Скачать 3.5 Mb.
|
Часть I СОДЕРЖАНИЕ 1 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (В ТОМ ЧИСЛЕ АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ; АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ) 7 1.1 РОССИЙСКОЕФЕДЕРАЛЬНОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 7 1.2 РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 15 1.3 ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 21 1.4СТАТИСТИЧЕСКИЕ БАЗЫ 39 1.5РОССИЙСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ 43 2 ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 45 2.1 БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 45 2.2 СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 60 2.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 66 2.4 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 72 2.5 ОЦЕНКА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИИЙ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 75 3 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ЗА РУБЕЖОМ 77 3.1 США (ОПЫТ НА УРОВНЕ ШТАТОВ) 77 3.2. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 82 3.3 ГЕРМАНИЯ 86 3.4 ФРАНЦИЯ 91 3.5 СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 98 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ПРИКЛАДНОМ, БЮДЖЕТНОМ, ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ, А ТАКЖЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗ 101 5 ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 107 5.1 АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ЗНАЧИМОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕР НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБО ИНОГО ЭФФЕКТА, ОЖИДАЕМОГО ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ) 107 5.2 ОЦЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 119 5.3 АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 123 5.3.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА 123 5.3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 130 6МЕТОДОЛОГИЯМОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В БЮДЖЕТЫ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 134 7ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВУЮ И СТАТИСТИЧЕСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ 136 8ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ 161 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 174 ПРИЛОЖЕНИЕ А 186 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 229 АННОТАЦИЯ 229 ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 230 ВВЕДЕНИЕ Актуальность мониторинга и оценки эффективности налоговых стимулирующих механизмов, в том числе направленных на активизацию инновационной деятельности, предопределяется уже принятыми решениями в проведении данной работы, а также особенностями современного экономического развития. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов прямо включают в состав необходимых мер мониторинг эффективности налоговых льгот и налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. К осени 2012 года стало очевидно: мировой финансово-экономический кризис, вошедший в острую фазу своего развития осенью 2008 года и, казалось бы, завершивший ее в 2009 году, продолжился и к концу 2012 года входит в новую фазу своего развития. Вероятность развития ситуации по негативному сценарию достаточно высока. Проблема и одновременно отличие экономической ситуации в мировой экономике осенью 2012 года от ситуации осени 2008 года состоит в том, что если тогда обвал мировой экономики был спровоцирован ипотечным кризисом в США, то сегодня выстроилась целая очередь событий и факторов, которые могут развернуть мировую экономику к острому кризисному развитию. Главные среди этих факторов известны: кризис суверенных долгов в Европе, теряющий темпы экономического ростаКитай, никуда не исчезнувшая проблема критического порога госдолга в США. Кризисная реальность заставляет корректировать действия правительств в налоговой сфере. В целях активного посткризисного восстановления, казалось бы, действовать надо было следующим образом. После снижения (неповышения) налоговой нагрузки в 2008-2009 годах в целях смягчения кризисных последствий для экономики можно и нужно в целях нормализации ситуации с государственными финансами поднимать ставки налогов. Так поступили, к примеру, со ставкой НДС во многих странах: она была сначала снижена в Великобритании с 17,5% до 15% в 2009 году и вновь повышена до прежнего уровня в 2010 году, а в 2011 году и вовсе до 20%; в Греции повышение произошло также в 2010 году до 23% с 19% в 2009 году; в Исландии до 25,5% с 24,5%, Румынии – до24% с 20%, Финляндии – до 23% с 22%, Чехии до 20% с 19% в тех же годах и т.д. Для России, казалось бы, постановка вопроса о повышении налогов в посткризисный период также правомерна. По оценке Минфина России, налоговая нагрузка на экономику в 2009 году существенным образом снизилась: если суммарно налоговые доходы и платежи по отношению к ВВП в 2008 году составляли 36,2%, то в 2009году этот показатель оказался равным 31%. Снижение налоговой нагрузки на 5,2 п.п. – очень существенное. Однако все страны, и Россия в том числе, вынуждены сегодня решать текущие бюджетные и экономические проблемы исходя из иной реальности: быстрого посткризисного восстановления и развития не получается. Следовательно, повышение налогов может применяться только достаточно избирательно. Резервы по повышению налогов оказались ограниченными. Доказательством тому является и тот факт, что уже в 2010 – 2011 гг. налоговая нагрузка в российской экономике вновь выросла, почти достигнув предкризисных значений: если в 2010 году доля налоговых расходов и платежей в ВВП составила 32,1%, то в 2011 году этот показатель вырос до 35,6%. Ряд стран уже решился на повышение подоходного налога. Максимальную ставку подоходного налога увеличили с 2010 года: в Греции (с 40% до 45%), Великобритании (с 40% до 50%), Португалии (с 42% до 45,9%), Италии (с 44,9% до 45,2%), Латвии (с 23% до 26%). В 2011 году максимальная ставка подоходного налога продолжила свой рост: в Италии (с 45,2% до 45,6%), Люксембурге (с 39% до 42,1%) Португалии (с 45,9% до 56,5%)1). Определенные резервы в повышении налогов имеются в росте ставок акцизов. Российская практика это подтверждает в полной мере. Однако в целом необходимо признать: бюджетные проблемы только посредством увеличения фискальной нагрузки решить не удастся. Экономика замедляется, а во многих европейских странах уже вошла в рецессию. Значит, необходимы иные меры. Среди этих мер – мониторинг и оценка эффективности налоговых льгот. Льготы – это выпадающие бюджетные доходы. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе. В ревизии налоговых льгот развернулась активная работа в целом ряде стран. Причем соответствующая деятельность не ограничивается только научными исследованиями. Идет масштабная практическая работа, сопровождающаяся, в том числе, соответствующим организационным оформлением. Так, в Великобритании в июле 2010 года было создано Управление по упрощению налоговой системы (OfficeofTaxSimplification – OTS). Деятельность создаваемых за рубежом структур представляет несомненный интерес для решения и в России задачи создания эффективной системы мониторинга и оценки налоговых льгот. Мониторинг и оценка эффективности существующих налоговых механизмов нужны сегодня для того, чтобы, с одной стороны, сократить налоговые расходы, и с другой стороны, сформировать с помощью налоговых механизмов такие стимулы, которые позволили бы противостоять снижению экономического роста, рецессии и даже падению экономики. Такая деятельность нужна и для получения ответа на вопрос: насколько может помочь противостоять разрастанию кризисных явлений инновационная деятельность, стимулируемая с помощью налоговых льгот и преференций? Потребуется также изучение опыта российских регионов и местных органов управления в создании механизма мониторинга эффективности налоговых льгот, анализ соответствующей судебной практики. Ключевые вопросы, важные моменты в создании эффективного механизма мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот ясны: критерии оценки эффективности требуется рассмотреть в прикладном, бюджетном, экономическом и социальном аспектах; должны быть определены инструменты и механизмы такой оценки. Все это в конечном итоге должно позволить определиться с методологией мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот. По оценке Минфина России, проведенного по итогам 2009 года, российское законодательство содержало 191 налоговый стимулирующий механизм, из них 60 – по налогу на прибыль организаций, 80 – по налогу на добавленную стоимость, 20 – по налогу на имущество, 16 – по земельному налогу, 12 – по налогу на добычу полезных ископаемых, 3 - по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. За прошедшие годы количество льгот только росло. Причем в 2010 году, по данным налоговой отчетности, стоимостной эквивалент стимулирующих налоговых льгот превысил 1 трлн. рублей. Особенно выделяются льготы по следующим направлениям стимулирования:
Названные выше цифры свидетельствуют как о масштабности самих налоговых стимулирующих налоговых механизмов, так и о масштабности соответствующей работы, которую необходимо провести, чтобы определиться не только с методическими подходами к оценке эффективности налоговых льгот, но и с возможными практическими механизмами решения данной задачи. Уже выявившиеся трудности по ликвидации некоторых налоговых льгот (к примеру, льгот по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач – 134 млрд. руб.) также свидетельствуют об актуальности данной работы. |
Пояснительные записки, тематическое планирование и тексты учебных пособий Летней физико-математической школы. 2002 и 2003 гг | Общие требования к первой (предквалификационной) и второй частям заявок (содержание, оформление, подача, изменение, отзыв) 15 | ||
Общие требования к первой (предквалификационной) и второй частям заявок (содержание, оформление, подача, изменение, отзыв) 15 | В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской... | ||
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской... | Научное содержание нир, оформленное по образцу научной публикации (объемом до 15 машинописных страниц, через 1,5 интервала) | ||
Неправильное составление договора или неполное содержание влечёт за собой проблемы различного характера | Разъяснения по выгрузке информации о прекращении банковской гарантии в иных, отличных от окончания срока гарантии случаях. 145 | ||
Характеристики, структура и содержание Раздел Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины | Суть и содержание понятия «маркетинг». Цели, задачи, объект и предмет маркетинга. Эволюция содержания маркетинга |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |