1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Цели дисциплины «Актуальные проблемы семейного права»
- дать изучающим необходимые сведения об актуальных проблемах семейного права в Российской Федерации;
- сформировать у студентов устойчивую систему знаний об основных институтах семейного права;
- показать студентам существенное значение семейного права в ряду юридических дисциплин и его роль в развитии семейных отношений в Российской Федерации;
- соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс;
- обеспечение понимания студентами сути правовых норм, существующих в законодательстве Российской Федерации по вопросам семейного права, и развитие навыков их квалифицированного применения на практике;
- получение практических навыков эффективного применения нормативно-правового материала и приобретенных теоретических знаний к конкретным ситуациям, возникающим в сфере семейных правоотношений.
Задачи дисциплины «Актуальные проблемы семейного права»:
- проведение практических занятий ставит задачи развития у магистрантов навыков и умений анализировать различные жизненные ситуации с юридической точки зрения;
- правильно применять в различных ситуациях нормы семейного права;
- изучение судебной практики по актуальным проблемам семейного права;
- рассмотрение проблем, возникающих на практике при применении изучаемых нормативно-правовых актов;
- закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным аспектам семейного права.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Она составляет необходимую основу для подготовки юристов широкого профиля. Предусмотренные для изучения темы обеспечивают фундамент, как для будущей научной деятельности, так и для работы по конкретным юридическим профессиям. В условиях быстро меняющегося законодательства и правоприменительной практики овладение фундаментальными знаниями трудно переоценить. На их основе легче ориентироваться в изменяющихся условиях социальной и экономической жизни страны. Они являются той базой знаний, которая позволяет самостоятельно формировать узкоспециальные знания. Теоретические знания позволяют решать главным образом практические задачи, поэтому имеют выраженную практическую направленность.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
- основные теоретико-методологические институты, практический потенциал и основные направления Актуальных проблем семейного права;
- возможности, сферы и способы защиты семейных прав;
- юридическую терминологию, необходимую для изучения правовой базы семейного права в современной России;
- содержание основных правовых источников семейного права.
Обучающийся должен уметь:
- осознанно воспроизводить полученную в ходе спецкурса информацию, приводить примеры, например, в предложениях по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
- осмысливать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою обоснованную позицию;
- свободно пользоваться понятийным аппаратом науки;
- комментировать нормативно-правовые акты;
- отношения, регулируемые семейным законодательством;
- основные институты семейного права.
Обучающийся должен иметь представление
- о семейном праве как учебной дисциплине;
- мировоззренческих и методологических основах семейного права;
- грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по семейно-правовой проблематике;
- самостоятельно работать с научной и учебной литературой, применять нормы семейного права к конкретным жизненным ситуациям.
| У магистранта должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- обладать способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- обладать способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Актуальнее проблемы гражданского права, актуальные проблемы теории государства и права, современные концепции цивилистической науки, актуальные проблемы права собственности.
| Семинар «Анализ судебной практики по спорам в сфере гражданских и семейных правоотношений»,
Гражданско-правовое регулирование договорных отношений, наследственное право.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический – изложение теоретического материала в форме монолога
| М
| Показательный – объяснение материала с приемами показа
| П
| Диалогический – изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами
| Д
| Эвристический (частично поисковый) – под руководством преподавателя магистранты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают делают выводы и решают поставленную задачу
| Э
| Проблемное изложение – поставка проблемы и раскрытие путей ее решения
| ПБ
| Исследовательский – самостоятельное добывание магистрантами знаний в процессе разрешения проблемы путем сравнения различных вариантов ее решения
| И
| Программированный – организация аудиторной и самостоятельной работы магистрантов, осуществленная в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств
| ПГ
| Интерактивный метод «мозгового штурма»
Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания актуальные проблемы семейного права, связаны с «погружением» магистранта в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие.
Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков.
Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности магистрантов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех магистрантов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала.
| МШ
| |