Скачать 1.87 Mb.
|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОФСОЮЗА № 1 (39) 2002 г. Редакционный Совет: В.И. ИВАНОВ (председатель),Ю.Е. КАЗАКОВ (ответственный секретарь), Н.В. ГАВВА, В.И. ЕРШОВ, Н.С. ЗАВОРУЕВ, Ю.В. МАЛКОВ, А.П. ЧИЖИКОВА, А. Л. ШАРИКОВЖурнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 081351от 21 декабря 1998 года Адрес редакции: 117119 г. Москва, Ленинский проспект, 42, офис 12 - 51 Телефон: (095) 938-82-80 Факс: (095) 952-56-24 СОДЕРЖАНИЕ
Социальное партнерство СОЛИДАРНАЯ СИЛА ПОЛУТОРА МИЛЛИОНОВ А. КРАСНОВ, заместитель председателя Профсоюза Мощное давление рыночных отношений, последствия развала экономики, правовой беспредел, обыкновенная житейская неустроенность все большее число людей и все чаще заставляют задуматься: где же искать защиту от всего этого, где найти поддержку в трудную минуту? В современной России основными защитниками работника – производителя материальных благ выступают государство и профсоюзы. Как известно, государство, его структуры (суды, прокуратура и т.д.) пока еще не в состоянии защитить работника от возникающих проблем рыночной экономики. Один на один с работниками остались профсоюзы, в деятельности которых стала главной их основная функция – защита прав и интересов своих членов. И профсоюзы, насколько это возможно, реализуют эту свою основную функцию: поддерживают массовые акции трудящихся, координируют их деятельность, доводят требования работников до правительства и нередко добиваются положительных результатов. А если в затруднительное положение в рыночных российских условиях попал не коммерсант, не бизнесмен, а наемный работник одной из организаций государственных учреждений или общественного обслуживания, да еще не состоящий в профсоюзе, то где ему искать защиту и поддержку? Сейчас уже трудно найти человека, который не знал бы, что наемные работники издавна объединялись в профессиональные союзы с целью: заявить и отстоять свои интересы, защитить себя от намерений работодателей и правительства решать за счет работников свои проблемы. Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации для всех работающих в организациях, обозначенных в наименовании Профсоюза, предлагает свою защиту и поддержку. Для этого у него есть права и опыт, а самое главное – солидарная сила полутора миллионов членов Профсоюза. V съезд Профсоюза 16 августа 2000 года утвердил Программу действий Профсоюза на 2000-2005 годы, в которой для реализации основной функции профсоюзов определил: Основным направлением деятельности выборных органов Профсоюза по защите индивидуальных и коллективных интересов членов Профсоюза и соответствующих категорий работающих и учащихся является дальнейшее совершенствование и развитие социального партнерства с работодателями и их объединениями через систему отраслевых, региональных, территориальных тарифных соглашений и коллективных договоров. Для чего человек вступает в профсоюз, как должен профсоюз работать, чтобы члену профсоюза было в нем хорошо, спокойно, надежно, чтобы работник не стремился его покинуть? Каждый работник, каждый член Профсоюза должен знать что он теряет, лишаясь профсоюзного членства. Мотивация профсоюзного членства в широком понятии – это вся профсоюзная деятельность, практика действий Профсоюза в современных реальных условиях. Мы же в этой статье рассмотрим только одну форму мотивации – социальное партнерство, которое съездом признано основным направлением деятельности Профсоюза. Трудовой кодекс Российской Федерации ( ст., ст. 23, 27) от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ определяет: « Социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». «Социальное партнёрство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров». Как видно из определения, данного в Кодексе, реализация социального партнерства способна разрешить практически все проблемы работника – члена Профсоюза, возникающее в его трудовой деятельности и в быту, а значит и решает в основном вопрос мотивации профсоюзного членства: сохранение численности профорганизаций и привлечение в Профсоюз новых членов. Рассмотрим развитие социального партнерства в Профсоюзе. В советский период существовала своя система регулирования трудовых отношений. Инструменты этого регулирования были самыми разнообразными. В 1917 году, например, был введен рабочий контроль на предприятиях, во времена НЭПа на предприятиях и в организациях заключались коллективные договоры. Затем были созданы производственные комиссии и совещания, которые в конце 50-х годов были преобразованы в постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). Все эти формы регулирования трудовых отношений использовались и в организациях государственных учреждений России и СССР (В ЦК имеются образцы коллективных договоров, заключенных в 1927-30 годах). При социалистической системе хозяйствования профсоюзы практически охватывали всех трудящихся, а руководители предприятий от имени государства выступали в качестве работодателей. Приоритетной целью заключения коллективного договора было обеспечение выполнения плановых государственных заданий. Политика социального партнерства занимала подчиненное место по отношению к производственным заданиям. Профсоюзы брали обязательства способствовать выполнению плана, крепить дисциплину и с этой целью организовывать культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. За последние годы в сфере регулирования трудовых отношений произошли значительные изменения: профсоюзы в своей деятельности стали независимыми от органов государственной власти, политических партий, защитная функция стала главным направлением деятельности профсоюзов, причем защиту интересов наемных работников они связывают с системой социального партнерства. Если анализировать необходимые условия для социального партнерства в современной России, то действительно: рынок труда только формируется, причем в условиях всестороннего кризиса (экономического, политического, психологического), солидный законодательный базы трудовых отношений еще нет, мы только идет к правовому и социальному государству. В этот период происходит взаимное обучение как работодателей, так и наемных работников ведению переговоров и решению вопросов трудовых отношений мирным путем. В Российском профсоюзе работников госучреждений с самого начала правильно поняли исключительную важность принципов социального партнерства, практического использования переговоров, поиска взаимоприемлемых решений с работодателем при возникновении конфликтных ситуаций преимущественно переговорным путем. Центральный комитет Профсоюза, его президиум регулярно рассматривают на своих заседаниях вопросы социально-экономической работы. Ежегодно рассматривается вопрос об итогах выполнения Отраслевых тарифных соглашений с министерствами, ведомствами, профсоюзными органами всех уровней, осуществляется постоянный контроль за их выполнением. Система социального партнерства в России включает следующие уровни: 1. Федеральный. Здесь заключается Генеральное соглашение на трехсторонней основе (правительство Российской Федерации, общероссийское объединение профсоюзов, общероссийские объединения работодателей). Контроль за выполнением Генерального соглашения осуществляет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых соглашений, членом которой является председатель Профсоюза В.П. Савченко. Через Генеральное соглашение Профсоюз реализует права своих членов в области оплаты труда, занятости, социального страхования, социального обеспечения и др. на федеральном правительственном уровне. 2. Отраслевой. Здесь заключаются отраслевые тарифные соглашения на трех- или двусторонней основе. Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляется отраслевыми комиссиями, в состав которых на паритетной основе входят представители трех или двух сторон: работодателя, профсоюза, Минтруда, а также представителями работодателя и комитетами Профсоюза в регионах России. Не реже одного раза в год поводятся итоги выполнения соглашений. В работе отраслевых комиссий обычно принимают активное участие представители регионов. Они на конкретном материале с мест доказывают невыполнение отдельных обязательств соглашений, или подкрепляют информацию о выполнении. 3. Региональный (республика, край, область). Заключаются региональные отраслевые соглашения между территориальными комитетами Профсоюза и департаментами, управлениями, министерствами регионов. Соглашения заключаются, в основном, двусторонние. Контроль за выполнением соглашений осуществляют специально сформированные комиссии и профактив. На региональном уровне заключаются также соглашения на трехсторонней основе: Совет (или Федерация) территориальных организаций отраслевых профсоюзов – правительство (администрация) субъекта РФ – объединения работодателей субъекта РФ. Территориальные организации отраслевых профсоюзов, часть проблем своих членов могут решать, используя эти соглашения. 4. Местный (базовый) – предприятие, учреждение, организация различных форм собственности. Здесь заключается коллективный договор между профсоюзным комитетом и работодателем. На этом же уровне заключается индивидуальный трудовой контракт, который подписывается работодателем и наемным работником. В приведенной четырехступенчатой системе заложен важный принцип социального партнерства: различные формы коллективных договоров и соглашений взаимосвязаны и дополняют друг друга. Генеральное соглашение является правовой основой, опираясь на которую, отраслевые профсоюзы и региональные объединения профсоюзов имеют право требовать установления дополнительных гарантий и мер социальной защиты для работников отраслей и регионов. В свою очередь, дополнительные льготы и меры социальной защиты, зафиксированные в Отраслевых тарифных соглашениях, являются гарантированным минимальным уровнем при разработке коллективных договоров организаций, находящихся в соответствующем регионе и отрасли. И далее: льготы и гарантии, зафиксированные в коллективном договоре, являются минимальной основой при заключении индивидуального трудового договора (контракта) работника. При проведении коллективных переговоров и определении договорных обязательств стороны руководствуются также Конституцией Российской федерации, действующими законодательными актами, содержащими нормы трудовых и социально-экономических отношений. Центральный комитет Профсоюза, учитывая происходящие в стране изменения, периодически готовит рекомендации по подготовке и заключению, коллективных договоров и соглашений в организациях государственных учреждений и общественного обслуживания. В Профсоюзе подготовлены и разосланы комитетам Профсоюза для практического использования в работе «Рекомендации по подготовке и заключению коллективных договоров в организациях государственных учреждений и общественного обслуживания Российской федерации», Макет коллективного договора для организаций государственных учреждений и общественного обслуживания, Макеты коллективных договоров для организаций банковской сферы, организаций ОАО "«Росгосстрах"», учреждений социального обслуживания населения. По итогам выполнения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров Центральным комитетом ежегодно выпускается специальный Информационный бюллетень с подробным изложением материала по социальному партнёрству. Бюллетень направляется во все территориальные комитеты Профсоюза. Несмотря на большую работу, проводимую Центральным комитетом и профсоюзным активом по развитию социального партнёрства, в государственных учреждениях и в организациях общественного обслуживания, процесс заключения коллективных договоров и региональных соглашений развивался медленно вплоть до третьего съезда Профсоюза, состоявшегося в августе 1995 года. III съезд Профсоюза утвердил «Основные направления деятельности профсоюза по осуществлению защитных функций в новых условиях», где первым направлением записано: - Развитие и совершенствование социального партнерства с органами власти и управления, работодателями и их объединениями через систему отраслевых и региональных (тарифных) соглашений, коллективных договоров, являющихся важной составной частью правового регулирования трудовых отношений. - Инициатива и настойчивость в организации и ведении переговоров по заключению коллективных договоров (соглашений) для решения вопросов занятости, оплаты труда, условий и охраны труда и здоровья наёмных работников – задача профсоюзных организаций любого уровня. Настойчивая работа Центрального комитета, профсоюзного актива территориальных организаций Профсоюза по реализации решений III съезда Профсоюза, систематическое обучение профактива и хозяйственных руководителей ведению коллективных переговоров, разработке проектов соглашений и коллективных договоров привели к заметному перелому в состоянии важнейшей работы по защите социально-трудовых интересов работников через систему коллективных договоров и соглашений. Всего в Российской Федерации заключено 61 отраслевое тарифное соглашение, в том числе 11 ОТС (18%) заключено Центральным комитетом Профсоюза с: МВД России, Минюстом России, МЧС, Минтрудом России (протезно-ортопедические предприятия), РОСТО, Росархивом, ОАО «Росгосстрах», Госкомстатом России, ГТК России, Судебным департаментом при Верховном Суде России, Минобороны России. Можно и нужно Центральному комитету заключать 15-17 соглашений, однако руководители некоторых министерств и ведомств, используя несовершенство «Закона о коллективных договорах и соглашениях», который обязывает работодателя вести с профсоюзами переговоры о заключении соглашений, но не обязывает их заключать (подписывать), упорно отказываются от сотрудничества с Профсоюзом, демонстрируя свою недостаточную политическую и экономическую зрелость. В п. 7.2 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы записано: Стороны обязуются содействовать: Заключению и реализации региональных, территориальных, отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений и коллективных договоров. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на IV съезде ФНПР, сказал: «Здесь нам вместе важно выстроить баланс интересов работников и работодателей». Тем не менее, руководители Акционерного коммерческого Сберегательного банка, Центрального банка, Министерства по налогам и сборам, Пенсионного фонда Российской Федерации не только не содействуют заключению отраслевых тарифных соглашений и выстраиванию баланса интересов с Профсоюзом, представляющим интересы работников их систем, но продолжают прилагать усилия для отказа от налаживания партнёрских отношений с Профсоюзом. В результате от работников этих ведомств Профсоюз получает массу сигналов о нарушениях их трудовых прав. Разрешение трудовых конфликтов нередко заканчивается рассмотрением в судебных органах и даже забастовками. Центральный комитет Профсоюза надеется, что руководители названных министерств и ведомств в конце концов дозреют до понимания позиции президента и правительства России и наладят конструктивные отношения с Профсоюзом. Региональных и территориальных соглашений комитетами Профсоюза было заключено: На 1 января 1996 года 310, “- - - -“ - -“ 1997 года 372, “ - - -“--- “ 1998 года 419, ‘‘- - -‘‘ --- “ 1999 года 470, “- - - “ ---“ 2000 года 566, “- - - “ ---“ 2001 года 659. Всего в Российской Федерации заключено на 01.01. 2001 г. 3355 региональных и других соглашений, в т. ч. 19,6% (659) заключенных в территориальных организациях нашего Профсоюза. С 1996 года районные и городские комитеты Профсоюза стали практиковать заключение соглашений с главами городских и районных администраций. Такими соглашениями обеспечивается защита социально-трудовых прав и интересов малочисленных организаций – работников сельских и поселковых администраций. При всей значимости соглашений различного уровня, самым важным документом направления социального партнёрства, несомненно, является коллективный договор, так как он заключается непосредственно в организации, в которой работает конкретный наёмный работник. В коллективном договоре предусматриваются максимальные (коллективные) льготы и социальные гарантии, именно с коллективным договором знакомят работника при его поступлении на предприятие, в организацию. Именно этот документ сразу показывает: представлен в этой организации профсоюз или нет, если да, то сильна ли профорганизация или профком только взносы собирает и раздаёт их обратно. Если коллективного договора в организации нет, то цепь социального партнёрства оборвана, она не дошла до цели – члена Профсоюза, и вся работа на верхних уровнях наполовину потеряла смысл. Коллективных договоров в организациях госучреждений и общественного обслуживания России на 1 января 1996 года было заключено – 8967, что составило 28,5% от общего количества организаций, на 1 января 1997 года - 12008 (37,7%), “ - - - “ - - -“ 1998 года - 12568 (42,8%), “ - - -“ - - -“ 1999 года - 13025 (46,4%), ‘‘ - - -‘‘ - - -“ 2000 года - 14201 (51,4%), “ - - - “ - - “ 2001 года - 14863 (54,4%). В целом по Профсоюзу коллективными договорами охвачено 66,4% работающих членов профсоюза. Прогресс заметен, но работы впереди много. Если в 21 территориальном комитете Профсоюза в настоящее время заключено по 10 и более региональных соглашений, то в 6 теркомах не заключено ни одного. Только 30 (из 77) территориальных комитетов Профсоюза добились охвата членов Профсоюза коллективными договорами, выше среднего по Профсоюзу (66,4%), в то же время в 15 территориальных организациях менее 50% членов Профсоюза охвачены коллективными договорами. Надо выправлять положение. Учитывая особую важность социального партнёрства для реализации Основных направлений деятельности Профсоюза, а также ситуацию, сложившуюся в настоящее время в Профсоюзе и в стране (недостаточная теоретическая подготовка профсоюзных кадров), Центральный комитет Профсоюза заключил договор с Комиссией Европейского Союза о проведении по программе «ТАСИС БИСТРО» учебных семинаров по осуществлению проекта «Развитие системы подготовки кадров для социального диалога на рынке труда в профсоюзе работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации» и обучил 72 профсоюзных работника территориальных комитетов Профсоюза. Более 60 профсоюзных активистов прошли обучение по программе профсоюза госслужащих Норвегии (NTL) в учебном центре ЦОПН. Положительное влияние уровня развития социального партнёрства на общее укрепление Профсоюза легко проследить по динамике охвата членов Профсоюза коллективными договорами и региональными соглашениями и численности Профсоюза (см. графики). Число заключенных соглашений в 76 территориальных организациях Профсоюза Если в 1996-98 годах, когда охват членов Профсоюза коллективными договорами составлял 28 - 42%, численность Профсоюза снижалась на 4 - 3% в год, то в 1999-2000 годах, при охвате членов Профсоюза КД 59 - 66%, численность Профсоюза снижалась на 0,8 - 0,2% в год. А если учитывать постоянные реорганизации и сокращения штатов, проводимые в государственных учреждениях, то незначительное сокращение численности Профсоюза вполне можно объяснить этими объективными факторами. Достаточно наглядно подтверждают этот вывод статистические данные по Профсоюзу за 2000 год, в течение которого из Профсоюза выбыло 90600 человек, в т.ч. 73636 в связи с увольнением, 134 исключены за нарушение уставных требований и только 16355 выбыли по собственному желанию. В этот же период в Профсоюз принято 79149 человек. Результат явно в пользу Профсоюза: 79149 – 16355 – 134 = 62660! Даже с учётом того, что Профсоюз избавился более чем от сотни разгильдяев, он возрос почти на 63 тысячи человек. 30 декабря 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Трудовой кодекс Российской Федерации, который вводится в действие с 1 февраля 2002 года. В Кодексе саккумулированы практически все вопросы трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Кодекс серьёзно усиливает значение развития социального партнёрства, переговорных процессов между представителями работников и работодателей, роль коллективных договоров и соглашений в решении вопросов трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий и различных компенсаций наемным работникам. Важнейшая задача всего профсоюзного актива Профсоюза – в кратчайшие сроки изучить положения Трудового кодекса, научиться грамотно использовать его при переговорах с работодателями по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, при решении любых вопросов социально-трудового характера только в пользу членов Профсоюза. В своей деятельности на ближайшие годы Центральный комитет Профсоюза будет продолжать практическую работу по заключению тарифных соглашений всех уровней и коллективных договоров в организациях государственных учреждений и общественного обслуживания, добиваясь 100-процентного охвата членов профсоюза, конструктивных партнёрских отношений с работодателями всех министерств и ведомств, работники которых состоят в Профсоюзе. Практика в науке СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ С вопросами развития социального партнерства в государственных учреждениях и сфере общественного обслуживания связана не только работа Натальи ЛЫСЕНКО, эксперта социально-экономического отдела ЦК Профсоюза. Это и тема ее кандидатской диссертации, которую она готовит к защите под руководством известного профессора, доктора философских наук В.Г. Смолькова на кафедре социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. После распада в 1991 году Союза Советских Социалистических Республик и последовавшего за этим краха государственного социализма, устранения коммунистической партии от управления государством в России наступило время политических и экономических реформ, которые в свою очередь привели к разгосударствлению собственности и развитию рыночных отношений, в том числе и в сфере труда. В настоящее время все большее значение приобретают изменения и процессы, происходящие в сфере социально-трудовых отношений. Именно здесь складываются новые формы общения, новая мораль и стереотипы трудового поведения. Следует заметить, что в России на протяжении всей ее истории преобладала конфронтационная социально-политическая культура. Вместо поиска партнера для совместного разрешения острейших социально-экономических проблем, как правило, велись и ведутся поиски «врага», которого можно было бы обвинить во всех бедах. При этом не принимается во внимание то обстоятельство, что даже устранение этого «врага» (политическое ли, физическое ли) не приведет к решению имеющихся проблем, не выведет из затянувшегося экономического кризиса. Социальное партнерство, являясь механизмом регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, позволяет перейти от конфронтации к согласию. При этом приходится учитывать, что формирование цивилизованных трудовых отношений во многом зависит от состояния и динамики развития производительных сил. Различия интересов и целей, с какими стороны приходят в социальное партнерство, заставляют их находить общие точки соприкосновения. Главная цель социального партнерства вообще - обеспечение баланса реализации интересов сторон. Социальное партнерство как тип социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений имеет свои принципы, основные правила функционирования: равноправие всех форм собственности в обществе; добровольность принятия данного типа отношений на основе осознания, понимания его исторической целесообразности субъектами социального партнерства; гуманизация социально-трудовых отношений, признание обществом права каждого его члена на достойную жизнь, соответствующие оплату и условия труда.1 В целом для развития социального диалога в России, достижения баланса интересов субъектов социального партнерства сегодня имеются объективные предпосылки. Это, прежде всего, изменение природы собственности; создание базового законодательства и наличие сложившихся институтов и механизмов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также, что очень важно, рост независимости профсоюзов от государства и работодателей. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" положил начало формированию законодательной базы современной отечественной системы социального партнерства. В целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов государства, работников и работодателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992 года № 45 создан специальный орган - Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Это были первые официальные документы, рассматривающие государство, наемных работников (профсоюзы) и предпринимателей (работодателей) как равноправных партнеров, а также определившие субъекты переговорного процесса по регулированию социально-трудовых отношений и разрешению трудовых конфликтов на всех уровнях - федеральном, региональном, отраслевом и непосредственно в первичных организациях. 2 В последующие годы правовая база социального партнерства получила дальнейшее развитие и совершенствование. Были приняты такие основополагающие для становления социального партнерства в России документы, как Федеральные законы "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995 г.), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.), Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (1992 г.). Ряд важных для развития социального партнерства положений зафиксирован в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Кодексе законов о труде Российской Федерации. Наконец, в 1995-1998 годах в Москве, Ставропольском крае, Свердловской области, Республике Мордовия и других регионах были приняты законы "О социальном партнерстве". В настоящее время законы "О социальном партнерстве" действуют в большинстве регионов России. На федеральном, отраслевом и территориальных уровнях созданы трехсторонние комиссии. Можно выделить четыре уровня системы трипартизма - федеральный, отраслевой, региональный и базовый (организации, предприятия, учреждения и т.п.). На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать: Генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации; отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований участниками соглашений выступают: регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации; территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления. И, наконец, на уровне конкретной организации, предприятия, учреждения - коллективный договор, сторонами которого являются работники организации в лице их представителей и работодатель в лице руководителя организации или другого полномочного в соответствии с уставом организации или иными правовыми актами лица. Подобная многоступенчатая система подразумевает важный принцип социального партнерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения (договора, контракта) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для наемного работника. Национальная модель социального партнерства включает в себя такие элементы, как субъекты, объекты, уровни, целевые функции и критерии эффективности, а также механизм и процедуры реализации. Важной категорией социального партнерства является его субъект. Субъектами социального партнерства, его носителями, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности его задачи и принципы, являются: работники в лице их представителей, их органов и организаций; работодатели и их представители, их органы и организации; органы государственной и муниципальной исполнительной власти и их представители. В рамках социального партнерства они выступают в качестве независимых и равноправных сторон, каждая из которых решает свои специфические проблемы. Для профсоюзов - это рост реальных доходов наемных работников, гарантии социальной защиты (в том числе от безработицы, во время или вследствие болезней, в старости), обеспечение достойных условий труда и жизни и т.д. Для предпринимателей - это гарантии эффективного использования капитала, увеличение прибыли в результате роста производительности труда, качества продукции, непрерывности производственного процесса, повышение конкурентоспособности на национальном и мировом рынках. Для государства как представителя общественных интересов - это социальный мир и сплоченность нации, условие ее процветания, рост национальных доходов, экологическая безопасность, общая конкурентоспособность национальной экономики. Субъекты социального партнерства в России имеют свои особенности. Во-первых, государство в России как субъект социального партнерства выступает через органы исполнительной власти не только в качестве крупнейшего собственника, предпринимателя, работодателя, но и как главное звено политической системы общества, принимающее законы, другие нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения в обществе и гарантирующие соблюдение, выполнение этих законов и актов. Во-вторых, для сегодняшней ситуации в России характерна размытость субъектов социального партнерства: 1. Государство является вполне определенным субъектом, но слабость его позиции в том, что оно совмещает несколько противоречивых ролей. 2. Профсоюзы разобщены. Наряду с традиционными действуют новые профсоюзы. 3. Позиции промышленников и предпринимателей тоже четко не определены. Создано множество союзов и ассоциаций предпринимателей, но далеко не всегда их право на представительство является законно обоснованным и признается другими субъектами переговоров. Затрудняет развитие партнерских отношений отсутствие на федеральном уровне закона об объединениях работодателей3. При заключении соглашений на федеральном уровне в большинстве случаев государство вынуждено участвовать в процессе договорного регулирования социально-трудовых отношений в качестве представителя работодателей4, хотя в целом с 1998 года просматривается тенденция к увеличению участия объединений работодателей: В России система коллективных договоров и соглашений построена на основе принципа защиты как общих, так и специфических интересов трудящихся на всех уровнях: общенациональном, региональном, отраслевом, конкретной организации. Генеральное соглашение является правовой основой, опираясь на которую отраслевые и региональные органы имеют право требовать установления дополнительных льгот и мер социальной защиты для работников соответствующих отраслей и регионов. В свою очередь, тарифные и региональные соглашения дают возможность конкретизировать социальные гарантии, предоставляемые работникам, причем дополнительные льготы и меры социальной защиты, зафиксированные в тарифных и региональных соглашениях, являются гарантированным минимумом при разработке коллективного договора на уровне организации, находящейся в соответствующем регионе, отрасли. Актуальность становления социального партнерства в России очевидна. Достижение социального партнерства, реализация его принципов в России является не просто предпочтительным вариантом, но и единственно возможным разумным способом цивилизованного решения противоречий в сфере социально-трудовых отношений. В большинстве стран Запада, благодаря развитию социального партнерства, снизился размах забастовочного движения. Выравнивание условий труда и его оплаты привело к оздоровлению конкуренции между предпринимателями на рынке труда. Однако, как неоднократно в своих документах подчеркивала Международная организация труда, идеальной и пригодной для всех стран модели социального партнерства нет и быть не может, учет национальных особенностей, специфики является одним из главных общих принципов формирования системы социального партнерства в тех или иных странах. В России социальное партнерство должно основываться, во-первых, на общих закономерностях и общих принципах, присущих социальному партнерству, независимо от его принадлежности к той или иной стране; во-вторых, на международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений; в-третьих, реализовывать новые закономерности, новые факторы, которые привносит российский опыт в практику социального партнерства; в-четвертых, рационально использовать мировой опыт становления социального партнерства в российской практике с обязательным учетом российской специфики.5 Система социального партнерства, являясь основой цивилизованных взаимоотношений между работниками (представителями их интересов - профсоюзами), работодателями, органами власти, служит целям стабильного развития общества, обеспечения эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений, снижения противоречий между трудом и капиталом и, как следствие, предотвращения коллективных трудовых споров. Основанное на принципах согласия и сотрудничества, социальное партнерство должно стать важнейшим фактором перехода России от рыночной стихии к цивилизованным рыночным отношениям. |
О практике работы Самарской и Ставропольской региональных организаций Профсоюза по выполнению Программы действий Профсоюза по вопросам... | О состоянии оплаты труда работников учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в Пермской... | ||
Об избрании председателя и заместителя председателя Молодежного совета ЦК профсоюза (№1-1) | О работе профорганов Курганской и Тверской областных организаций по защите социально-трудовых и экономических прав и интересов членов... | ||
О работе профорганов Костромской и Тамбовской областных организаций Профсоюза по контролю за соблюдением требований Федерального... | Семинар-совещание главных бухгалтеров (бухгалтеров) комитетов и председателей (заместителей председателей, членов) ревизионных комиссий... | ||
Настоящий сборник содержит правовые, внутрисоюзные нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность правовой инспекции... | Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ президиум республиканского комитета Профсоюза принял постановление №25... | ||
Башкирская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки | По контролю за выполнением работодателями отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |