которым отнесены: - международные договоры, декларации прав, конвенции; - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ; далее - Конституция РФ); - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2009 г.; далее - ТК РФ); - федеральные законы и законы РФ; - постановления Правительства РФ; - приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России) иных министерств и ведомств; - приказы Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд); - иные нормативные и подзаконные акты. Международная организация труда (далее - МОТ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН), международной организацией, занимающейся вопросами регулирования трудовых отношений. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда находится в Женеве (Швейцария). В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Справочно: В 2009 году участниками МОТ уже являлись 182 государства. Конвенции и декларации МОТ являются основополагающими для трудового законодательства стран-участниц. МОТ было принято много конвенций, нашедших отражение и в российском трудовом законодательстве. Например, нормы Конвенции МОТ от 29 июня 1951 года N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (ратифицирована СССР 4 апреля 1956 года) нашли отражение в ст. 3 ТК РФ. Нормы Конвенции N 103 от 28 июня 1952 года "Об охране материнства" (пересмотренной в 1952 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 года), а также положения Конвенции N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" от 23 июня 1981 года (ратифицирована Федеральным законом от 30 октября 1997 года N 137-ФЗ) нашли отражение в главе 41 ТК РФ и множестве других нормативных актов РФ, содержащих нормы трудового права. 18 июня 1998 года в Женеве была принята Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", согласно которой все государства - члены МОТ, свободно вступая в МОТ, обязались признавать принципы и права, закрепленные в Уставе МОТ и в Филадельфийской декларации, принятой 10 мая 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, а также обязались добиваться достижения всех целей МОТ, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей. Принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой МОТ, так и за ее пределами. При этом все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно: - свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; - упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; - действенное запрещение детского труда; и - недопущение дискриминации в области труда и занятий. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., в ст. 1 закрепляет следующий приоритет: "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР". Конституция РФ в ст. 37 повторяет принципы прав и свобод человека и гражданина в области труда, установленные международными конвенциями и являющиеся общепризнанными в мире, и устанавливает следующие права и свободы: - труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; - принудительный труд запрещен; - каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы; - признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; - каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 2, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ закрепляет в едином перечне все основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: - свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; - запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; - защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; - равенство прав и возможностей работников; - обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; - обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; - обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; - обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; - сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; - социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; - обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; - установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; - обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; - обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; - обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; - обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; - обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; - обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Каждый из этих принципов находит уточнение как в самом ТК, так и в федеральных законах и подзаконных актах. Так, например, принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализован не только в ТК РФ, но и в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О занятости населения в РФ"), и далее механизмы реализации отдельных положений указанного Закона регулируются иными нормативными актами. Например, величина пособия по безработице на 2010 год в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительству РФ п. 2 ст. 33 Закона РФ "О занятости населения в РФ", определена Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 926 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год" <1>. -------------------------------- <1> Справочно: минимальная величина пособия по безработице на 2010 год установлена в размере 850 рублей, а максимальная величина - в размере 4900 рублей. Отдельно выделен запрет на дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) и на принудительный труд (ст. 4 ТК РФ). Следует отметить, что ранее существовал и широко применялся термин "тунеядство", под которым понималось паразитическое существование за счет не отдельных граждан, а за счет всего общества. В соответствии со ст. 12 Конституции СССР 1936 года труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Был принят даже Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1961 года "Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни": граждане, не желающие работать, могли быть подвергнуты не только административному, но и уголовному наказанию. Статья 209 Уголовного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 27 октября 1960 г. (далее - УК РСФСР), утратившего силу с 1 января 1997 года в связи с принятием Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", устанавливала ответственность за три разные формы тунеядства: занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. И лишь с вступлением в силу Закона РФ "О занятости населения в РФ" незанятость граждан перестала служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. В дальнейшем в новом законодательстве РФ понятие "тунеядство" не применялось. В современном трудовом праве актуальность получило отражение проблемы запрета принудительного труда и дискриминации в сфере труда. В соответствии со ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. При этом в применяемом значении термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя: - всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения; - всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы; - всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения; - всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей. Касательно запрета дискриминации в сфере труда необходимо отметить, что ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) закреплено, что пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. Однако, несмотря на содержащиеся нормы о запрете дискриминации в сфере труда, случаев отказа в приеме на работу граждан по причине пола или национальности в России достаточно много. Но истинная причина отказа в приеме на работу во избежание обвинения в дискриминации и дальнейших судебных процессов всегда завуалирована недостаточным опытом работы или недостаточной квалификацией, неподходящим образованием и прочими причинами, которые не признаются трудовым законодательством в качестве признаков дискриминации. 1.2. Действие трудового законодательства во времени, пространстве. Акты, регулирующие трудовые отношения (ст. ст. 11 - 13) На всех граждан (в том числе иностранных граждан), работающих по трудовому договору (об отличиях трудового договора от гражданско-правового см. таблицу 1 раздела 3 настоящей книги), распространяются нормы трудового права. В отношении некоторых категорий работников действуют особенности, установленные разделом 12 ТК РФ, не ухудшающие их положение по сравнению с общими нормами ТК РФ в отношении всех работников (см. комментарий к разделу 12 ТК РФ). В отношении иностранных работников действуют дополнительные требования, связанные с их пребыванием на территории РФ и установленные как ТК РФ, так и иными нормативными актами РФ (например, такие дополнительные требования содержит Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Однако есть категории работающих граждан, на которые трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): - военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; - члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); - лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; - другие лица, если это установлено федеральным законом. Основной принцип действия трудового законодательства во времени: закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношении трудовых отношений, длящихся как до вступления в силу нового нормативного акта, так и после вступления в силу, вновь принятый нормативный акт (при отсутствии в нем оговорки распространения на ранее возникшие правоотношения) действует в отношении прав и обязанностей, возникших после введения его в действие. Статья 12 ТК РФ содержит условия и порядок вступления нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Принятый нормативный акт вступает в силу в срок, прямо определенный в самом нормативном акте или же в соответствии с общим порядком вступления в силу нормативных актов. Такой общий порядок установлен в зависимости от вида нормативного акта, например: - Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; - Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Вступление в силу нормативного акта обязательно связано с его официальным опубликованием (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера). Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, а также акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты данных органов, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Кодексы РФ, как правило, содержат норму о дате введения их в действие в самом тексте кодекса или в федеральном законе о введении кодекса в действие. Например, ТК РФ в ст. 420 содержит прямое указание о введении его в действие с 1 февраля 2002 года, несмотря на то что первоначальный текст документа бы опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001, в "Парламентской газете" 5 января 2002 г. и в Собрании законодательства РФ 7 января 2002. Статьей 12 ТК РФ определены и сроки прекращения действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, либо отдельные их положения. Действие акта прекращается в связи с: - истечением срока действия; - вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; - отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. Аналогичные условия прекращения установлены и в отношении локальных актов организации-работодателя. Еще одним условием прекращения действия локального нормативного акта организации названо вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом). Действие нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве означает их территориальное действие. Распространение на работников определенной территории определяется видом акта, содержащего нормы трудового права: - федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ действуют на всей территории РФ, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное; - законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ; - нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования; - принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. Акты, регулирующие трудовые отношения. Помимо нормативных актов, указанных в п. 1.1. раздела 1 настоящей книги, к актам, регулирующим трудовые отношения, относятся и локальные акты, не являющиеся общеобязательными для работников разных организаций. Статьей 8 ТК РФ работодателям (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) предоставлено право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При принятии локальных нормативных актов учитываются также положения и коллективного договора, соглашения, которые в свою очередь также отнесены к локальным нормативным актам. При регулировании трудовых отношений действует принцип "неухудшения": любые локальные нормативные акты отдельных работодателей, трудовые договоры с их работниками не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. А в случае наличия таких ухудшающих положений в локальных нормативных актах, коллективном договоре, трудовом договоре они не подлежат применению, а применяются нормы ТК РФ. 1.3. Исчисление сроков (ст. 14) Изучение вопроса об исчислении сроков является важным, поскольку довольно распространенной ошибкой работников является их неправильное исчисление. На нижеприведенных примерах рассмотрим понятия начала и окончания действия сроков в трудовых отношениях. Началом срока возникновения прав и обязанностей является календарная дата, которой определено начало течения срока. Например, трудовой договор с работником заключен 4 августа 2010 года с указанием в тексте договора, что "работник обязан приступить к выполнению своей трудовой функции с 5 августа 2010 года". Началом течения срока трудовых отношений является 5 августа 2010 года. Правильность данного вывода подтверждается ст. 61 ТК РФ, устанавливающей, что трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя; работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если же трудовой договор заключен 4 августа 2010 года, а в тексте договора нет указания на дату начала работы работника у данного работодателя, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу, то есть 5 августа 2010 года. Неправильно может исчисляться и течение срока предупреждения об увольнении. Как правило, увольняющийся работник включает в двухнедельный срок предупреждения, установленный ст. 80 ТК РФ, и день написания заявления об увольнении. Между тем ст. 80 ТК установлено, что течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. Например, Иванов П.А. написал 5 августа 2010 года заявление об увольнении. Датой увольнения он должен указать 19 августа 2010 года. Однако в определенных случаях данный срок может быть сокращен. Например, по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении, тогда в заявлении будет указана согласованная сторонами дата увольнения. При исчислении сроков следует помнить о том, что в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Например, при предоставлении ежегодного отпуска в дни отпуска включаются и нерабочие суббота и воскресенье. Возникновение вопросов у многих работников и работодателей связано также с положением ст. 14 ТК РФ о последнем дне срока: если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Спорные вопросы, как правило, возникают в неоднозначных ситуациях, например, при исчислении окончания испытательного срока. Рассмотрим подобный случай на конкретном примере: трудовой договор с Сидоровой О.А. заключен 10 февраля 2010 года. Сидорова О.А. согласно условиям договора приступила к исполнению своих обязанностей 10 февраля. Испытательный срок три месяца, установленный трудовым договором, истекает 9 мая 2010 года. Однако в связи с тем, что последний день срока пришелся на нерабочий праздничный день, днем окончания испытательного срока считается 10 мая 2010 года - ближайший следующий за нерабочим днем рабочий день. 1>1> |
Книга предназначена для широкого круга читателей: ученых, преподавателей высших учебных заведений, учителей | История прокуратуры Курганской области в документах, фотографиях, воспоминаниях современников | ||
Книга предназначена для специалистов в области практической психологии и смежных областей, а также для широкого круга читателей,... | Книга предназначена для специалистов в области практической психологии и смежных областей, а также для широкого круга читателей,... | ||
Книга предназначена для широкого круга читателей, но наибольшая заинтересованность может быть выражена со стороны медицинской общественности:... | Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других... | ||
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других... | Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |