СодержаниеКак обеспечить достойное будущее илиВозможности негосударственных пенсионных фондовВместо предисловия
1. Как это делается у нас. Пенсионное обеспечение в России: вчера, сегодня, завтра
2. Как это делается «у них». Пенсионное обеспечение за рубежом
3. Краткая история и обзор негосударственного пенсионного обеспечения в России
4. Внешнее правовое регулирование деятельности НПФ
5. Внутреннее правовое регулирование деятельности НПФ
6. Деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению
7. Пенсионные схемы негосударственных пенсионных
8. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика
9. Тенденции развития негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, регулирование и контроль НПФ
10. Надежность негосударственных пенсионных фондов
11. Где взять средства на будущую старость?
12. Вы решили стать «негосударственным пенсионером»
Послесловие
ПриложенияПриложение №1. Словарь наиболее употребляемых понятий и терминов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования
Приложение №2. Перечень действующих негосударственных пенсионных фондов
Приложение № 3. Перечень негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика
Приложение №4. Сводные данные о деятельности НПФ
Приложение № 5. Авторский рейтинг НПФ
Приложение № 6. Форма заявления о переходе из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд. Инструкция по заполнению формы заявления о переходе в фонд
Приложение №7 Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании, осуществляемым негосударственным пенсионным фондом
Как обеспечить достойное будущее или Возможности негосударственных пенсионных фондов...Проблемы пенсионного обеспечения неизбежно коснуться каждого: кто-то станет пенсионером раньше, кто-то позже.
Так что же следует предпринять, чтобы в старости не нуждаться, чего ожидать от проводимой пенсионной реформы, какую стратегию и тактику поведения выбрать в сегодняшних условиях, что такое негосударственное пенсионное обеспечение?
Прочитайте книгу, которую Вы держите в руках, и получите ответы на эти и многие другие вопросы.
Вы узнаете, как работают негосударственные пенсионные фонды, каковы юридические основания их деятельности, в каких регионах есть действующие НПФ и что они могут предложить гражданам, какие существуют схемы расчета негосударственной пенсии и что нужно вложить в нее сегодня.
Михаил Михайлович Аранжереев, автор
Вместо предисловияУважаемый читатель! Если Вы открыли эту книгу, значит, вопросы пенсионного обеспечения Вам небезынтересны. Да и не удивительно: эти проблемы затрагивают каждого. К сожалению, все мы становимся только старше и практически каждый гражданин рано или поздно станет пенсионером. В настоящее время около трети населения нашей страны получает различные виды пенсионного обеспечения.
За время существования СССР в сознании граждан прочно укоренилось, что их старость обеспечивает государство. Сегодня мы живем в других экономических условиях, но, как и раньше, проблемы обеспечения своей старости откладываются «на потом».
Обратите внимание: проблемы пенсионного обеспечения сегодня должны касаться не только пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, но и (важно!) молодых людей. Поэтому, чем раньше молодой человек проникнется важностью данного вопроса, тем больше у него шансов обеспечить себе пенсионные накопления к старости. В связи с этим вспоминаются слова наших соотечественников при виде групп иностранных туристов явно пенсионного возраста: вот ведь смогло обеспечить государство людям достойную старость, могут же люди позволить себе на пенсию и за границу ездить! Замечу, что «их» государства, конечно же, осуществляют различные социальные программы, но основная масса иностранных пенсионеров достаточно неплохо живет не столько за счет государственной пенсии, сколько за счет того, что с самого начала трудовой деятельности каждый, кто хочет иметь обеспеченную старость, сам себе на нее зарабатывает. А государство лишь создает условия. Сегодня и у наших граждан появляется шанс обеспечить себе достойную старость.
Естественно, возникают вопросы: как обеспечить себе достойную старость, чего ожидать от проводимой реформы пенсионного обеспечения, какую стратегию и тактику действий выбрать в этих условиях, что такое негосударственное пенсионное обеспечение и многие другие. Содержание этой книги поможет вам, уважаемый читатель, ответить на эти вопросы.
При этом наибольшее внимание автор уделяет негосударственному пенсионному обеспечению, как наиболее новому, перспективному и недостаточно известному направлению развития социальной сферы.
Чтобы читателю были ясны тенденции развития пенсионного обеспечения в России, автор приводит краткую историческую справку об изменении этой социальной сферы в нашей стране и примеры решения данной проблемы в ряде зарубежных стран. Кроме того, дана характеристика негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и рассмотрены правовые основы их деятельности. Для тех, кто решит сделать свой выбор в пользу негосударственного пенсионного обеспечения, будет интересно узнать, как работают эти фонды и что нужно знать о них будущему пенсионеру. В помощь выбирающим «свой» негосударственный пенсионный фонд в книге даны приложения, которые содержат информацию, полезную для принятия решения. Обращаем внимание тех, кто еще думает, читать ли
эту книгу дальше или отложить и забыть, – посмотрите на расчет ожидаемой негосударственной пенсии, и определите для себя, готовы ли вы «жертвовать» чем-нибудь сейчас, чтобы обеспечить себе достойную старость потом:
Размер пожизненной пенсии для мужчин и женщин
|
Актуарная доходность, % 2, 3, 4
|
Период накопления, лет 30
|
Отчисления от зарплаты на накопительную часть пенсии, % 4
|
Прожиточный минимум на душу населения, руб. 2451 (IV квартал 2008 г.)
|
Средняя ежемесячная зарплата, руб. 8133 (на апрель 2005 г. – по данным Госкомстата России)
|
Средняя остаточная продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста, лет:
мужчины 14 (с 60 лет)
женщины 23 (с 55 лет)
|
Размер получаемой зарплаты, руб./месяц
| 3 000
| 10 000
| 30 000
| 4693
| Актуарная доходность, %
|
Размер отчислений в накопление, руб./месяц
| 120
| 400
| 1200
| 186
|
Размер ежемесячной пенсии, руб.
|
|
ж
| 333
| 1100
| 3331
| 516
| 2
|
м
| 430
| 1433
| 4300
| 665
|
|
ж
| 426
| 1419
| 4258
| 660
| 3
|
м
| 544
| 1812
| 5435
| 842
|
|
ж
| 545
| 1817
| 5451
| 843
| 4
|
м
| 688
| 2295
| 6884
| 1065
|
|
обратите внимание: терминология, применяемая в данной социальной сфере, достаточно специфична. Поэтому в Приложении 1 помещен словарь наиболее употребляемых понятий и терминов, применяемых в области негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. Наверное, целесообразно сначала (до прочтения всей книги) просмотреть его, а затем, если в тексте встречается термин, в значении которого вы сомневаетесь, возвращаться к словарю.
Глава 1. Как это делается у нас. Пенсионное обеспечение в России: вчера, сегодня, завтраРоссия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они и распределялись на выплаты пенсий.
Вчера – сегодняПриведем упрощенный пример (цифры условные):
• численность населения страны – 100 млн. человек
• численность работающих – 60 млн. человек
• средний уровень оплаты труда – 20000 руб.
• процент отчислений в пенсионный фонд – 15 %
• численность пенсионеров – 30 млн. человек
• отчисления в пенсионный фонд: 2000 руб. х 60 млн. чел. х 15% = 18 000 млн. руб.
• средняя пенсия составит: 180 000 млн. руб. : 30 млн. чел. = 600 руб.
Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий:
• по старости;
• за выслугу лет;
• по потере кормильца;
• социальная.
Право на
трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается
социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Источниками финансирования государственных пенсий являются:
• бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
• федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.
Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большей части в настоящее время представляет собой
распределительную систему, которая, надо признать, является самой дешевой в обслуживании.
Альтернативой этой системе является
накопительная система, становление и функционирование которой связано с целым рядом издержек. Тем не менее большинство стран отказывается от распределительных систем. Это вызвано прежде всего тем, что во многих развитых странах ухудшается демографическая ситуация. Так, население России в среднем уменьшается на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера. Возвратимся к нашему примеру и допустим, что чис-
ленность работающих и численность пенсионеров равны и составляют по 45 млн. человек. В этом случае:
• отчисления в пенсионный фонд составят: 20000 руб. х 45 млн. чел. х 15% = 135 000 млн. руб.
• средняя пенсия составит: 135 000 млн. руб. : 45 млн. чел. = 3000 руб.
Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в этом следует искать причины того, что
распределительная система изживает себя и начинают развиваться
накопительные системы.
Основные черты реформируемой пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
1 января 2002 г. Россия вступила в очередную фазу развития пенсионной реформы, когда пенсионная система, основанная ранее на чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный, так и накопительный принципы.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работника за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как раньше, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд России, производимых работодателем.
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена тремя элементами:
1) государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;
2) обязательное пенсионное страхование;
3) негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:
• базовая часть трудовой пенсии по старости;
• базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
• базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
• социальные пенсии нетрудоспособным гражданам;
• государственные пенсии военнослужащим;
• пенсии другим отдельным категориям граждан.
Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
Договоримся, что в дальнейшем в качестве примера мы будем рассматривать только трудовую пенсию, т.е. пенсию, выплачиваемую по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из трех частей (см. Схему 1).
1. Базовая часть трудовой пенсииРазмер базовой части трудовой пенсии является фиксированной величиной. К 2010 году он достигнет 2562 рубля. В соответствии с законом (см. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») «Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год». Кроме того, тот же закон предусматривает возможность поэтапного приближения размера базовой части трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера.
2. Страховая часть трудовой пенсииРазмер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе, суть которого заключается в следующем. При выходе застрахованного лица на пенсию, проводится расчет условного пенсионного капитала, равного сумме поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, увеличенных в соответствии с некоторым индексом. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Никаких реальных накоплений не возникает, и пенсия выплачивается из текущих взносов, т.е. страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основана на солидарно рас-
пределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы. При этом, размер этих двух частей пенсии по-разному начисляется и по-разному индексируется. Размер индексации будет определяться «Индексом роста доходов Пенсионного фонда на одного Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий (см. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
3. Накопительная часть трудовой пенсииВ отличие от страховой части, накопительная часть трудовой пенсии основана на реальных накоплениях, т.е. на реальном инвестировании страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий. Для расчёта размера накопительной пенсии, реальные накопления делятся на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии на день назначения пенсии. Размер накопительной части трудовой пенсии подлежит индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений. Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.На 01 января 2009 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 130 негосударственных пенсионных фонда. В 2008г. на пенсионные счета 3 млн 593 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации и инвестируется около 40 млрд. руб.
Отметим, что трудовая пенсия, назначаемая по случаю потери кормильца, состоит только из двух частей: базовой части трудовой пенсии и страховой части.
Сегодня-завтра: стоит ли (и как) копить на старостьК сожалению, обычная трудовая государственная пенсия в России явно не в состоянии удовлетворить потребности пенсионера, так как её размер практически равен прожиточному минимуму (а по большому счету реально ниже его), т.е. государственная пенсия в принципе достойной старости не гарантирует. Наше государство вступило на рыночный путь развития. Исходя из этого следует понимать, что основная ответственность за будущую пенсию теперь ложится на самого будущего пенсионера и его работодателей, т. е. работник и работодатель на паритетных началах под патронажем государства и профсоюзов (там, где они есть) должны аккумулировать достаточное количество денежных средств для будущей пенсии сегодняшнему работнику – будущему пенсионеру.
Решение этой задачи сдерживается недостаточным развитием нашей экономики. Минимальная заработная плата российского работника значительно меньше минимальной заработной платы в развитых странах. Так, в нашей стране на заработную плату и пенсию приходится всего 25-30% внутреннего валового продукта (ВВП), тогда как во Франции и Германии до 70 % ВВП направляется на решение этих актуальных задач.
-
Для справки
Конвенцией Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» определено, что периодическое пособие (пенсия) по старости типичного получателя (мужчина с женой и двумя детьми) при стаже работы 30 лет не может быть менее 40% заработной платы. Европейским кодексом социального обеспечения размер пенсии типичного получателя при наличии 40-летнего трудового стажа должен составлять 50% при отсутствии иждивенцев и не менее 65% заработной платы при их наличии.
|
Демографическая ситуация, складывающаяся в странах Европы, предполагает дальнейшее увеличение количества пенсионеров и уменьшение числа работающих граждан. Из этого следует, что и у нашего государства вряд ли будет хватать средств на поддержание даже нынешнего уровня покупательной способности пенсий только за счет бюджета.
Суммируя вышеизложенное, на вопрос: стоит ли копить себе на старость каждый должен ответить сам, исходя из того, что государство не в состоянии обеспечить ему достойную старость.
Здесь автор хотел бы заметить, что ни одно, даже самое богатое государство в мире не в состоянии только за счет бюджета обеспечить достойную старость
всем пенсионерам.
Для окончательного уяснения ситуации зададим вопрос: а откуда берутся деньги для государственных пенсий? В настоящее время обязательные отчисления в Пенсионный фонд производят только работодатели. А граждане? До 2002 г. обязательные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов физических лиц составляли 1%, сегодня же и их нет. Таким
образом, денежное обеспечение государственной пенсии зависит от работодателей, направляющих отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработной платы, которую они начислят (официально).
Приведем пример (цифры условные).Допустим, что ваша ежемесячная заработная плата – 10 000 руб. Бухгалтерия предприятия на эту сумму начисляет единый социальный налог, который уплачивает предприятие. Часть суммы налога (14%) направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации. То есть ваш работодатель (из своих средств) ежемесячно направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации 1400 руб. за то, что начислил вам заработную плату в размере 10 000 руб.
А если из этих 10 000 руб. вы получаете 8000 руб. «в конверте» и только 2000 руб. – ваша официальная заработная плата, то единый социальный налог и отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации рассчитываются, естественно, с суммы в 2000 руб., соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации будет направлено только 280 руб.
Итак, возвращаясь к вопросу: стоит ли копить себе на старость, необходимо понимать, что проблему нужно формулировать несколько иначе: готов ли я лично что-то делать сегодня, что бы по достижении пенсионного возраста не задумываться о средствах к существованию? При этом следует осознавать, что чем раньше «включаешься» в систему дополнительного пенсионно-
го обеспечения, тем значительней будет размер дополнительной пенсии.
... Когда мы пытаемся ответить на вопрос, как накопить деньги на достойную старость, то в первую очередь вспоминается лозунг: «Храните деньги в сберегательной кассе!».
Банки. Может быть, действительно копить деньги в банке? Очевидно, что в связи с достаточно высокой инфляцией и низкой доходностью хранить деньги в
коммерческом банке длительный срок невыгодно, так как разность между объявленной банком доходностью и реальным процентом инфляции – величина отрицательная. Только при наличии крупных вкладов эта величина может оказаться близкой к величине инфляции. Кроме того, банк – это коммерческое предприятие и его цель – обеспечение интересов своих акционеров, направленных в первую очередь на извлечение прибыли, а не на обеспечение вам достойной старости.
Страховые компании также являются коммерческими организациями, поэтому на их счет не следует обольщаться, так как их доходность не будет заметно отличаться от доходности накоплений в банках.
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Их развитие началось с 1996 г., когда были выданы первые лицензии управляющим компаниям. Они стали как бы продолжением развития чековых инвестиционных фондов и акционерных инвестиционных фондов. ПИФы (фонды с коллективным долевым участием) не являются самостоятельными юридическими лицами. Создание ПИФов и управление их активами – исключительная прерогатива управляющих компаний, которые действуют на основании лицензии, выданной на данный вид деятельности. Таким образом, ПИФ целиком зависит от стратегии, выбранной его управляющей компанией. Вкладчики приобретают паи в выбранном фонде и тем самым формируют его активы. Каждый вкладчик (пайщик) становится владельцем количества паев, суммарная стоимость которых равна первоначально вложенной сумме средств. Колебание цены пая влияет на финансовый результат. Чем больше выросла цена, тем за большую сумму можно продать свои паи и заработать большую сумму, но не исключено и обратное. Опыт показывает, что на протяжении короткого промежутка времени (несколько месяцев) доходность вложений в ПИФ может быть и отрицательной при возможном падении фондовых рынков. В то же время при вложениях на период от 1,5 лет и более доходность, как правило, оказывается существенно выше инфляционной. При всей привлекательности ПИФов я бы не стал рассматривать их в качестве основного способа зарабатывания денег на обеспечение достойной старости. Дело в том, что все-таки это в той или иной мере игра на фондовом рынке. Чтобы хорошо зарабатывать, надо иметь достаточно крупную сумму денег для покупки значительного количества паев. Итак, в ПИФах вполне возможно зарабатывать деньги, но не пенсию.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Обратите на него особое внимание! Почему?
Во-первых, НПФ – некоммерческая организация, т.е. целью его деятельности не является извлечение прибыли, которую получат учредители. Во-вторых, именно пенсионное обеспечение является как целью создания, так и основным видом деятельности НПФ.
В-третьих, и это, может быть, самое главное: в отличие от вышеупомянутых организаций для начала пенсион-
ных накоплений не требуется изначально значительных денежных средств, т.е. в НПФ можно начинать формировать свою будущую пенсию с незначительных текущих отчислений - в пределах 400-500 руб. В-четвертых, негосударственные пенсионные фонды являются организаций социального обеспечения, что предопределяет повышенное внимание со стороны государства к их надежности и способности выполнять принятые на себя обязательства.
Таким образом, специальная форма организации, основной целью которой является задача сохранения и приумножения средств, предназначенных для Ваших будущих пенсий - это негосударственный пенсионный фонд.
-
Для справки
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
• негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
• деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и договорами об обязательном пенсионном страховании;
• деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
|
Деятельность негосударственных пенсионных фондов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», подлежит обязательному лицензированию и контролируется государством.
Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию - это деятельность по формированию и выплате накопительной части трудовой пенсии. Суть процесса заключается в следующем (см. Схему 2):
1. Организация в обязательном порядке на заработную плату работника начисляет единый социальный налог.
2. Часть указанного налога перечисляется в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме обязательных страховых пенсионных взносов.
3. Если Вы направите соответствующее распоряжение в Пенсионный фонд Российской Федерации, то накопительная часть обязательных страховых взносов будет перенаправляться в негосударственный пенсионный фонд.
4. Негосударственный пенсионный фонд «нарастит» указанные денежные средства и будет выплачивать их Вам в виде накопительной части трудовой пенсии.
-
Для справки
Если гражданин оставляет свои деньги в Пенсионном фонде Российской Федерации, то они передаются государственной управляющей компании (Внешэкономбанку). Хранить ценные бумаги, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, и контролировать правильность их инвестирования будет специализированный депозитарий. В конкурсе по выбору спецдепозитария победила Объединенная депозитарная компания, принадлежащая Внешторгбанку. Требованиям конкурса на управление накопительной частью трудовой пенсии удовлетворяют 55 управляющих компаний. Конкурсы проводятся ежегодно, и число управляющих компаний, которым разрешено управлять накопительной частью пенсии, может увеличиться.
|
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению – это деятельность по формированию и выплате дополнительной (негосударственной) пенсии.
Формирование средств для негосударственной пенсии может осуществляться по двум направлениям (см. Схему 3):
1. Работник (или любой гражданин РФ) направляет часть личных средств в НПФ в виде добровольных взносов с целью пополнения своего пенсионного счета. НПФ «нарастит» указанные денежные средства и будет выплачивать их в виде дополнительной (негосударственной) пенсии.
2. Предприятие (работодатель) перечисляет на пенсионный счет своего работника в НПФ добровольные взносы (сверх обязательных пенсионных платежей, направленных в Пенсионный фонд РФ). НПФ «нарастит» указанные денежные средства и будет выплачивать их работнику после достижения им пенсионного возраста в виде дополнительной (негосударственной) пенсии.
В дальнейшем эти два вида деятельности будут неоднократно упоминаться. Запомните их отличие, чтобы четко понимать, о чем идет речь.Упрощенная схема деятельности негосударственного пенсионного фонда выглядит так:
1) сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
2) ведение учета поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
3) инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
Обратите внимание!
Государство «отделило» фонд от денег, т.е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а «работают» с этими деньгами специальные организации.
4) ведение учета прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;
5) выплата пенсии пенсионеру по достижении им пенсионного возраста.