Предложения по новой системе оплаты труда в образовательных учреждениях Челябинской области
Введение 2
1. Основные понятия 3
2. Планирование и распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения 5
3. Постоянная часть заработной платы 7
3.1. Введение базовой единицы, как гарантии оплаты труда работника и единицы расчета 9
3.2. Дифференциация ставок (окладов) в зависимости от уровня образования, профессионального стажа, занимаемой должности, типа образовательного учреждения в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд различной степени сложности. 10
3.3 Компенсационные выплаты 16
4. Стимулирование труда 17
5. Модельные расчеты по новой системе оплаты труда 21
5.1 Учреждения, участвующие в апробации НСОТ 21
5.2 Инструкция по заполнению Формы 8 (по персоналу учреждения): 24
5.3. Результаты модельных расчетов 34
36
Введение
Настоящие предложения по переходу на новую систему оплаты труда в различных типах образовательных учреждений Челябинской области разработаны на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также организационно-методических материалов рекомендательного характера, в том числе: Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199–ФЗ); Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"; Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006 - 2008 годы; Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (письмо Минобрнауки России и Профсоюза от 26.10.2004 N АФ-947/96).
Практической основой для разработки настоящих Предложений стал всесторонний анализ инновационного опыта регионов по реформированию систем оплаты труда работников образования и проведенный анализ фактически сложившейся ситуации в Челябинской области. Комбинирование инновационных подходов на основе анализа реализации различных моделей системы оплаты труда в исследованных регионах позволяет сформировать новую систему оплаты труда, направленную на увеличение размера оплаты труда и повышение качества образования, и сохранение государственных гарантий в вопросах оплаты труда при переходе на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Задачами реформы системы оплаты труда работников образования являются обеспечение конкурентоспособности отраслевой заработной платы на рынке труда, привлечение в отрасль высококвалифицированных и молодых кадров, поддержка инновационных образовательных технологий и внедрение новых образовательных программ.
Посредством изменения условий оплаты труда возможно решение целого комплекса проблем, стимулирование новых направлений развития и, наконец, ориентация работников на решение приоритетных задач. В связи с этим внедрение новой системы оплаты труда работников образования не может ограничиваться установлением одних только новых принципов расчета заработной платы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такой нормативный акт определяет размер и структуру постоянной части заработной платы работника, гарантируя его конституционные права и реализуя государственные полномочия в сфере оплаты труда. Однако и на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения также решаются важные задачи.
На уровне субъекта РФ это обеспечение гарантий в сфере оплаты труда и единых принципов оплаты труда путем установления базовой единицы для расчета ставок заработной платы (окладов) на уровне, гарантирующем заработные платы в размере не меньше МРОТ и определения структуры и размеров компенсационных выплат.
На уровне муниципальных органов власти это переход к принципам нормативного подушевого финансирования при определении объемов финансирования каждого учреждения и обеспечение системы стимулирования руководителей образовательных учреждений.
На уровне образовательного учреждения новая система оплаты труда работников должна обеспечить развитие общественного самоуправления и стимулирование каждого работника по результатам его труда путем организации работы управляющих советов и определения показателей премирования работников.
Представляя собой комплекс норм, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве, коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, система оплаты труда работников образования состоит из трех структурных блоков: системы распределения фонда оплаты труда учреждения; порядка расчета размеров вознаграждения за труд и компенсационных выплат; системы стимулирующих выплат. Каждому из блоков соответствуют свой уровень полномочий и свои инструменты регулирования. Далее представлены предложения по новой системе оплаты труда работников образовательных учреждений Челябинской области структурированные по указанным блокам.
|